СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Принцип действия и устройство трансформаторов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Принцип действия и устройство трансформаторов»


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий политехнический колледж»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Принцип действия и устройство трансформаторов




























2 022


Методическая разработка «Принцип действия и устройство трансформаторов». ГБПОУ ДПК: Донецк, 2022. – 33 с.


Дисциплина МДК.01.01. «Электрические машины и аппараты»


Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».


Составитель: Борисенко И.В. преподаватель квалификационной категории «Специалист высшей категории» цикловой комиссии электротехники и автоматики


Разработанная методика представляет собой вспомогательный материал для проведения лекции с использованием новейших информационных технологий и методов обучения для дисциплины «Электрические машины и аппараты» на тему «Принцип действия и устройство трансформаторов».

Цель разработки – продемонстрировать возможности использования новейших информационно-коммуникационных технологий и мультимедийного оборудования при изучении нового материла для активизации умственной деятельности студентов, получения ими навыков творческого подхода к изучению нового материала и практическому применению современных технологий в области электрического и электромеханического оборудования, в частности, при изучении темы «Принцип действия и устройство трансформаторов».



Для преподавателей дисциплины «Электрические машины и аппараты» учреждений среднего профессионального образования



Рецензенты: Надеева Е.А., преподаватель комиссии специальных технологических и технических дисциплин «Специалист высшей категории» ГБПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики»

Бурьянова В.А., преподаватель ЦК электротехники и автоматики квалификационной категории «Специалист высшей категории» Государственного бюджетное профессионального образовательного учреждения «Донецкий политехнический колледж»



Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией электротехники и автоматики

протокол № ___от «___» ______________ 2022 г.

Председатель ЦК ____________________В. Ю. Омельченко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программой дисциплины «Электрические машины и аппараты» предусматривается изучение конструкции, принципов работы, разновидности и возможные неисправности различных электрических машин и аппаратов. Эта дисциплина является составной частью профессионального модуля ПМ.01. «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования». Одной из изучаемых тем дисциплины «Электрические машины и аппараты» является тема «Принцип действия и устройство трансформаторов».

В бытовой технике трансформаторы находят самое широкое применение, начиная от выпрямительных устройств для маломощных электродвигателей постоянного тока и заканчивая блоками питания микропроцессорных систем управления бытовой техникой.

Изучение дисциплины «Электрические машины и аппараты» начинается с раздела «Трансформаторы», потому, что знание данной темы определяет то, как студенты будут усваивать материал дисциплины. Поэтому важно изучение данной темы сделать наиболее доступным, с использованием всех возможных наглядных средств. И здесь на помощь преподавателю приходят информационно-коммуникационные технологии. Особенно эффективны информационно-коммуникационные технологии в сочетании с наглядным методом и мультимедийным оборудованием.

В данной разработке продемонстрировано применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Обосновывается важность решения задач, связанных с применением информационных, мультимедийных технических и программных средств и использованием Интернета на всех этапах учебного процесса.

В качестве примера применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе рассмотрено построение занятия на тему: «Принцип действия и устройство трансформаторов». Разработка может быть использована на занятиях дисциплины «Электрические машины и аппараты». Дополнительно показана разработка мультимедийной презентации и опорного конспекта для закрепления знаний по этой теме.

Использование современных информационно – коммуникационных технологий в преподавании дисциплины «Электрические машины и аппараты» позволяет наглядно демонстрировать принцип работы, процесс сборки/разборки, возможные неисправности и их устранение для различных электрических машин и аппаратов: асинхронных, синхронных или коллекторных двигателей, аппаратов защиты и управления, трансформаторов.

Использование мультимедийных презентаций, видеоуроков, анимационных роликов позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

Информационно – коммуникационные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Использование информационно – коммуникационных технологий может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Мультимедийные презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков. Использование анимации, вставки видеофрагментов, позволяет демонстрировать динамичные процессы. Другим преимуществом информационно – коммуникационных технологий является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. Кроме того, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале занятия можно записать тему, цель, мотивацию занятия, а затем с помощью заголовков на каждом слайде, возможно следить за ходом изложения материала. Так же на слайды можно выносить все ключевые слова и непонятные термины.

При изучении дисциплины «Электрические машины и аппараты» встречаются темы, изучение которых без информационно – коммуникационных технологий малоэффективно и с трудом усваивается студентами. Это, например, описание процесса разборки или ремонта какой-либо электрической машины. Для этих тем подачу нового материала желательно сопровождать демонстрацией видеороликов. Описание разновидностей того или иного оборудования желательно сопровождать демонстрацией по крайней мере, картинок.

Обобщим преимущества информационно – коммуникационных технологий — это наглядность, удобство и быстрота.

На данном занятии с помощью презентации, картинок, видеороликов будет наглядно представлена конструкция, принцип работы, разновидности трансформаторов, а также дана информация о применении и особенностях работы трансформаторов в особых условиях.

Разработка может быть полезна в преподавании дисциплин, при изучении которых рассматривается тема «Принцип действия и устройство трансформаторов».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Группа: ________ Дата: _____________


Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Тема занятия: Принцип действия и устройство трансформаторов.

Цель занятия:

Методическая Совершенствовать методику проведения лекций с использованием информационно-коммуникационных технологий

Дидактическая

    • изучить принцип действия, устройство трансформаторов;

    • рассмотреть разновидности трансформаторов;

Развивающая

  • развивать познавательную активность студентов;

  • развивать творческие навыки в познавательной деятельности;

  • развивать память и внимание;

  • развивать практические навыки при получении новых знаний.

Воспитательная
  • формировать ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям;
  • формировать интерес к изучаемому предмету лекции, развитию технических умений и профессиональных навыков;
  • воспитывать чувство ответственности, творческое мышление;
  • совершенствовать профессиональное внимание, сосредоточенность и активность.


Вид занятия: лекция

Тип занятия: подача нового материала

Форма проведения занятия: эвристическая беседа, деловая игра

Методы и приёмы: репродуктивная та эвристическая беседа с элементами наглядного метода.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: Математика

Физика

Техническая механика

Электротехника и электроника

Материаловедение

Обеспечиваемые: Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования

Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов

Производственная практика (по профилю специальности)


Методическое обеспечение занятия
  • рабочая программа;

  • методическая разработка занятия;

  • опорный конспект (Приложение А);

  • раздаточный материал;

  • тестовые задания (Приложение Б,В);

  • задача для домашнего задания (Приложение Г);

  • мультимедийная презентация (Приложение Д);

  • видеоматериалы;

  • наглядные пособия.


Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • компьютер с доступом к интернету.


Программное обеспечение:

  • MS Office, Word, Power Point;

  • KMPlayer;

  • AVS Video Editor.


Структура занятия

1. Организационный момент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..................................1мин.

2. Ознакомление студентов с темой, целью, планом занятия.............................2мин.

3. Мотивация обучения ..........................................................................................2мин.

4. Актуализация опорных знаний .........................................................................5мин.

5. Комментарий к ответам студентов ...................................................................2мин.

6. Изложение нового материала по теме: Принцип действия и устройство трансформаторов....................................................................................................50ми.

План занятия:

6.1.Электрическая и электромагнитная схема трансформатора.

6.2.Принцип действия трансформатора.

6.3.Устройство трансформаторов.

6.4. Решение типового примера

7. Фронтальный опрос...........................................................................................13мин.

8. Подведение итогов занятия.... . . . . . . . . . . . . ... . . . ......................... . . . .... . . 2мин.

9. Объявление оценок..............................................................................................2мин.

10. Домашнее задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .............................................1мин.

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г


Общее время занятия 80мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент

1.1.Преподаватель проводит проверку присутствия студентов, проверяет готовность студентов к занятию. Проверяет готовность аудитории к занятию.


2. Ознакомление студентов с темой, целью, планом занятия

Преподаватель объявляет тему, цель занятия (тема и цель занятия на слайде).


Тема занятия: «Принцип действия и устройство трансформаторов».

Цель занятия:

Дидактическая

    • изучить принцип действия, устройство трансформаторов;

    • рассмотреть разновидности трансформаторов;

Развивающая

  • развивать познавательную активность студентов;

  • развивать творческие навыки в познавательной деятельности;

  • развивать память и внимание;

  • развивать практические навыки при получении новых знаний.

Воспитательная
  • формировать ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям;
  • формировать интерес к изучаемому предмету лекции, развитию технических умений и профессиональных навыков;
  • воспитывать чувство ответственности, творческое мышление;
  • совершенствовать профессиональное внимание, сосредоточенность и активность.

Преподаватель объявляет план занятия(план занятия на слайде):

План занятия:

1.Электрическая и электромагнитная схема трансформатора.

2.Принцип действия трансформатора.

3.Устройство трансформаторов.

4. Решение типового примера

3. Мотивация обучения

Преподаватель объясняет мотивацию занятия(мотивация занятия на слайде, Приложение В):


В бытовой технике трансформаторы находят самое широкое применение, начиная от выпрямительных устройств для маломощных электродвигателей постоянного тока и заканчивая блоками питания микропроцессорных систем управления бытовой техникой.

Изучение дисциплины «Электрические машины и аппараты» начинается с раздела «Трансформаторы», потому, что знание данной темы определяет то, как вы будете усваивать материал дисциплины. Поэтому изучение данной темы является очень важным для получения полноценных знаний по всем разделам дисциплины «Электрические машины и аппараты». На данном занятии вы изучите принцип работы, разновидности трансформаторов, получите информацию о применении и особенностях работы трансформаторов.

Изучение данной темы пригодится вам при изучении спецдисциплин, в курсовом и дипломном проектировании.


4. Актуализация опорных знаний

(репродуктивный метод, тестовый опрос)

Тестовый опрос по теме 1.1.1. « Назначение и области применения трансформаторов»


5. Комментарий ответов студентов

Преподаватель комментирует результат тестового опроса, обращает внимание на ошибки и указывает на правильные ответы.


6. Изложение и изучение нового материала

(ЛЕКЦИЯ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

(эвристическая беседа, применение технических средств обучения, наглядный метод)

(Презентация А)

Преподаватель: Переходим к изучению новой темы.

Преподаватель объявляет тему:

«Принцип действия и устройство трансформаторов».

Студенты записывают тему и план лекции.


6.1. Электрическая и электромагнитная схема трансформатора

Простейший силовой трансформатор состоит из магнитопровода (сердечника), выполненного из ферромагнитного материала (обычно листовая электротехническая сталь), и двух обмоток, расположенных на стержнях магнитопровода (рис. 1.1.а). Одна из обмоток, которую называют первичной, присоединена к источ­нику переменного тока I на напряжение U1. К другой обмотке называемой вторичной, подключен потребитель Zн. Первичная и вторичная обмотки трансформатора не имеют электрической связи друг с другом, и мощность из одной обмотки в другую передается электромагнитным путем. Магнитопровод, на кото­ром расположены эти обмотки, служит для усиления индуктив­ной связи между обмотками.


6.2.Принцип действия трансформатора

Принцип действия трансформатора основан на явлении электромаг­нитной индукции. При подключении первичной обмотки к источ­нику переменного тока в витках этой обмотки протекает пере­менный ток i1, который создает в магнитопроводе переменный магнитный поток Ф. Замыкаясь в магнитопроводе, этот поток сцепляется с обеими обмотками (первичной и вторичной) и инду­цирует в них ЭДС:

В первичной обмотке ЭДС самоиндукции:

Во вторичной обмотке ЭДС взаимоиндукции:

где W1 и W2 - число витков в первичной и вторичной обмотках трансформатора.


При подключении нагрузки Zн к выводам вторичной обмотки трансформатора под действием ЭДС е2 в цепи этой обмотки создается ток і2, а на выводах вторичной обмотки устанавливается напряжение U2. В повышающих трансформаторах а в понижающих U2 U1

Из (1.1) и (1.2) видно, что ЭДС е1 и е2, наводимые в обмотках трансформатора, отличаются друг от друга лишь за счет разного числа витков W1 и W2 в обмотках, поэтому, применяя обмотки с требуемым соотношением витков, можно изготовить трансформатор на любое отношение напряжений.

Обмотку трансформатора, подключенную к сети с более высо­ким напряжением, называют обмоткой высшего напряжения (ВН); обмотку, присоединенную к сети меньшего напряжения, - обмоткой низшего напряжения (НН).

На рис. 1.1,6 показано изображение однофазного трансфор­матора на принципиальных электрических схемах.

Трансформаторы обладают свойством обратимости, один и тот же трансформатор можно использовать в качестве повы­шающего и понижающего. Но обычно трансформатор имеет определенное назначение: либо он повышающий, либо - пони­жающий.

Трансформатор - это аппарат переменного тока. Если же его первичную обмотку подключить к источнику постоянного тока, то магнитный поток в магнитопроводе трансформатора также будет постоянным как по величине, так и по направлению (dФ/dt) = 0, поэтому в обмотках трансформатора не будет наво­диться ЭДС, а следовательно, электроэнергия из первичной цепи не будет передаваться во вторичную.

Классифицируют трансформаторы по нескольким признакам: по назначению - силовые общего назначения, сило­вые специального назначения, импульсные, для преобразования частоты и т. д.;

-по виду охлаждения - с воздушным (сухие транс­форматоры) и масляным (масляные трансформаторы) охлаж­дением (см. § 1.3);

-по числу трансформируемых фаз - однофаз­ные и трехфазные;

-по форме магнитопровода - стержневые, броне­вые, бронестержневые, тороидальные;

-по числу обмоток на фазу - двухобмоточные, многообмоточные.


Видеоролик -1.Принцип действия трансформатора


6.3.Устройство трансформаторов

Современный трансформатор состоит из различных конструк­тивных элементов: магнитопровода, обмоток, вводов, бака и др. Магнитопровод с насаженными на его стержни обмотками со­ставляет активную часть трансформатора. Остальные элементы трансформатора называют неактивными (вспомогательными) частями. Рассмотрим подробнее конструкцию основных частей трансформатора.

Магнитопровод в трансформаторе выполняет две функции: во-первых, он составляет магнитную цепь, по кото­рой замыкается основной магнитный поток трансформатора, а во-вторых, он является, основой для установки и крепления обмоток, отводов, переключателей. Магнитопровод имеет шихтован­ную конструкцию, т. е. он состоит из тонких (обычно толщиной 0,5 мм) стальных пластин, покрытых с двух сторон изолирующей пленкой (например, лаком). Такая конструкция магнитопровода обусловлена стремлением ослабить вихревые токи, наводимые в нем переменным магнитным потоком, а следовательно, умень­шить величину потерь энергии в трансформаторе.

Силовые трансформаторы выполняются с магнитопроводами трех типов: стержневого, броневого и бронестержневого.

В магнитопроводе стержневого типа (рис. 1.2, а) вертикальные стержни /, на которых расположены обмотки 2, сверху и снизу замкнуты ярмами 3. На каждом стержне распо­ложены обмотки соответствующей фазы и проходит магнитный поток этой фазы: в крайних стержнях — потоки ФA и Ф, а в среднем стержне -поток Фв

На рис. 1.2, б показан внешний вид магнитопровода. При этом стержни имеют ступенчатое сече­ние, вписываемое в круг диаметром д, (рис. 1.3).

Стержни трансформато­ров большой мощности имеют много ступеней, что обеспечивает лучшее использование площади круга внутри обмотки. Для лучшей теплоотдачи иногда между отдельными пакетами стержня оставляют воздушные зазоры шириной 5- 6 мм, служащие вентиляционными каналами.

Магнитопровод броневого типа представляет собой разветвленную конструкцию со стержнем и ярмами, частично прикрывающими («бронирующими») обмотки (рис. 1.4). Магнит­ный поток в стержне магнитопровода броневого типа в два раза больше, чем в ярмах, каждое из которых имеет сечение, вдвое меньшее сечения стержня. Из-за технологической сложности изготовления магнитопроводы броневого типа не получили широ­кого распространения, их применяют лишь в силовых трансфор­маторах весьма малой мощности (радиотрансформаторы).

Трансформаторы большой применяют стержневую кон­струкцию магнитопровода (рис. 1.5), ко­торая хотя и требует несколько повышенного ческой стали, но позво­ляет уменьшить высоту Рис. 1.4. Однофазный трансформатор броневого магнитопровода (НБСНС), а следовательно, и высоту трансформатора. Это имеет важное значение при транспортировке трансформаторов по железной дороге.

По способу сочленения стержней с ярмами различают стыко­вую и шихтованную конструкции стержневого магнитопровода (рис. 1.6).

При стыковой конструкции (рис. 1.6, а) стержни и ярма собирают раздельно, насаживают обмотки на стержни, а затем приставляют верхнее и нижнее ярма, заранее проложив изолирующие прокладки между стыкующими элементами, с целью ослабления вихревых токов, возникающих при взаимном пере­крытии листов стержней и ярм. После установки двух ярм всю конструкцию прессуют и стягивают вертикальными шпильками. Стыковая конструкция хотя и облегчает сборку магнитопровода, но не получила распространения в силовых трансформаторах из-за громоздкости стяжных устройств и необходимости механической обработки стыкующихся поверхностей для уменьшения магнитного сопротивления в месте стыка.

Шихтованная конструкция магнитопроводов си­ловых трансформаторов показана на рис. 1.6,6, когда стержни и ярма собирают слоями в переплет. Обычно слой содержит 2-3 листа. В настоящее время магнитопроводы силовых транс­форматоров изготовляют из холоднокатаной электротехнической стали, у которой магнитные свой­ства вдоль направления прокат­ки листов лучше, чем поперек. Поэтому при шихтованной кон­струкции в местах поворота лис­тов на 90° появляются «зоны не­совпадения» направления прокат­ки с направлением магнитного потока. На этих участках наблю­даются увеличение магнитного сопротивления и рост магнитных потерь. С целью ослабления это­го явления применяют для ших­товки пластины (полосы) со скошенными краями.

В этом случае вместо прямого стыка (рис. 1.7, а) получают косой стык (рис. 1.7, б), у которого «зона несовпадения» гораздо меньше.

Недостатком магнитопроводов шихтованной конструкции яв­ляется некоторая сложность сборки, так как для насадки обмо­ток на стержни приходится расшихтовывать верхнее ярмо, а затем после насадки обмоток вновь его зашихтовывать.

Стержни магнитопроводов во избежание распушения опрессовывают (скрепляют). Делают это обычно наложением на стержень бандажа из стеклоленты или стальной проволоки Стальной бандаж выполняют с изолирующей пряжкой, что исключает создание замкнутых стальных витков на стержнях. Бандаж накладывают равномерно, с определенным натягом. Для опрессовки ярм 3 и мест их сочленения со стержнями 1 используют ярмовые балки 2, которые в местах, выходящих за крайние стержни (рис. 1.8), стягивают шпильками.

Во избежание возникновения разности потенциалов между металлическими частями во время работы трансформатора, что может вызвать пробой изоляционных промежутков, разделяю­щих эти части, магнитопровод и детали его крепления обяза­тельно заземляют. Заземление осуществляют медными лентами, вставляемыми между стальными пластинами магнитопровода одними концами и прикрепляемыми к ярмовым балкам другими концами.

Магнитопроводы трансформаторов малой мощности (обычно мощностью не более 1 кВ.А) чаще всего изготовляют из узкой ленты электротехнической холоднокатаной стали путем навивки.


Видеоролик -2.Типы сердечников трансформатора


Обмотки. Обмотки трансформаторов средней и большой мощ­ности выполняют из обмоточных проводов круглого или прямо­угольного сечения, изолированных хлопчатобумажной пряжей или кабельной бумагой. Основой обмотки в большинстве случаев является бумажно-бакелитовый цилиндр, на котором крепятся элементы (рейки, угловые шайбы и т.п.), обеспечивающие об­мотке механическую и электрическую прочность.

По взаимному расположению на стержне обмотки разделяют на концентрические и чередующиеся. Концентрические обмотки выполняют в виде цилиндров, размещаемых на стержне концентрически: ближе к стержню обычно располагают обмотку НН (требующую меньшей изоляции от стержня), а сна­ружи- обмотку ВН (рис. 1.10, а).

Чередующиеся (дисковые) обмотки выпол­няют в виде отдельных секций (дисков) НН и ВН и располагают на стержне в чередующемся порядке (рис. 1.10,6). Чередующие­ся обмотки применяют весьма редко, лишь в некоторых транс­форматорах специального назначения.

Концентрические обмотки в конструктивном отношении раз­деляют на несколько типов. Рассмотрим некоторые из них.



1.Цилиндрические однослойные или двухслойные обмотки из провода прямоугольного сечения (рис. 1.11, а) используют главным образом в качестве обмоток НН на номинальный ток до 800 А.

2.Винтовые одно- и многоходовые обмотки выполняют из нескольких параллельных проводов прямоугольного сечения. При этом витки укладывают по винтовой линии, имеющей один или несколько ходов (рис. 1.11, б). Для того чтобы все параллельные проводники одинаково нагружались током, выполняют транспо­зицию (перекладку) этих проводников. При транспозиции стре­мятся, чтобы в пределах одного витка каждый проводник зани­мал все положения. Транспозиция может быть групповой (рис.1.11а), когда параллельные провода делятся на две группы и перестановка осуществляется группами, и общей, когда меняется взаимное расположение всех параллельных проводов (рис. 1.11 б)

3.Непрерывные обмотки (рис. 1.11, в) состоят из отдельных дисковых обмоток (секций), намотанных по спирали и соединен­ных между собой без пайки, т.е. выполненных «непрерывно». Если обмотка выполняется несколькими параллельными проводами, то в ней применяют транспозицию проводов. Непрерывные обмотки, несмотря на некоторую сложность изготовления, полу­чили наибольшее применение в силовых трансформаторах как в качестве обмоток ВН, так и в качестве обмоток НН. Это объяс­няется их большой механической прочностью и надежностью.









В трансформаторах с масляным охлажде­нием магнитопровод с об­мотками помещен в бак, напол­ненный трансформаторным маслом (рис. 1.13). Трансфор­маторное масло, омывая об­мотки 2 и 3 и магнитопровод , отбирает от них тепло­ту и, обладая более высокой теплопроводностью, чем воздух, через стенки бака 4 и трубы радиатора 5 отдает ее в окружаю­щую среду. Наличие трансформаторного масла обеспечивает более надежную работу высоковольтных трансформаторов, так как электрическая прочность масла намного выше, чем воздуха. Масляное охлаждение интенсивнее воздушного, поэтому габари­ты и вес масляных трансформаторов меньше, чем у сухих транс­форматоров такой же мощности.

В трансформаторах мощностью, до 20-30 кВ-А применяют баки с гладкими стенками. У более мощных трансформаторов для увеличения охлаждаемой поверхности стенки бака делают ребристыми или же применяют трубчатые баки. Масло, нагре­ваясь, поднимается вверх, а охлаждаясь, опускается вниз. При этом масло циркулирует в трубах, что способствует более быст­рому его охлаждению.

Для компенсации объема масла при изменении температуры, а также для защиты масла от окисления и увлажнения при кон­такте с воздухом в трансформаторах применяют расширитель 9, представляющий собой цилиндрический сосуд, установленный на крышке бака и сообщающийся с ним. Колебания уровня масла с изменением его температуры происходят не в баке, который всегда заполнен маслом, а в расширителе, сообщающемся с атмосферой.

В процессе работы трансформаторов не исключена возмож­ность возникновения в них явлений, сопровождающихся бурным выделением газов, что ведет к значительному увеличению дав­ления внутри бака, поэтому во избежание повреждения баков трансформаторы мощностью 1000 кВ*А и выше снабжают вы­хлопной трубой, которую устанавливают на крышке бака. Ниж­ним концом труба сообщается с баком, а ее верхний конец за­канчивается фланцем, на котором укреплен стеклянный диск. При давлении, превышающем безопасное для бака, стеклянный диск лопается и газы выходят наружу.

В трубопровод, соединяющий бак масляного трансформатора с расширителем, помещено газовое реле. При возникновении в трансформаторе значительных повреждений, сопровождаемых обильным выделением газов (например, при коротком замыка­нии между витками обмоток), газовое реле срабатывает и замы­кает контакты цепи управления выключателя, который отклю­чает трансформатор от сети. Обмотки трансформатора с внешней цепью соединяют вводами 7 и 8. В масляных трансформаторах для вводов обычно используют проходные фарфоровые торы. Такой ввод снабжен металлическим фланцем, посредством которого он крепится к крышке или стенке бака. К дну бака прикреплена тележка, позволяющая перемещать трансформатор в пределах подстанции. На крышке бака расположена рукоятка переключателя напряжений 6.

Свойства трансформатора определяются его номинальными параметрами:

1) номинальное первичное линейное напряжение U1ном, В или кВ;

2) номинальное вторичное линейное напряжение U1ном (напряжение на выводах вторичной обмотки при отклю­ченной нагрузке и номинальном первичном напряжении), В или кВ;

3) номинальные линейные токи в первичной I1ном и вторич­ной I2ном обмотках, А; 4) номинальная полная мощность Sном, кВ.А (для однофазного трансформатора Sном = U1ном I1ном, для трехфазного Sном =3 U1ном I1ном).

Номинальные линейные токи вычисляют по номинальной мощности трансформатора: для трехфазного трансформатора

где Sном - номинальная мощность трехфазного трансформатора, кВ• А.

Каждый трансформатор рассчитан для включения в сеть пе­ременного тока определенной частоты. В СССР трансформаторы общего назначения рассчитаны на частоту f = 50 Гц (в некоторых других странах f = 60 Гц), в устройствах автоматики и связи при­меняют трансформаторы на частоты 50, 400 или 1000 Гц.


Видеоролик -3.Классификация трансформаторов

Видеоролик -4.ТТП, тороидальные трансформаторы


6.4 Решение типового примера

Пример 1.1. Номинальные значения первичного и вторичного напряжений однофазного трансформатора U1ном = 110 кВ, U2ном = 6,3 кВ, номинальный первич­ный ток I1ном=95,5А. Определить номинальную мощность трансформатора Sном и номинальный вторичный ток I2ном

Решение Номинальная мощность трансформатора Sном = U1ном I1ном = 110•95,5= 10 500 кВ• А. Номинальный вторичный ток I2ном =Sном / U1ном = 10 500/6,3= 1666 А.


7. Закрепление изученного материала

Фронтальный опрос. Приложение Б


8. Подведение итогов занятия

Тестовый опрос по теме: «Принцип действия и устройство трансформаторов». Тестовые задания даны на карточках (Приложение В).


Преподаватель комментирует результат проведения занятия, правильность ответов студентов, комментирует активность студентов на лекции. Далее преподаватель подводит общий итог занятия, акцентируя внимание на достижении цели занятия.

9. Объявление оценок

Преподаватель объявляет оценки, полученные студентами в ходе занятия.


10. Домашнее задание.

Преподаватель задаёт домашнее задание.

(Домашнее задание на слайде, Приложение Г).


Л.1,с.16-25, Решить задачу 1 для своего варианта.



Преподаватель ______________ И.В.Борисенко


Список использованных источников


Основная литература:

1. Кацман М.М. Электрические машины. - М.: Издательский центр «Высшая школа», 1999. - 463с.

2. Беспалов В.Я., Котеленец Н.Ф. Электрические машины. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320с.

3. Кацман М.М. Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам и электроприводу. - М.: Высшая школа, 2002. - 215с.

4. Вольдек А.И., Попов В.В. Электрические машины. – СПб.:Питер, 2006.- 320с.

5. Келим Ю.М. Типовые элементы систем автоматического управления. – М.:ФОРУМ:ИНФРА, 2002.-384с.

6. Кацман М.М.Справочник по электрическим машины. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.

7. Электрические и электронные аппараты: учебное пособие / сост. Н.Ю. Сипайлова; Томский политехнический университет. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 236 с.

8. Кацман М.М. Сборник задач по электрическим машинам. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.

9. Кацман М.М. Электрические машины приборных устройств и средств автоматизации.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.

10. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. - Харьков: Издательский дом «Фактор», 2008.


Дополнительная литература:

11. Ермолин Н.П. Электрические машины малой мощности. - М.: Высшая школа, 1976.

12. Кацман М.М. Электрический привод. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 382с.

13. Юферов Ф. М. Электрические машины автоматических устройств. - М., Высшая школа, 2003. - 416с.

14. Вешеневский С.Н. Характеристика двигателей в электроприводе. М.: Энергия, 1993. - 432с.

15. Зимин В.И., Каплан М.Я., Палей А.М. Обмотки электрических машин. - М.: Энергия, 1975.-288с.

16. Геращенко Г.В., Тембель П.В. Справочник по обмоточным данным. - К.: Техника, 1972.

17. Ермолин Н.П. Расчет коллекторных машин малой мощности. - Л.: Энергия, 1973.



О

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

1.Электрическая и электромагнитная схема трансформатора.

Простейший силовой трансформатор состоит из магнитопровода (сердечника), выполненного из ферромагнитного материала (обычно листовая электротехническая сталь), и двух обмоток, расположенных на стержнях магнитопровода (рис. 1.1.а). Одна из обмоток, которую называют первичной, присоединена к источ­нику переменного тока I на напряжение U1. К другой обмотке называемой вторичной, подключен потребитель Zн. Первичная и вторичная обмотки трансформатора не имеют электрической связи друг с другом, и мощность из одной обмотки в другую передается электромагнитным путем. Магнитопровод, на кото­ром расположены эти обмотки, служит для усиления индуктив­ной связи между обмотками.






2.Принцип действие трансформатора

Принцип действие трансформатора основано на явлении электромаг­нитной индукции. При подключении первичной обмотки к источ­нику переменного тока в витках этой обмотки протекает пере­менный ток i1, который создает в магнитопроводе переменный магнитный поток Ф. Замыкаясь в магнитопроводе, этот поток сцепляется с обеими обмотками (первичной и вторичной) и инду­цирует в них ЭДС:

В первичной обмотке ЭДС самоиндукции:

Во вторичной обмотке ЭДС взаимоиндукции:

где W1 и W2 - число витков в первичной и вторичной обмотках трансформатора.

При подключении нагрузки Zн к выводам вторичной обмотки трансформатора под действием ЭДС е2 в цепи этой обмотки создается ток і2, а на выводах вторичной обмотки устанавливается напряжение U2. В повышающих трансформаторах а в понижающих U2 U1

Обмотку трансформатора, подключенную к сети с более высо­ким напряжением, называют обмоткой высшего напряжения (ВН); обмотку, присоединенную к сети меньшего напряжения, - обмоткой низшего напряжения (НН).

На рис. 1.1,6 показано изображение однофазного трансфор­матора на принципиальных электрических схемах.

Трансформаторы обладают свойством обратимости, один и тот же трансформатор можно использовать в качестве повы­шающего и понижающего. Но обычно трансформатор имеет определенное назначение: либо он повышающий, либо - пони­жающий.

Трансформатор - это аппарат переменного тока. Если же его первичную обмотку подключить к источнику постоянного тока, то магнитный поток в магнитопроводе трансформатора также будет постоянным как по величине, так и по направлению (dФ/dt) = 0, поэтому в обмотках трансформатора не будет наво­диться ЭДС, а следовательно, электроэнергия из первичной цепи не будет передаваться во вторичную.

Классифицируют трансформаторы по нескольким признакам: по назначению - силовые общего назначения, сило­вые специального назначения, импульсные, для преобразования частоты и т. д.;

-по виду охлаждения - с воздушным (сухие транс­форматоры) и масляным (масляные трансформаторы) охлаж­дением;

-по числу трансформируемых фаз - однофаз­ные и трехфазные;

по форме магнитопровода-стержневые, броне­вые, бронестержневые, тороидальные;

-по числу обмоток на фазу - двухобмоточные, многообмоточные.

На заднем форзаце данной книги представлена диаграмма классификации силовых трансформаторов общего назначения.

2.Устройство трансформаторов

Современный трансформатор состоит из различных конструк­тивных элементов: магнитопровода, обмоток, вводов, бака и др.

Магнитопровод. Магнитопровод в трансформаторе выполняет две функции: во-первых, он составляет магнитную цепь, по кото­рой замыкается основной магнитный поток трансформатора, а во-вторых, он является, основой для установки и крепления обмоток, отводов, переключателей. Магнитопровод имеет шихтован­ную конструкцию, т. е. он состоит из тонких (обычно толщиной 0,5 мм) стальных пластин, покрытых с двух сторон изолирующей пленкой (например, лаком). Такая конструкция магнитопровода обусловлена стремлением ослабить вихревые токи, наводимые в нем переменным магнитным потоком, а следовательно, умень­шить величину потерь энергии в трансформаторе.

Силовые трансформаторы выполняются с магнитопроводами трех типов: стержневого, броневого и бронестержневого.

В магнитопроводе стержневого типа (рис. 1.2, а) вертикальные стержни /, на которых расположены обмотки 2, сверху и снизу замкнуты ярмами 3. На каждом стержне распо­ложены обмотки соответствующей фазы и проходит магнитный поток этой фазы: в крайних стержнях — потоки ФA и Ф, а в среднем стержне -поток Фв

Магнитопровод броневого типа представляет собой разветвленную конструкцию со стержнем и ярмами, частично прикрывающими («бронирующими») обмотки (рис. 1.4). Магнит­ный поток в стержне магнитопровода броневого типа в два раза больше, чем в ярмах, каждое из которых имеет сечение, вдвое меньшее сечения стержня.

По способу сочленения стержней с ярмами различают стыко­вую и шихтованную конструкции стержневого магнитопровода (рис. 1.6).




Шихтованная конструкция магнитопроводов си­ловых трансформаторов – стержни и ярма собирают слоями в переплет. Обычно слой содержит 2-3 листа. В настоящее время магнитопроводы силовых транс­форматоров изготовляют из холоднокатаной электротехнической стали, у которой магнитные свой­ства вдоль направления прокат­ки листов лучше, чем поперек.

Недостатком магнитопроводов шихтованной конструкции яв­ляется некоторая сложность сборки.

Стержни магнитопроводов во избежание распушения опрессовывают (скрепляют).

Во избежание возникновения разности потенциалов между металлическими частями во время работы трансформатора, что может вызвать пробой изоляционных промежутков, разделяю­щих эти части, магнитопровод и детали его крепления обяза­тельно заземляют.

О бмотки. Обмотки трансформаторов средней и большой мощ­ности выполняют из обмоточных проводов круглого или прямо­угольного сечения, изолированных хлопчатобумажной пряжей или кабельной бумагой. Основой обмотки в большинстве случаев является бумажно-бакелитовый цилиндр, на котором крепятся элементы (рейки, угловые шайбы и т.п.), обеспечивающие об­мотке механическую и электрическую прочность.

П о взаимному расположению на стержне обмотки разделяют на концентрические и чередующиеся. Концентрические обмотки выполняют в виде цилиндров, размещаемых на стержне концентрически: ближе к стержню обычно располагают обмотку НН (требующую меньшей изоляции от стержня), а сна­ружи- обмотку ВН (рис. 1.10, а).

Чередующиеся (дисковые) обмотки выпол­няют в виде отдельных секций (дисков) НН и ВН и располагают на стержне в чередующемся порядке (рис. 1.10,6). Чередующие­ся обмотки применяют весьма редко, лишь в некоторых транс­форматорах специального назначения.

Концентрические обмотки в конструктивном отношении раз­деляют на несколько типов. Рассмотрим некоторые из них.

1.Цилиндрические однослойные или двухслойные обмотки из провода прямоугольного сечения (рис. 1.11, а) используют главным образом в качестве обмоток НН на номинальный ток до 800 А.

2.Винтовые одно- и многоходовые обмотки выполняют из нескольких параллельных проводов прямоугольного сечения. При этом витки укладывают по винтовой линии, имеющей один или несколько ходов (рис. 1.11, б). Для того чтобы все параллельные проводники одинаково нагружались током, выполняют транспо­зицию (перекладку) этих проводников.

3.Непрерывные обмотки (рис. 1.11, в) состоят из отдельных дисковых обмоток (секций), намотанных по спирали и соединен­ных между собой без пайки, т.е. выполненных «непрерывно».

В трансформаторах с масляным охлажде­нием магнитопровод с об­мотками помещен в бак, напол­ненный трансформаторным маслом (рис. 1.13). Трансфор­маторное масло, омывая об­мотки 2 и 3 и магнитопровод , отбирает от них тепло­ту и, обладая более высокой теплопроводностью, чем воздух, через стенки бака 4 и трубы радиатора 5 отдает ее в окружаю­щую среду.

Свойства трансформатора определяются его номинальными параметрами:

1) номинальное первичное линейное напряжение U1ном, В или кВ; 2) номинальное вторичное линейное напряжение U1ном (напряжение на выводах вторичной обмотки при отклю­ченной нагрузке и номинальном первичном напряжении), В или кВ; 3) номинальные линейные токи в первичной I1ном и вторич­ной I2ном обмотках, А; 4) номинальная полная мощность Sном, кВ.А (для однофазного трансформатора Sном = U1ном I1ном, для трехфазного Sном =3 U1ном I1ном).

Номинальные линейные токи вычисляют по номинальной мощности трансформатора: для трехфазного трансформатора

где Sном - номинальная мощность трехфазного трансформатора, кВ• А.


4 Решение типового примера

Пример 1.1. Номинальные значения первичного и вторичного напряжений однофазного трансформатора U1ном = 110 кВ, U2ном = 6,3 кВ, номинальный первич­ный ток I1ном=95,5А. Определить номинальную мощность трансформатора Sном и номинальный вторичный ток I2ном

Решение. Номинальная мощность трансформатора Sном = U1ном I1ном = 110•95,5= 10 500 кВ• А. Номинальный вторичный ток I2ном =Sном / U1ном = 10 500/6,3= 1666 А.


Таблица 1 – Данные задачи для домашней работы

U1,В

Ix, А

Е2 В

Фм, Вб

φх








Домашнее задание: [1], с.16-25.

Литература: 1. Кацман М.М. Электрические машины. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 475с.



ПРИЛОЖЕНИЕ Б





Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 1


1)Бытовые трансформаторы на какой частоте сети работают?

А)50Гц

Б) 60Гц

В) 45Гц

2)Для бытовых потребителей величина напряжения, сколько В?

А)220-240В, 50 Гц

Б)220-240В, 60 Гц

В)220-240В, 55 Гц

3) Какими вторичная система переменного тока может отличаться от первичной , неверными пара­метрами?

А) Значениями напряжения и тока, формой кривой напряжения (тока), частотой

Б) Значениями напряжения и давлением, числом фаз

В) Значениями температурой и тока, числом фаз, формой кривой напряжения (тока), частотой

4)Трансформаторы электростанций, повышают повышение генераторов до каких величин?

А)35В, 110В

Б)220В, 110В

В)35кВ, 110кВ

5)Для чего применяют измерительные трансфоматоры?

А)Для бытовых целей

Б)Для средств связи

В)Для подключение измерительных приборов

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 2

1) Транс­форматоры являются статическими преобразователями, чего?

А)Электро­энергии импульсных сигналов

Б) Электро­энергии переменного тока

В) Электро­энергии постоянного тока

2) В местах потреб­ления электроэнергии напряже­ние еще раз понижают посредст­вом чего?

А) Трансформаторов до 12, 36 или 48 В

Б) Трансформаторов до 220, 380 или 660 В

В) Трансформаторов до1000, 3000 или 6000 В

3) Где силовые трансформаторы наиболее применимы?

А) В электротехнических установках, а также в энергетических системах передачи и распределения электроэнергии

Б) В сварочных установках, а также в энергетических системах передачи и распределения электроэнергии

В) В импульсных установках, а также в энергетических системах передачи и распределения электроэнергии

4)Трансформаторы электростанций, повышают повышение генераторов до каких величин?

А)220кВ, 330кВ

Б)35В, 110В

В)220В, 110В

5)Трансформаторы напряжения к какому виду относятся?

А)Импульсные

Б)Силовые

В)Измерительные





































1) Статические преобразователи электро­энергии переменного тока, что это?

А)Компенсаторы

Б)Двигатели

В) Транс­форматоры

2) В местах распределения электро­энергии между потребителями ус­танавливают, что?

А) Понижающие транс­форматоры

Б) Транс­форматоры напряжения

В) Транс­форматоры тока

3) Что применяют для преобразования посредством явления электро­магнитной индукции одной (первичной) системы переменного тока в другую (вторичную) систему переменного тока?

А) Трансформаторы силовые, сварочные, измерительные, импульсные, генераторы постоянного тока

Б) Трансформаторы силовые, сварочные, измерительные, импульсные, двигатели постоянного тока

В)Трансформаторы силовые, сварочные, измерительные, импульсные

4) Трансформаторы специального назначения, какие?

А)Понижающие

Б)пик-трансформаторы, импульсные, умножители ча­стоты

В)Силовые

5)Трансформаторы тока к какому виду относятся?

А)Импульсные

Б)Силовые

В)Измерительные

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 3

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 4

1) Статические преобразователи электро­энергии постоянного тока, найти неверный ответ

А) Транс­форматоры

Б) Компенсаторы

В) Двигатели

2) При пере­даче электроэнергии мощностью 106 кВт на расстояние 1000 км какое напряжение используют?

А)Меньше 500 кВ

Б)500 кВ

В)Больше 500 кВ

3) Число фаз, форма кривой напряжения (тока) и частота при трансформации изменяется?

А)Изменяется форма кривой

Б)Изменяется частота

В) Остаются неизменными

4)Трансформаторы электростанций, повышают повышение генераторов до каких величин?

А)1000В, 660В

Б)500кВ, 750кВ

В)380В, 3000В

5)Кому принадлежит первая идея создания трансформатора?

А)Яблочкову П.Н.

Б)М.Фарадей

В)Н.Тесла

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 5

1)Транс­форматоры являются статическими преобразователями, почему?

А)Выдают статическое напряжение

Б)Перемещаются в процессе работы

В)Не перемещаются в процессе работы

2)От чего зависит величина напряжения в линии?

А) Чем больше протяженность ли­нии электропередачи и чем выше эксплуатационные расходы по ее обслуживанию

Б) Чем больше протяженность ли­нии электропередачи и чем меньше передаваемая по этой линии мощность

В ) Чем больше протяженность ли­нии электропередачи и чем больше передаваемая по этой линии мощность

3) От назначения трансформаторы разделяют на какие?

А) На силовые трансформаторы общего и трансформаторы специального назна­чения

Б) На силовые трансформаторы общего и трансформаторы бытового назна­чения

В) На силовые трансформаторы общего и трансформаторы промышленного назна­чения

4) Трансформаторы специального назначения, какие?

А)Однофазные бытовые

Б)Повышающие

В) трансформаторы для устройств автоматики

5)Кому и в каком году принадлежит первая идея создания трансформатора?

А)М.Фарадей 1851г.

Б)Н.Тесла 1932г.

В) Яблочкову П.Н. 1878г.

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 6

1) Силовые трансформаторы конструкцию, принципиально отличаются от электрических машин чем?

А) Наличие вращающихся частей

Б)Отсутствие каких-либо вращающихся частей

В)Периодическое отключение вращающихся частей

2) Высокое напря­жение в генераторе возможно на электростанции?

А) Да, если после генератора напряжение подается на понижающий трансформатор

Б)Да, если после генератора напряжение подается на повышаю­щий трансформатор

В) Да, если после генератора напряжение подается на преобразователь частоты

3) Какими вторичная система переменного тока может отличаться от первичной , пара­метрами?

А) Значениями напряжения и тока, числом фаз, формой кривой напряжения (тока), частотой

Б) Значениями напряжения и давлением, числом фаз, формой кривой напряжения (тока), частотой

В) Значениями температурой и тока, числом фаз, формой кривой напряжения (тока), частотой

4)Трансформаторы электростанций, повышают повышение генераторов до каких величин?

А)660В, 2000В

Б)35кВ, 750кВ

В)220В, 1000В

5)Сварочные трансформаторы к какому виду относятся?

А)Специальные

Б)Силовые

В)Измерительные

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 7

1) Принцип действия трансформатора основан на чем?

А) На явлении электромагнитной индукции

Б) на явлении магнитной индукции

В) на явлении электрической индукции

2) Уменьшаются электрические по­тери в линии электропередачи за счет чего?

А) За счет низкого напряжения в линии на выходе трансформатора

Б) За счет высокого напряжения в линии на входе трансформатора

В)За счет высокого напряжения в линии на выходе трансформатора

3) Что применяют для преобразования посредством явления электро­магнитной индукции одной (первичной) системы переменного тока в другую (вторичную) систему переменного тока?

А)Магнитные усилители

Б)Трансформаторы

В)Комплексные преобразователи

4) Трансформаторы специального назначения, какие?

А)Трехфазные

Б) печные и сварочные трансформа­торы

В)Однофазные

5)Транс­форматоры являются какими устройствами, найти не правильный ответ?

А)Преобразователями напряжения при одинаковой частоте

Б) Преобразователями электро­энергии постоянного тока

В) Преобразователями электро­энергии переменного тока

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

1) Принцип дей­ствия трансформаторов и электри­ческих машин, на чем основан?

А) на явлении электрической индукции

Б) на явлении магнитной индукции

В) На явлении электромагнитной индукции

2)Почему на дальних расстояниях передача электроэнергии осуществляется при высоком нап­ряжении?

А) Для увеличения напряжения в линии электропередач

Б) Для уменьшения электрических по­терь в линии электропередач

В)Для простоты обслуживания линии

3)Где применяются трансформаторы?

А) В металлургии, измерительной технике, сварочных устройствах, автоматики и связи

Б) В линиях электропередачи, измерительной технике, сварочных устройствах, машиностроении и шахтах

В)В линиях электропередачи, измерительной технике, сварочных устройствах, автоматики и связи

4) Трансформаторы специального назначения, чем характеризуются?

А)Частота, напряжение на входе и выходе одинаковая

Б) Частота, напряжение на входе и выходе неодинаковая

В) Напряжение на входе и выходе одинаковое

5)Кому принадлежит идея создания трехфазного трансформатора?

А)Попов М.П.

Б)Доливо-Добровольский М.О.

В)Ленц Г.П.

Вариант 8

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 9

1) Принципиально чем отличается трансформатор от электрических машин?

А) Работает на переменном токе

Б)Отсутствие каких-либо вращающихся частей у трансформатора

В) Работает на постоянном токе

2) Передача электро­энергии осуществляется, при каком напряжении?

А) при высоком нап­ряжении

Б) при низком нап­ряжении

В) при неизменном нап­ряжении

3)Что преобразует трансформатор ?

А) Трансформатор преобразует величину переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения

Б) Трансформатор преобразует величину постоянного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения

В) Трансформатор преобразует величину переменного тока одного напряжения в постоянный ток другого напряжения

4) Трансформаторы специального назначения, какие?

А) Испытательные и измерительные трансформаторы

Б)Силовые промышленные

В) Силовые бытовые

5)Транс­форматоры являются какими устройствами?

А)Преобразователями частоты

Б) Преобразователями электро­энергии постоянного тока

В) Преобразователями электро­энергии переменного тока

Фронтальный опрос по теме 1.1.1.

Вариант 10

1) Какие основные элементы любой энергетической системы или установки?

А)Электрические машины и трансформаторы

Б)Преобразователи частоты и трансформаторы

В) Импульсные преобразователи и трансформаторы

2)Трансформаторы широко приме­няются, где?

А) В системах нахождения и распределения электроэнергии

Б) В системах защиты и распределения электроэнергии

В) В системах передачи и распределения электроэнергии

3)Какое число индуктивно связанных обмоток стоит в трансформаторе?

А) больше 100

Б) 2 и более

В) меньше 100

4) Трансформаторы специального назначения харак­теризуются, чем?

А) Разнообразием рабочих свойств и кон­структивным использованием

Б) Разнообразием режимов работ и кон­структивным использованием

В)Работают на постоянном токе

5)Кому принадлежит первая идея создания трансформатора и трехфазный трансформатор?

А) Герц, Доливо-Добровольский М.О.

Б)Ампер Б, Доливо-Добровольский М.О.

В) Яблочкову П.Н., Доливо-Добровольский М.О.

Таблица 1.1 - Правильные ответы к тестовому опросу по теме 1.1.1

№/№

1

2

3

4

5

1

А

А

В

В

В

2

Б

Б

А

А

В

3

В

А

В

Б

В

4

Б

Б

В

Б

А

5

В

В

А

В

В

6

Б

Б

А

Б

А

7

А

В

Б

Б

Б

8

В

Б

В

А

Б

9

Б

А

А

А

В

10

А

В

Б

А

В


ПРИЛОЖЕНИЕ В


Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 1

1)Укажите одно из важнейших

достоинств цепей переменного тока по сравнению с цепями постоянного тока

А)Возможность передачи электроэнергии на дальние

расстояния

Б)Возможность преобразо­вания электроэнергии в теп­ловую в механическую

В)Возможность изменения напряжения и тока в цепи с помощью трансформатора

2)При каком напряжении целесообразно: а) передавать энергию б) потреблять энергию?

А)а) Высоком; б) низком

Б)а) Низком; б) высоком

В)Это зависит от характера тока

3)Какой это трансформатор?

А)Понижающий

Б)Специальный

В)Повышающий

4)Где применяют трансформа­торы?

А)В линиях электропередачи

Б)В автоматике и измери­тельной технике

В)Во всех перечисленных и многих других областях тех­ники

5)Какие трансформаторы используют для питания электроэнергией жилых помещений?

А)Силовые

Б)Измерительные

В)Специальные







































Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 2


1)Какие трансформаторы изобра­жены на рисунках?

А)а) и. б) Стержневого типа

Б)а) Стержневого типа

б) Броневого типа

В) а) Броневого типа

б) стержневого типа

2)Почему магнитопроводы высоко­частотных трансформаторов прес­суют из ферромагнитного порошка?

А)Для упрощения тех­нологии изготовления

Б)Для увеличения маг­нитной проницаемости

В)Для уменьшения теп­ловых потерь

3)Какая из обмоток — обмотка низ­шего напряжения?

А)Обмотка 1

Б)Обмотка 2

В)Обмотка 1 и 2

4)Почему допустимая плотность тока в обмотках трансформатора с масляным охлаждением, составля­ющая 2-4 А/мм2, примерно в 2 раза выше, чем в сухих трансфор­маторах?


А)Надежнее изоляция

Б)Лучше условия охлаж­дения

В)Это нужно дл снижения потерь в линии электропередачи

5)Можно ли расширитель транс­форматора полностью залить мас­лом?

А)Можно

Б)Нельзя

В)Коэффициент трансформации должен быть больше 1










































Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 3


1)Будет ли протекать переменный ток через обмотку катушки, если потери в магнитопроводе равны нулю?

А)Будет

Б)Не будет

В)Останется постоянным

2)Какое уравнение связывает маг­нитный поток в магнитопроводе с мгновенным значением ЭДС в об­мотке?

А)E=Em.sin. ωt

Б)dФ= -( Em/ ω). sin ωt

В)π2 ~3ω/(2ln2 ω )

3)Найти интеграл ∫sin ωt dt

А)(1/ω) cos .ωt

Б) -(1/ω) cos . ωt

В)-(1/ω) cos .ωt+A

4)Определить амплитудное значе­ние магнитного потока, если Ф= 0,01 cos ωt

А)0.01Вб

Б)Для решения задачи недостаточно данных

В)0.001Вб

5)Рассчитать ЭДС, если f=100/2π.с-1: ω=100√2 рад/с; Фт = 0,01 В.с

А)Е=4,44 В

Б)Е=44,4 В

В)Е=100 В







































1)На каком законе основан принцип действия трансформатора?

А)На законе Ампера

Б)На законе электромаг­нитной индукции

В)На принципе Ленца

2)Чему равно отношение действую­щих и мгновенных значений ЭДС первичной и вторичной обмоток трансфор матора ?

А)Отношению чисел вит­ков обмоток

Б)Приближенно отноше­нию чисел витков обмо­ток

В)Отношению чисел вит­ков обмоток

3)Может ли напряжение на за­жимах вторичной обмотки превы­шать: а) ЭДС первичной обмотки; б) ЭДС вторичной обмотки?

А)Может

Б)Не может

В)а) Может; б) не может

Г)а) Не может; б) может

4)Чему равно отношение напряже­ний на зажимах первичной и вто­ричной обмоток?

А)Отношению чисел вит­ков обмоток

Б)Приближенно отноше­нию чисел витков обмо­ток

В)Относительное число обмоток первичной и вторичной обмоток

5)Определить приближенное значение коэффициента трансформации, если U1=200В, Р=1кВт, I2=0.5A

А)Для решения задачи недостаточно данных

Б)k≈10

В)k≈0.1

Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 4

Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 5

1)На чём основана работа трансформатора?

А)Закон электромагнитной индукции

Б)Закон Полного тока

В)Закон Ома и Кирхгофа

2)U1=200В, U2=36B

А)Специальный трансформатор

Б)Понижающий трансформатор

В) Повышающий трансформатор

3)Однофазные трансформаторы когут работать от сети постоянного тока

А)Нет

Б)Да

В)Работают при определенных условиях

4)Какой ток создает в мвгнитопроводе переменный магнитный поток Ф?

А)Переменный ток

Б)Постоянный ток

В)Переменный и постоянный ток

5)Коэффициент трансформации К, как опреднелить?

А)ω12

Б)P1/P2

В)E2/E1

Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 6

1)На каком законе основан принцип действия трансформатора?

А)На законе Ампера

Б)На законе электромаг­нитной индукции

В)На принципе Ленца

2)Рассчитать ЭДС, если f=100/2π.с-1: ω=100√2 рад/с; Фт = 0,01 В.с

А)Е=4,44 В

Б)Е=44,4 В

В)Е=100 В

3)Какая из обмоток обмотка низ­шего напряжения?

А)Обмотка 1

Б)Обмотка 2

В)Обмотка 1 и 2

4)Какие трансформаторы используют для питания электроэнергией жилых помещений?

А)Силовые

Б)Измерительные

В)Специальные

5)Чему равно отношение действую­щих и мгновенных значений ЭДС первичной и вторичной обмоток трансфор матора ?

А)Отношению чисел вит­ков обмоток

Б)Приближенно отноше­нию чисел витков обмо­ток

В)Отношению чисел вит­ков обмоток

Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 7

1)Какой ток создает в мвгнитопроводе переменный магнитный поток Ф?

А)Переменный ток

Б)Постоянный ток

В)Переменный и постоянный ток

2)Почему магнитопроводы высоко­частотных трансформаторов прес­суют из ферромагнитного порошка?

А)Для упрощения тех­нологии изготовления

Б)Для увеличения маг­нитной проницаемости

В)Для уменьшения теп­ловых потерь

3)Найти интеграл ∫sin ωt dt

А)(1/ω) cos .ωt

Б) -(1/ω) cos . ωt

В)-(1/ω) cos .ωt+A

4)Где применяют трансформа­торы?

А)В линиях электропередачи

Б)В автоматике и измери­тельной технике

В)Во всех перечисленных и многих других областях тех­ники

5)Определить приближенное значение коэффициента трансформации, если U1=200В, Р=1кВт, I2=0.5A

А)Для решения задачи недостаточно данных

Б)k≈10

В)k≈0.1

Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 8

1)Однофазные трансформаторы когут работать от сети постоянного тока

А)Нет

Б)Да

В)Работают при определенных условиях

2)Чему равно отношение действую­щих и мгновенных значений ЭДС первичной и вторичной обмоток трансфор матора ?

А)Отношению чисел вит­ков обмоток

Б)Приближенно отноше­нию чисел витков обмо­ток

В)Отношению чисел вит­ков обмоток

3)Какой это трансформатор?

А)Понижающий

Б)Специальный

В)Повышающий

4)Определить амплитудное значе­ние магнитного потока, если Ф= 0,01 cos ωt

А)0.01Вб

Б)Для решения задачи недостаточно данных

В)0.001Вб

5)Какие трансформаторы изобра­жены на рисунках?

А)а) и. б) Стержневого типа

Б)а) Стержневого типа

б) Броневого типа

В) а) Броневого типа б) стержневого типа


Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 9

1)U1=200В, U2=36B

А)Специальный трансформатор

Б)Понижающий трансформатор

В) Повышающий трансформатор

2)Какое уравнение связывает маг­нитный поток в магнитопроводе с мгновенным значением ЭДС в об­мотке?

А)E=Em.sin. ωt

Б)dФ= -( Em/ ω). sin ωt

В)π2 ~3ω/(2ln2 ω )

3)Однофазные трансформаторы могут работать от сети постоянного тока?

А)Нет

Б)Да

В)Работают при определенных условиях

4)Может ли напряжение на за­жимах вторичной обмотки превы­шать: а) ЭДС первичной обмотки; б) ЭДС вторичной обмотки?

А)Может

Б)Не может

В)а) Может; б) не может

5)Какие трансформаторы изобра­жены на рисунках?

А)а) и. б) Стержневого типа

Б)а) Стержневого типа

б) Броневого типа

В) а) Броневого типа

б)стержневого типа

Тестовый опрос по теме 1.1.2

Вариант 10

1)Определить приближенное значение коэффициента трансформации, если U1=200В, Р=1кВт, I2=0.5A

А)Для решения задачи недостаточно данных

Б)k≈10

В)k≈0.1

2)Определить амплитудное значе­ние магнитного потока, если Ф= 0,01 cos ωt

А)0.01Вб

Б)Для решения задачи недостаточно данных

В)0.001Вб

3)Коэффициент трансформации К, как определить?

А)ω12

Б)P1/P2

В)E2/E1

4)Какой это трансформатор?

А)Понижающий

Б)Специальный

В)Повышающий

5)Можно ли расширитель транс­форматора полностью залить мас­лом?

А)Можно

Б)Нельзя

В)Коэффициент трансформации должен быть больше 1


Таблица 1.2 - Правильные ответы к тестовому опросу по теме 1.1.2

№/№

1

2

3

4

5

1

В

А

В

В

А

2

Б

В

Б

Б

Б

3

А

Б

Б

А

В

4

Б

А

В

Б

Б

5

А

Б

А

А

А

6

Б

В

Б

А

А

7

А

В

Б

В

Б

8

А

А

В

А

Б

9

Б

Б

А

В

Б

10

Б

А

А

В

Б

Задача для домашнего задания


З

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

адача 1. На рисунке 1 показана векторная диаграмма однофазного трансформатора при холостом ходе. На основании данных диаграммы и приведенных в (таблице 1) вариантов, определить: 1) коэффициент трансформации К; 2) потери в стали Рст пренебрегая потерями на нагревание первичной обмотки; 3) числа витков обеих обмоток при частоте тока питающей сети f=50 Гц. Принять ток холостого хода составляющим 5% от номинального первичного тока, найти номинальные токи в обмотках Іном1 и Iном2 и номинальную мощность трансформатора Sном.

Почему основной магнитный поток в магнитопроводе трансформатора остается неизменным при любой нагрузке ? Выполнение какого условия необходимо для соблюдения такого постоянства истока?

Указания 1. Потери в стали практически равны потерям холостого хода: Рст=U1.Ix.cosφx. Указания 2.Число витков обмоток определяют из формул для Е1 и Е2 , причем при холостом ходе Е1≈U1 ;

Е2 =Uном2. Указания 3. Номинальная мощность трансформатора Sном= Uном2 . Іном1, где Iном2 .Іном1.


Таблица 1 – Данные задачи для домашней работы

U1,В

Ix, А

Е2 В

Фм, Вб

φх

1

500

0,15

36

0,002

85

2

380

0,2

220

0,0015

80

3

220

0,5

500

0,008

86

4

127

0,1

12

0,0012

78

5

660

0,18

24

0,0018

75

6

500

0,12

24

0,0016

83

7

380

0,25

127

0,0025

84

8

220

0,3

380

0,002

77

9

127

0,16

24

0,001

75

10

660

0,22

36

0,002

82

11

500

0,165

36

0,007

80

12

380

0,22

220

0,020

75

13

220

0,55

500

0,013

81

14

127

0,11

12

0,0017

73

15

660

0,198

24

0,0023

70

16

500

0,132

24

0,0021

78

17

380

0,275

127

0,0030

79

18

220

0,272

380

0,007

72

19

127

0,176

24

0,006

70

20

660

0,242

36

0,007

77




















Рисунок 1 - Векторная диаграмма однофазного трансформатора