География.
Тема: ВЕТЕР 6 класс
Учитель – Самойлова Е.В.
МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов
тема урока.
Загадка
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
занимательный текст из известного произведения А.Милн "Винни Пух и все-все-все" - основная цель учителя заинтересовать учащихся темой урока, показать значимость данного вопроса для человека.
Цели:
- Познакомить с понятием «ветер»; с типами ветров; с приборами, определяющими направление и скорость ветра;
- Показать как образуется ветер; как влияют ветры на жизнь человека;
- Рассказать об опасных ветрах;
- Выяснить роль ветра ;
- Развивать интерес к предмету.
цели урока - учитель читает текст и добавляет.
Человек издавна использовал ветер
учитель спомощью слайда рассказывает, а ученики добавляют о использовании ветра.
Ветряные мельницы
использования паруса позволило мореплавателям уходить далеко в океан.
Парусник
Вопросы:
Что такое ветер?
учащиеся ищут ответ в тексте учебника.
Ветер – это движение воздуха вдоль поверхности Земли.
В чем причина образования ветра?
ищут ответ в тексте учебника.
НД
ВД
Разница в давлении.
ТИПЫ ВЕТРОВ.
МУССОН
БРИЗ
ПАССАТ
САМУМ
БОРА
УРАГАН
ТАЙФУН
учительназывает примеры различных ветров и говорит о том, что с некоторыми они познакомятся сегодня на уроке.
ТОРНАДО
БРИЗ
ДНЕВНОЙ
НД
ВД
СУША
МОРЕ
учитель показывает схему образования дневного бриза, а учащиеся зарисовывают ее в тетрадь.
I. Суша быстро прогрелась, нагрела воздух, воздух стал легкий, давление низкое. II. Вода нагревается медленно, воздух над ней прогрет плохо, давление высокое – ветер с моря.
БРИЗ НОЧНОЙ
ВД
НД
СУША
МОРЕ
ночной бриз.
III. Суша быстро остыла, остыл воздух, давление высокое. IV. Вода медленно остывает, воздух теплый, легкий, давление низкое – ветер с суши.
БРИЗ – ВЕТЕР, МЕНЯЮЩИЙ НАПРАВЛЕНИЕ ДВА РАЗА В ДЕНЬ.
Муссон – устойчивый, периодически меняющий свое направление ветер, летом – с моря на сушу, зимой – с суши на море.
Юго-Восток
и Восток
Евразии
учитель рассказывает о муссонах, пример - Индия.
ОСОБЕННОСТЬ – ЛЕТОМ – ОБИЛЬНЫЕ ОСАДКИ.
ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНИЦА В ДАВЛЕНИИ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ ВЕТЕР.
учитель рассказывает о причине скорости ветра.
УРАГАН – сильный ветер.
ПАССАТЫ.
- ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРЫ, ДУЮЩИЕ В СТОРОНУ ЭКВАТОРА.
ВД
30 ° с.ш.
рассказыает о пассатах, учащиеся рисуют схему в тетрадь.
ЭКВАТОР
НД
ВД
30 ° ю.ш.
ТОРНАДО – ураганный ветер Северной Америки.
торнадо - ветер Северной Америки, учитель называет причины.
ТАЙФУН –ветер у восточных берегов Евразии.
учитель рассказывает о тайфунах.
САМУМ – СУХОЙ ЖАРКИЙ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР ПУСТЫНЬ В АФРИКЕ.
учащиеся знакомятся с сухим пустынным ветром - самум.
БОРА – холодный северо-восточный сильный ветер.
г.Новороссийск
обледенение
Покровитель ветров – бог « символ неодолимого действия стихии»
Борей – бог северного ветра Как правило, выделялось четыре ветра. Каждому из них приписывались определенные качества. Хозяином ветров, согласно греческой мифологии, был бог Эол , державший их запертыми в пещере. На античных рисунках ветры представлены как крылатые, длиннохвостые, бородатые, сильные божества. В искусстве Средних веков и Возрождения они условно изображались в виде одних лишь голов, усиленно раздувающих щеки , в более поздней итальянской живописи могли дуть в раковины или рога.
(N o t o z), божество южного ветра, сын Астрея и Эос. Брат Борея, Зефира, Эвра. Изображается обычно с бородой и крыльями. Он приносит с собой влажный туман и именуется "быстрый".
НОТ
Зефир бог западного ветра, известен как нежный, мягкий ветер;
Аргест – восточный ветер
Флюгер – прибор, показывающий направление ветра.
учитель по рисункам рассказывает о назаначении и работе приборов.
Анемометр – прибор, показывающий скорость ветра.
Способ построения розы ветров.
- Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.
- Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.
- Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.
- На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
- Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
1 отрезок - 2 дня
С
12
Ю
З
4
В
6
СЗ
2
СВ
1
ЮЗ
0
ЮВ
6
4
Задание: построить розу ветров по данным таблицы:
С
4
Ю
6
З
В
10
2
СЗ
СВ
3
1
ЮЗ
ЮВ
2
2
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА
КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ С ВЕТРОМ ТАКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Роза ветров
Какие выводы можно сделать по данной розе ветров
ЧЕЛОВЕК И СЕЙЧАС ИСПОЛЬЗУЕТ ВЕТЕР.
учитель сначала предлагает учащимся вспомнить о современном использовании ветра, а затем показывает слайд.
ЗНАЧЕНИЕ ВЕТРА
- Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) ;
- Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)
- Вырабатывает электроэнергию
- Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа
- Помогал мореплавателям
- Переносит семена растений и споры грибов
Однажды друзья сидели на одинокой скале, открытой всем ветрам. Вот и тема для разговора — ветер — постоянный и изменчивый. Кто же из них прав? Пятачок сказал: «Хотя у меня часто ветер в голове гуляет, и я всегда сомневаюсь, все же уверен, что есть такой морозный ветер в Антарктиде — самум называется». Иа с печалью в голосе поведал: «Самый постоянный ветер пассат — он к экватору дует, раньше парусникам помогал в океане плавать». Винни Пух бодро заявил: «А я знаю, что с муссоном тоже плавать в океане можно — днем от берега в море, а вечером обратно домой вернуться». Кролика , как всегда, практические вопросы волнуют: не дай Бог, фён с гор начнет дуть,
весь урожай на грядках заморозит.
учитель снова возращается ко второму слайду и задает вопрос: кто прав?
КТО ПРАВ?
Вопросы:
- Как образуется ветер?
- Почему бывают сильные ветры?
- Как они называются?
- Почему опасны?
- Как человек использует
ветер?
проверка полученных знаний.
«Порыв ветра» 1902 г.
Дж.У.Уотерхаус
Домашнее задание:
Стр. 116-120
Всё о ветре: стихи, поговорки, пословицы и др.
дает задание на дом и ставит отделным учащимся оценки за урок.
Интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki/Ветер - 28k
chtotakoe.info/articles/veter_186.html - 7k
www.windyhead.ru/ - 31k
www.primpogoda.ru
www.solarhome.ru
www.mospravda.ru
интернет-ресурсы, которые использовались учителем.