СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отличия дистанционного обучения от традиционных форм

Нажмите, чтобы узнать подробности

С развитием современных технологий инновации затрагивают все сферы деятельности человека, в том числе и образование. Появление дистанционных форм обучения существенно облегчает процесс как для обучающих, так и для обучающихся, расширяя границы и возможности... Подробнее - в реферате!

Просмотр содержимого документа
«Отличия дистанционного обучения от традиционных форм»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лучик»







РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ОТЛИЧИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ»





Подготовила: Зайцева А.А.





Москва, 2018

Содержание:

  1. Введение............................................................................................................ 3

  2. Основная часть...................................................................................................5

  3. Заключение.........................................................................................................11

  4. Список используемой литературы...................................................................11















2

1. Введение. Определение понятия «дистанционное обучение».

В настоящее время дистанционное обучение доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе признано благотворное влияние дистанционных форм на обучение в целом. Кроме того, у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Однако до сих пор актуален вопрос: является ли дистанционное обучение формой обучения или это только технология? Итак, давайте определимся, что же принято понимать по дистанционным обучением:

1. Это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причём процесс обучения в этом случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

2. Это - форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Или другими словами, это - технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных

3

местах.

Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения, а также это - обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удалённость, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования.

Из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что нет единого понимания сущности дистанционного обучения. Однако в российских вузах и школах в настоящее время оно представлено в виде технологий, что закреплено законодательной базой.













4


  1. Основная часть.


В ст. 32 Закона «Об образовании» говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся: «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Из этого следует что «образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием». Дистанционные формы применяется, как правило, в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с преподавателем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек и баз данных могут осуществляться через Интернет.

Сетевая технология — использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на интернет-серверах вузов и школ. Через Интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Ряд вузов также проводят лекции и семинары в режиме реального времени. Экзамены проводят в ближайшем к


5

месту жительства студента /ученика учебном центре. Сетевое обучение может

быть организовано как автономно, так и на основе развертывания информационно-образовательных сред.

Телевизионно-спутниковая технология организационно схожа с сетевой, только контакт (лекции и семинары) преподавателей и студентов осуществляется по спутниковым каналам связи.

Помимо этих указанных технологий в настоящее время все чаще используется гибридная модель, сочетающая очные и дистанционные периоды (сессии) обучения. То есть под гибридной (смешанной) моделью на основе анализа курсов повышения квалификации преподавателей в РЦОКО и ИТ (региональный центр оценки качества образования и информационных технологий) и в ЛОИРО (Ленинградский областной институт развития образования) можно понимать «смесь» сетевой технологии в сочетании с кейс-технологией и очными занятиями (обычно это введение в курс и основы работы в дистанционной оболочке, принципы сетевого общения с тьютором, а также защита выпускной работы).

Рассмотрим дистанционное обучение как форму обучения. Как новая форма обучения, ДО не может быть совершенно автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы,

6

возможностями информационной среды Интернет, её услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции). Характерными чертами дистанционного обучения являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), разделённость субъектов учебного процесса расстоянием, виртуальная общность обучения, преобладание самоконтроля над контролем со стороны преподавателя, использование современных специализированных технологий и средств обучения и т. д.

К основным областям применения ДО можно отнести:

• повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

• подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

• подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определённого профиля;

• организация профильного обучения школьников;

• дополнительное образование по интересам;

• профессиональная переподготовка кадров;

• профессиональная подготовка.

Из сравнения ДО с очной и заочной формами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую ступень развития как заочного, так и очного обучения, на которой обеспечивается применение

информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

7

Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть материала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, лекции и семинары в режиме online). А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:

• постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

• возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;

• передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и длительность.

Отличие дистанционного от обучения по очной форме состоит в том, что существенная часть материала усваивается не в аудиториях, а с помощью Интернет-технологий, т. е. в дистанционном обучении работа студентов/учащихся является организованной и в основе своей самостоятельной. К основным отличиям дистанционного обучения от очной формы можно отнести:

• обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

8

• гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удалённом);

• контакты с преподавателем (тьютором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций.

Кроме того, важно отметить, что дистанционное обучение принципиально отличается от традиционного обучения ещё и тем, что создаёт новую образовательную информационную среду, в которую приходит студент/ученик, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия).

А среди отличий дистанционного обучения от традиционного можно выделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать преподавателю и слушателям курса (или же учителю и учащимся, а возможно и их родителям):

• трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;

• проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;

9

• определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;

• актуализация и поддержание мотивации обучения;

• адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.

Таким образом, дистанционное обучение является составляющей частью очного и заочного обучения, а также может выступать как самостоятельная форма обучения.


















10

  1. Заключение


Итак, в данной работе мы дали определение понятию «дистанционное обучение», проследили его отличие от традиционных форм обучения, отметили положительные стороны и проследили необходимость его использования в дальнейшем в процессе обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Полат Е. С. Хуторской А. В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm









11