Выступление учителя начальных классов МОУ «СОШ имени Н.В.Грибанова с.Брыковка» Бекешевой Н.З. на заседании районного методического объединения учителей начальных классов
2021-2022 учебный год
«Оценивание успешности учащихся начальной школы»
Перед началом нового учебного года, каждый педагог анализирует свою работу в прошедшем учебном году, ставит перед собой цели и задачи, выбирает тему самообразования. Моя тема самообразования: «Современные способы оценивания успешности учащихся».
Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения. ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.
В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:
-оценивание для оценивания
-оценивание для обучения
Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.
При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.
Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.
В процессе оценивания участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.
Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.
В работе с учащимися начальных классов, мы используем следующие виды оценивания:
Аутентичное оценивание – это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально.
Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.
Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.
На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.
Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате - понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.
Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.
Если я вижу, что ученик, которому трудно даётся обучение, справился с заданием, я обязательно похвалю его перед классом. Не нужно скупиться на устную похвалу, доброе слово. Ребёнка это окрыляет. В зависимости от результата работы могу нарисовать в тетради весёлый или грустный смайлик, солнышко или тучку.
Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.
Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.
Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.
Этот вид оценивания особенно важен для детей в силу следующих причин:
-он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
-это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течении всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.
Цели самооценивания:
представить детям полную картину их достижений;
показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
сформировать правильное отношение к оцениванию.
Ребёнок рассказывает стихотворение наизусть и я предлагаю ему оценить себя. Ученик не просто ставит себе оценку, он анализирует своё чтение. И как правило, дети критично относятся к своему ответу, оценку себе не завышают. Это помогает сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.
Критериальное самооценивание
Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.
Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.
Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.
После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.
Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.
Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.
После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.
Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:
-дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;
-формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
-предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
-обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
-дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;
-формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;
Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.
Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек. Пользуясь цветными карандашами, ученик может самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.
Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с работой.
Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
Желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
Зеленый – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.
Взяв тетради учеников, я вижу, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
Взаимооценивание
Критериальное оценивание может использоваться для оценки действия не только со стороны учителя или самого ученика, но и со стороны его одноклассников. При взаимооценивании могут оцениваться как индивидуальные, так и групповые работы.
Взаимооценивание помогает развить навыки устного общения учеников и уважения к чужому мнению: ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом в ходе сотружничества.
Преимущество взаимооценивания также состоит в том, что учащиеся учатся отличать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
Взаимооценивание на уроке проводится в 3 этапа:
1. Обсуждается суть задания, можно оценить несколько работ всем вместе
2. Обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание.
3. Представление работ. Во время презентации ученики могут объединиться в группы, провести оценивание и в ходе общего обсуждения придут к общему выводу, какой оценки заслуживают выступающие или выступающий.
В процессе взаимооценивания те, кто выступал в роли оценивающих экспертов, дают развёрнутое, обоснованное и аргументированное объявление результатов. Они фиксируют достоинства и недостатки, а также предоставляют предложения, как можно улучшить работу.
Также взаимооценивание может быть парным, когда ученики обмениваются работами и оценивают работы друг друга.
Взаимооценивание имеет огромный потенциал на внутриклассную коммуникацию и на эмоциональную атмосферу в классе, это способ оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг от друга нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах.
Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.