р.п. Шаранга, 2016 г.
Организация-разработчик: Шарангский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шахунский агропромышленный техникум».
Разработчик: ____________________ Лаптева Н. Г. – преподаватель
математики Шарангского филиала ГБПОУ ШАПТ.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 38.02.01 – экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Дисциплина ОУД.03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ входит в общеобразовательный учебный цикл
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельной работы обучающегося 116 часов.
Наименование разделов и тем | Номер урока | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Алгебра | 141 | |
| | Содержание учебного материала. | 95 |
Тема 1.1. Развитие понятия о числе. | 1-2 | Введение. Целые и рациональные числа. Действительные числа. | 2 | 1 |
3 | Понятие комплексного числа. Виды комплексных чисел. Геометрический смысл комплексного числа. | 1 | 2 |
4-5 | Выполнение действий над комплексными числами в алгебраической форме. | 2 | 2 |
Тема1.2. Корни, степени и логарифмы. | 6 | Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. | 1 | 2 |
7-8 | Степени с действительными показателями. Степени с рациональными показателями, их свойства. | 2 | 2 |
9-10 | Практическое занятие: Выполнение действий со степенями. | 2 | 2 |
11-13 | Преобразование алгебраических выражений. | 3 | 2, 3 |
14-16 | Преобразование рациональных и иррациональных выражений. | 3 | 2, 3 |
17-18 | Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. | 2 | 2 |
19-20 | Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию. | 2 | 2 |
21-22 | Практическое занятие: Вычисление логарифма числа. | 2 | 2, 3 |
23-25 | Практическое занятие: Выполнения действий с логарифмами. | 3 | 2, 3 |
26 | Контрольная работа №1 по теме «Корни, степени, логарифмы». | 1 | 2, 3 |
Тема1.3. Функции, их свойства и графики. | 27 | Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами. | 1 | 1 |
28-29 | Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. | 2 | 1 |
30-31 | Промежутки убывания и возрастания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. | 2 | 1 |
32 | Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Арифметические операции над функциями. Сложная функция. | 1 | 1 |
33-34 | Степенная функция, ее свойства и график. | 2 | 1 |
35-36 | Показательная функция, ее свойства и график. | 2 | 2 |
37-38 | Логарифмическая функция, ее свойства и график. | 2 | 2 |
39-40 | Тригонометрические функции, их свойства и графики. | 2 | 2 |
41 | Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х, растяжение и сжатие вдоль осей координат. | 1 | 2 |
Тема1.4. Уравнения и неравенства. | 42 | Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные приемы решения рациональных, иррациональных, показательных и тригонометрических уравнений (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). | 1 | 1 |
43 | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. | 1 | 2 |
44-45 | Практическое занятие: Решение неравенств методом интервалов. | 2 | 2 |
46-48 | Практическое занятие: Решение иррациональных уравнений и неравенств. | 3 | 2 |
49-51 | Практическое занятие: Решение показательных уравнений и неравенств. | 3 | 2 |
52-54 | Практическое занятие: Решение логарифмических уравнений и неравенств. | 3 | 2,3 |
55-56 | Практическое занятие: Решение систем уравнений. | 2 | 2 |
57 | Контрольная работа №2 по теме «Уравнения и неравенства». | 1 | 2, 3 |
Тема 1.5. Основы тригонометрии. | 58 | Радианная мера угла. Вращательное движение. | 1 | 2 |
59-60 | Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. | 2 | 2 |
61-62 | Практическое занятие: Вычисление значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа. | 2 | 2 |
63-65 | Нахождение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа, с применением основных тригонометрических тождеств. Знаки синуса, косинуса и тангенса. | 3 | 2 |
66-67 | Синус, косинус, тангенс двойного угла. | 2 | 2 |
68-69 | Вычисление синуса, косинуса, тангенса двойного угла. | 2 | 2 |
70-71 | Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. | 2 | 2 |
72-73 | Практическое занятие: Вычисление синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух углов. | 2 | 2 |
74-75 | Формулы приведения. | 2 | 2 |
76-77 | Применение формул приведения. | 2 | 2 |
78-79 | Формулы половинного аргумента. | 2 | 1 |
80-81 | Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. | 2 | 1 |
82-84 | Преобразование простейших тригонометрических выражений. | 3 | 2, 3 |
85 | Контрольная работа №3 по теме «Основы тригонометрии». | 1 | 2, 3 |
86-87 | Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. | 2 | 1 |
88-90 | Простейшие тригонометрические уравнения. | 3 | 2 |
91-93 | Практическое занятие: Решение простейших тригонометрических уравнений. | 3 | 2, 3 |
94 | Практическое занятие: Решение простейших тригонометрических неравенств. | 1 | 1 |
95 | Контрольная работа №4 по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства». | 1 | 2, 3 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | 46 | |
Решение задач по темам раздела 1 «Алгебра». Подготовка мультимедийных презентаций. Проработка конспектов по теме: Функции, их свойства и графики. | | |
Раздел 2.Начала математического анализа | 53 |
| Содержание учебного материала. | 35 |
Тема 2.1. Производная. | 96-97 | Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. | 2 | 1 |
98-99 | Понятие о производной функции, её физический смысл. Производные основных элементарных функций. | 2 | 1 |
100-101 | Практическое занятие: Вычисление производных основных элементарных функций. | 2 | 2 |
102-103 | Правила дифференцирования. | 2 | 1 |
104-105 | Практическое занятие: Вычисление производной от суммы, разности, произведения частного функций. | 2 | 2 |
106-107 | Уравнение касательной к графику функции. Геометрический смысл производной. | 2 | 1 |
108 | Контрольная работа №5 по теме «Производная». | 1 | 2,3 |
Тема 2.2. Применение производной к исследованию функции. | 109 | Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции | 1 | 1 |
110-112 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 3 | 2 |
113 | Наибольшее и наименьшее значения функции. | 1 | 1 |
114-115 | Практическое занятие: Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции. | 2 | 2 |
116-117 | Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. | 2 | 1 |
118 | Контрольная работа №6 по теме «Применение производной к исследованию функции». | 1 | 2,3 |
Тема 2.3. Интеграл. | 119-120 | Первообразная и интеграл. Интегралы основных элементарных функций. Формула Ньютона—Лейбница. | 2 | 1 |
121-122 | Практическое занятие: Вычисление неопределенного интеграла. | 2 | 2 |
123-124 | Практическое занятие: Вычисление определенного интеграла. | 2 | 2 |
125-126 | Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. | 2 | 1 |
127-129 | Практическое занятие: Вычисление площадей криволинейных трапеций. | 3 | 2 |
130 | Контрольная работа №7 по теме «Интеграл и его применение». | 1 | 2,3 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | 18 | |
Решение задач по темам раздела 2 «Начала математического анализа». Подготовка рефератов по темам: 1.Расчет по формулам и уравнениям физических явлений. 2. Физические законы и теории: границы применимости. 3. Математическое моделирование физических явлений. 4. Применение производной и интеграла в реальной математике. | |
Раздел 3. Геометрия | 127 |
| Содержание учебного материала. | 88 |
Тема 3.1. Прямые и плоскости в пространстве. | 131-132 | Аксиомы и следствия стереометрии. | 2 | 1 |
133-134 | Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между прямыми. | 2 | 1 |
135-136 | Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. | 2 | 1 |
137-138 | Тетраэдр и параллелепипед. | 2 | 1 |
139-140 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 2 | 1 |
141-142 | Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. | 2 | 1 |
143-144 | Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями. | 2 | 1 |
145-147 | Практическое занятие: Решение задач на нахождение двугранных углов. | 3 | 1 |
148-149 | Перпендикулярность двух плоскостей. | 2 | 2 |
150-151 | Геометрическое преобразование пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. | 2 | 1 |
152-153 | Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур. | 2 | 1 |
154 | Контрольная работа №8 по теме «Прямые и плоскости в пространстве». | 1 | 2, 3 |
Тема 3.2. Координаты и векторы. | 155-156 | Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Выполнение действий над векторами. | 2 | 2 |
157-158 | Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Простейшие задачи в координатах. | 2 | 1 |
159-160 | Решение простейших задач в координатах. | 2 | 2 |
161-162 | Угол между векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. | 2 | 1 |
163-164 | Решение задач на нахождение углов между векторами, координат векторов и скалярных произведений. | 2 | 2, 3 |
165-166 | Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач. | 2 | 2 |
167 | Контрольная работа №9 по теме «Координаты и векторы». | 1 | 2, 3 |
Тема 3.3. Многогранники. | 168-169 | Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. | 2 | 1 |
170-171 | Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. | 2 | 1 |
172-174 | Практическое занятие: Решение задач на призму, параллелепипед, куб. | 3 | 2 |
175-176 | Пирамиды. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. | 2 | 1 |
177-179 | Практическое занятие: Решение задач по теме «Пирамида». | 3 | 2 |
180-181 | Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. | 2 | 1 |
182-183 | Сечение куба, призмы и пирамиды. | 2 | 1 |
184-185 | Практическое занятие: Задачи на построение сечений. | 2 | 2 |
186-187 | Представление о правильных многогранниках. | 2 | 1 |
188 | Контрольная работа №10 по теме «Многогранники». | 1 | 2 |
Тема 3.4. Тела и поверхности вращения. | 189-190 | Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. | 2 | 1 |
191-192 | Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. | 2 | 1 |
193-194 | Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. | 2 | 1 |
Тема 3.5. Измерения в геометрии. | 195-196 | Площадь полной и боковой поверхности призмы. | 2 | 1 |
197-198 | Площадь полной и боковой поверхности цилиндра. | 2 | 1 |
199-200 | Площадь полной и боковой поверхности конуса. | 2 | 1 |
201-202 | Практическое занятие: Вычисление площади поверхностей призмы, цилиндра и конуса. | 2 | 2 |
203 | Контрольная работа №11 по теме «Площадь поверхностей». | 1 | 2,3 |
204-205 | Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. | 2 | 1 |
206-208 | Практическое занятие: Вычисление объемов куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. | 3 | 2 |
209-210 | Формулы объема пирамиды и конуса. | 2 | 1 |
211-213 | Практическое занятие: Вычисление объема пирамиды и конуса. | 3 | 2 |
214-215 | Формулы объема шара и его частей. Площадь сферы. Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел. | 2 | 1 |
216-217 | Практическое занятие: Вычисление объема шара и площади сферы. | 2 | 2 |
218 | Контрольная работа №12 по теме «Измерения в геометрии». | 1 | 2, 3 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | 39 | |
Решение задач по темам раздела 3 «Геометрия». Практическое задание: изготовление модели многогранника. Подготовка мультимедийных презентаций. Подготовка исторических справок: «Биографии математиков». Составление математического кроссворда по теме: «Прямые и плоскости в пространстве» | | |
Раздел 4. Комбинаторика, статистика и теория вероятности | 15 |
| Содержание учебного материала. | 10 |
Тема 4.1. Элементы комбинаторики. | 219 | Основные понятия комбинаторики. | 1 | 1 |
220 | Формула бинома Ньютона. Треугольник Паскаля. | 1 | 1 |
221 | Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. | 1 | 2 |
222-223 | Решение задач на свойства биноминальных коэффициентов. | 2 | 2 |
Тема 4.2. Элементы теории вероятности и математической статистики. | 224 | Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. | 1 | 1 |
225 | Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. | 1 | 1 |
226 | Понятие о законе больших чисел. Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики. | 1 | 1 |
227-228 | Практическое занятие: Решение практических задач с применением вероятностных методов. | 2 | 1 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | 5 | |
Подготовка рефератов по темам: 1. История статистики и теории вероятностей. 2. Роль статистики в научном исследовании. 3. Теория вероятностей – математическая наука о случайном и закономерностях случайного. 4. Работа со статистическими данными в таблицах (на примере физики, химии, биологии, социологии и др.). 5. Виды диаграмм (столбчатые, круговые, рассеивания) и их использование при обработке данных научных исследований по физике, химии, биологии и географии. 6. Описательная статистика в естественных, гуманитарных и социальных науках и прикладных научных дисциплинах (среднее знечение, медиана, наибольшее и наименьшее значение, размах, отклонения, дисперсия, генеральная совокупность, выборка). 7. Случайная изменчивость в живой природе. 8. Точность измерений при проведении научных исследований (на примере физики, химии и биологии). 9. Наблюдения – основа экспериментального способа определения вероятности. 10. Закон больших чисел и его прикладное значение. | |
Раздел 5. Итоговое повторение | 14 |
| Содержание учебного материала. | 6 |
Тема 5.1. Итоговое повторение | 229-230 | Практическое занятие: Итоговое повторение раздела 1 «Алгебра» | 2 | |
231 | Практическое занятие: Итоговое повторение раздела 2 «Начала анализа» | 1 | |
232-233 | Практическое занятие: Итоговое повторение раздела 3 «Геометрия» | 2 | |
234 | Практическое занятие: Итоговое повторение раздела 4 «Комбинаторика, статистика и теория вероятности» | 1 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся. | 8 | |
Решение тестовых заданий. | |
| Всего: | 350 |
Обязательные аудиторные: | 234 |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций. — М..: Издательский центр «Академия», 2015. — 25
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | |
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; | - контроль в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ; - устный опрос теоретического материала. Контрольная работа №1 экзамен |
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах; выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций; для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. | - контроль в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ; - устный опрос теоретического материала. Контрольная работа №1, №3 экзамен |
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции; определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках; строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций; | - письменно-графические работы - решение задач. Контрольная работа №2 экзамен |
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин ;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков. | - доклады, решение задач прикладного характера. |
находить производные элементарных функций; | - контроль в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ Контрольная работа №5 экзамен |
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков; | - письменно-графические работы Контрольная работа №6 экзамен |
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения; | - контроль в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ; - устный опрос теоретического материала. Контрольная работа №6 экзамен |
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения; | - контроль в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ Контрольная работа №7 Экзамен |
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; | - контроль в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ Контрольная работа №2 экзамен |
использовать графический метод решения уравнений и неравенств; | - письменно-графические работы - решение задач. |
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными; | - письменно-графические работы - решение задач. экзамен |
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: | - доклады, решение задач прикладного характера. |
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; | - контроль в виде диктантов, проверочных и самостоятельных работ экзамен |
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: | - контроль в виде диктантов, проверочных и самостоятельных работ экзамен |
распознавать на чертежах и моделях описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; | - устный опрос теоретического материала; - решение задач. Контрольная работа №8 экзамен |
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; | - устный опрос теоретического материала. |
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; | - письменно-графические работы Контрольная работа №10,№11 экзамен |
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); | - контроль в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ Контрольная работа №10,№11 экзамен |
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. | - контроль в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ Контрольная работа №12,№13 экзамен |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: | |
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; | - устный опрос - докдады |
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; | - устный опрос - докдады |
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; | - устный опрос - докдады |
вероятностный характер различных процессов окружающего мира. | - устный опрос - докдады |
Итоговая аттестация | экзамен |