Памятка для педагога на тему:
«Игра-источник речевого развития детей дошкольного возраста»
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, обогатить словарный запас детей. (Путешествие в осенний лес, путешествие на ферму, на фабрику и т.д.). В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Дети рассуждают, какие признаки указывают на отгадку, о чем говорится. Тем самым развивают словарь по теме.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность детей. В непринужденной беседе дети делятся опытом, высказывают свое мнение. Помимо влияния на развитие речи такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Например, «Кто больше скажет о профессии» (дети упражняются в умении соотносить существительное с глаголом)
«Чудесный мешочек». В процессе игры детям необходимо назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета, сделать вывод. Не видя предмета, дети начинают фантазировать, тем больше интерес к тому, что попалось. Активизируется речь.
Сюжетно-ролевые дидактические игры.
По своему характеру они чаще всего бывают подражательными, близкими к реальным.
В группе имеется развивающий центр «Семья», «Больница», «Магазин» для развертывания сюжета. Играя в магазин, дети подражают действиям продавца и покупателя, играя в поликлинику - действиям врача и больного.
Игрушки являются стимулом для проявления речи детей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества. Учитывая гендерные особенности детей, в группе имеется игровой центр для мальчиков. Дети охотно играют в строителей, водителей, пожарников и т.д. Заметно, что в этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, договариваться, также они закрепляют правила и нормы поведения.
В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, мозаики, шнуровки, «пушистые палочки», шары разных размеров, деревянные палочки. Занятия настольными играми полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие речи.
Играя в такие игры, дети отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателем, родителями и сверстниками. Дети все больше используют в речи обобщающие слова.