ПАМЯТКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1КЛАСС
(каждый лист для 4 учеников)
В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ а | о | у | э | ы | л | м | н | й | р | б | в | г | д | з | ж | | ь | я | е | ю | е | и | | п | ф | к | т | с | ш | х | ц | ч | щ | ъ | Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: ж, ш, ц Всегда мягкие: й, ч, щ | В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ а | о | у | э | ы | л | м | н | й | р | б | в | г | д | з | ж | | ь | я | е | ю | е | и | | п | ф | к | т | с | ш | х | ц | ч | щ | ъ | Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: ж, ш, ц Всегда мягкие: й, ч, щ |
В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ а | о | у | э | ы | л | м | н | й | р | б | в | г | д | з | ж | | ь | я | е | ю | е | и | | п | ф | к | т | с | ш | х | ц | ч | щ | ъ | Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: ж, ш, ц Всегда мягкие: й, ч, щ | В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъ а | о | у | э | ы | л | м | н | й | р | б | в | г | д | з | ж | | ь | я | е | ю | е | и | | п | ф | к | т | с | ш | х | ц | ч | щ | ъ | Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я Всегда твёрдые: ж, ш, ц Всегда мягкие: й, ч, щ |
ЖИ – ШИ - пиши с буквой И ЧА – ЩА - пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. | ЖИ – ШИ - пиши с буквой И ЧА – ЩА - пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. |
ЖИ – ШИ - пиши с буквой И ЧА – ЩА - пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. | ЖИ – ШИ - пиши с буквой И ЧА – ЩА - пиши с буквой А ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ - пишутся без мягкого знака. |
Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. | Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. |
Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. | Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку или оставлять на строке. Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке. При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. |
Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) | Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) |
Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) | Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. (пень, пеньки) Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна) |
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная былапод ударением(в сильной позиции).
Дома – домик, носы - нос Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная былапод ударением(в сильной позиции).
Дома – домик, носы - нос
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная былапод ударением(в сильной позиции).
Дома – домик, носы - нос Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная былапод ударением(в сильной позиции).
Дома – домик, носы - нос
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,
чтобы послеэтого согласного
стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной.
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,
чтобы послеэтого согласного
стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной.
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,
чтобы послеэтого согласного
стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной.
Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,
чтобы послеэтого согласного
стояла гласная или буква н.
Зуб – зубы – зубной.
Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.
Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.
Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.
Предложение– это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.
Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.
Разбор предложения.
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.
2. Определи, какими частями речи они являются.
3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное,побудительное.
4. Определи предложение по интонации:
восклицательное, невосклицательное.
5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое
Разбор предложения.
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.
2. Определи, какими частями речи они являются.
3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
4. Определи предложение по интонации:
восклицательное,невосклицательное.
5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое
Разбор предложения.
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.
2. Определи, какими частями речи они являются.
3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
4. Определи предложение по интонации:
восклицательное,невосклицательное.
5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое
Разбор предложения.
1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.
2. Определи, какими частями речи они являются.
3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное,побудительное.
4. Определи предложение по интонации:
восклицательное,невосклицательное.
5. Определи предложение: распространённое, нераспространённое
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет
и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает:
одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)
Мужскогорода (он мой)
Женскогорода (она моя)
Среднего рода (оно моё)
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет
и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает:
одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)
Мужскогорода (он мой)
Женскогорода (она моя)
Среднего рода (оно моё)
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет
и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает:
одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) илинарицательное (мальчик)
Мужскогорода (он мой)
Женскогорода (она моя)
Среднего рода (оно моё)
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет
и отвечает на вопросы: кто?, что?
Имя существительное бывает:
одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)
собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)
Мужскогорода (он мой)
Женскогорода (она моя)
Среднего рода (оно моё)
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: по числам (единственное, множественное) по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. | Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: по числам (единственное, множественное) по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. |
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: по числам (единственное, множественное) по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. | Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Имя прилагательное изменяется: по числам (единственное, множественное) по родам (мужской, женский, средний) Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется. |
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую,ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. | Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую,ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. |
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую,ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. | Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др. Глагол изменяется: по числам ед. ч. (я рисую,ты рисуешь) мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете) Частица НЕ с глаголом пишется отдельно. |
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. | Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. |
Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. | Личное местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что? Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. |
Предлоги пишут отдельноот других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в(каком?) доме? Я живу вбольшом доме.) | Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в(каком?) доме? Я живу вбольшом доме.) |
Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в(каком?) доме? Я живу вбольшом доме.) | Предлоги пишут отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. (Я живу в доме. Я живу в(каком?) доме? Я живу вбольшом доме.) |
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) | Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) |
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) | Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются однокоренными, или родственными. (зима, зимушка, перезимовать, зимовка) (лес, лесок, лесник, лесной, перелесок) О, Е – соединительные гласные. (водопровод, самолёт, вездеход) |
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложения выражают законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставятся знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные. Ура! У Иры растут кактусы. У Иры растут кактусы? | Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложения выражают законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставятся знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные. Ура! У Иры растут кактусы. У Иры растут кактусы? |
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложения выражают законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставятся знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные. Ура! У Иры растут кактусы. У Иры растут кактусы? | Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Предложения выражают законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставятся знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные. Ура! У Иры растут кактусы. У Иры растут кактусы? |