ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1. | ФИО участника | Гольцова Елизавета Михайловна |
2. | Тема проекта | Воздух и его свойства |
3. | Актуальность проекта | Есть много океанов, но самый большой - это воздушный. Он невидим, но мы каждый день «купаемся» в нем. Воздух - это богатство нашей планеты. Все живые организмы дышат воздухом. Актуальность проекта «Воздух и его свойства» обусловлена необходимостью углубления знаний обучающихся о воздухе. Полученные в ходе исследовательского проекта знания о воздухе обучающиеся смогут применять в жизни. Реализация проекта будет способствовать развитию интереса к естественнонаучным дисциплинам. |
4. | Объект исследования | Воздух |
5. | Цель проекта | Для учителя: создать условия для формирования представления учащихся о значении Для ученика: формирование представлений о воздухе, как о явлении природы: его свойствах. |
6. | Тип проекта | По содержанию: естественно-научный, по организационной работе: групповой, кратковременный. |
7. | Этапы реализации проекта (включая исследовательский), короткое их описание | 1. Подготовительный этап 1) Определение содержания: -тема; -актуальность проекта; -проблема исследования; -объект исследования; -цель проекта; -тип проекта; -этапы реализации проекта; -исследовательский этап проекта -продукт проекта; -перспектива проекта. 2) Сбор и анализ информации: Воздух – это то, чем мы дышим. Содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Основные свойства воздуха: 1) Прозрачен. 2) Не имеет цвета и запаха. Можно увидеть Можно осязать Можно услышать 3) Планирование исследовательской деятельности: - проведение опыта №1 Воздух необходим для дыхания - проведение опыта №2 Воздух можно осязать после проведения каждого опыта делаем вывод. 2. Практический этап Опыты исследовательской деятельности. Название, цель, ход, оборудование, вывод. Таким образом, воздух обладает многими удивительными свойствами. 3. Заключительный этап 1) Изготовление продукта. Создана памятка. 2) Рефлексия. В результате исследовательской деятельности мы углубили знания обучающихся о свойствах воздуха и доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности, в жизни человека. Таким образом, выдвинутая гипотеза «Какие свойства воздуха позволяют считать его источником жизни» подтвердилась. |
8. | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: исследование свойств воздуха. Гипотеза исследования: правда ли, что воздух невидим, потому что его нет? Методы исследования: наблюдение, опыты, анализ, сравнение, обобщение, выводы. Оборудование для проведения исследования: цифровая лаборатория для начальных классов, раздаточный материал, презентация. Ход исследования: Опыты исследовательской деятельности. Опыт №1 Воздух необходим для дыхания Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух необходим для дыхания всем живым организмам. Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы. Опустите трубочку для коктейля в стакан с водой и подуйте. Вывод: воздух необходим для дыхания. Воздух необходим для дыхания всем живым организмам, потому что без воздуха нет жизни на Земле. Опыт №3 Цель: на основе проведенных опытов убедиться в том, что воздух можно осязать. Оборудование: цифровая лаборатория для начальной школы. Вывод: Воздух можно осязать, когда он движется |
9. | Продукт исследования | Памятка «Свойства воздуха и его обнаружения». Предназначена для лучшего закрепления материала. |
10. | Перспектива проекта. | - Расширение знаний о свойствах воздуха будет способствовать формированию исследовательских умений, обучающихся и развитию интереса к будущей профессиональной деятельности в области естественных наук. - Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов. - Формирование ценностных ориентаций. -Использование природных ресурсов. -Преемственность полученных знаний для изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и естественнонаучных дисциплин в основной школе (химия, физика, биология). - Привлечение большого количества учащихся к реализации проекта. - Организация проведения научных конференций в начальной школе. |
Конспект.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Михайловна, и сегодня внеурочное занятие у вас проведу я. Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несёт! Улыбнёмся друг другу, чтобы хорошее настроение сопровождало нас в течение всего занятия!
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
- Да ребята, вы правы, это воздух.
- Чем важен воздух всем обитателям Земли?
(Человеку, животным, растениям и другим организмам воздух необходим для дыхания.)
- Правильно.
- Кто сможет назвать тему урока?
(Мы будем изучать воздух.)
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Воздух как источник жизни»
Перед тем, как начать исследование, выдвинем предположение, в науке это называется гипотеза. Я начну, а вы продолжите.
-Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы, это и будет нашим планом:
1. Значение воздуха для жизни на Земле?
2. Как обнаружить воздух?
3. Какие свойства есть у воздуха?
- Ребята, на первый вопрос мы уже ответили. И вы правы, Воздух необходим нам чтобы дышать.
- О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам:
«Природа не терпит пустоты».
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде.
Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств зрения, слуха, осязания.
- Ребята, хочу обратить ваше внимание, что на столах лежит памятка, по ходу занятия, мы с вами будем её заполнять.
- Давайте с вами ответим на второй вопрос, как можно обнаружить воздух?
- Для это проведём опыт.
(обнаружение воздуха с помощью органов чувств)
Опыт Nº1
При помощи соломинки дуют в стаканчик с водой.
- Техника безопасности.
- Что наблюдаем?
(При помощи зрения в некоторых случаях можно увидеть воздух.)
-Запишем в таблицу (можно увидеть)
Опыт Nº 2
Учащиеся машут друг на друга тетрадями.
-Что наблюдаем?
(Воздух можно осязать, когда он движется.)
(в таблицу записываем «можно осязать»)
- Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свистка.
Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.
Закончите вывод: Воздух можно ...... (услышать) ( в таблицу записываем «можно услышать»)
Таблица:
Как обнаружить воздух?
Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
ФИЗМИНУТКА.
- Теперь мы узнает свойства воздуха.
-Мы знаем, что воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде.
1. - Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
- Нет.
- Через стену мы видим соседний класс?
- Нет.
- А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
- Да.
- О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие.
-Запишем в таблицу (прозрачен)
2. -Посмотрите на доску. Какого она цвета?
- Зеленая
- А какого цвета воздух?
- Он бесцветен.
- Верно, это еще одно физическое свойство воздуха. Запишем в таблицу.
3. - Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке. В разных помещениях пахнет по-разному. Пахучие вещества смешиваются с частицами воздуха. Иногда пахучие вещества могут нарушить дыхание, и даже стать угрозой жизни живых организмов. А чистый воздух пахнет?
- Чистый воздух не пахнет.
Заполняется таблица
Как обнаружить воздух?
Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха?
Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
- Интерактивное задание.
-Рефлексия.