СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические чтения 2025. Статья.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках математики»

Патриотическое воспитание на уроках математики


«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…»

В.В. Путин

С 1 января 2021 г. в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». В проекте ставится вопрос об усилении воспитательной работы на уроках.

Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным вопросом в системе образования, ведь именно детство и юность - это и есть самое благоприятное время для привития священного чувства любви к Родине и постоянной готовности к ее защите. Патриотическое воспитание является приоритетным направлением развития современной школы, методологической основой этого выступают официальные документы федерального уровня.

Владимир Владимирович Путин определил «Патриотизм» - как главную общенациональную идею возрождения и объединения Российского общества.

Патриотизм, как чувство имеет внутреннюю структуру, состоящую из нескольких компонентов:

  • Любовь к своей стране

  • Уважение к своему государству

  • Любовь к своей малой родине.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, физического воспитания.

Задачи для реализации нравственно-патриотического воспитания:

  1. воспитать у учащихся любовь к своей семье, своему селу, к Родине;

  2. повысить духовно-нравственную культуру подрастающего поколения;

  3. приобщить обучающихся к изучению героической истории человечества;

  4. развить чувства гордости за достижения страны;

  5. сформировать чувства уважения к другим народам.

Первые патриотические чувства начинают формироваться в семье, не даром есть цитата, одного английского философа Фрэнсиса Бэкона: «Любовь к родине начинается с семьи.»

Очень жаль, что в современном обществе занятость родителей очень велика, поэтому вопросы патриотического воспитания подростков уходят в семье на второй план. И поэтому патриотическое воспитание полностью перекладывается на учебные заведения.

Почему сегодня проблема патриотического воспитания стоит достаточно остро? Да потому, что в современном обществе происходит переоценка жизненных ценностей: материальные встали выше духовных.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа, которая должна проводиться не только во внеурочное время, но и на уроках.

Как известно, математика – один из самых трудных предметов и ребята иногда приходят в отчаяние от того, что у них что-то не получается. Поэтому такой психологический настрой как слова Александра Васильевича Суворова «Как бы плохо не приходилось, никогда не отчаивайся, держись пока силы есть»….очень полезен. Он позволяет начать урок с разговора, который поддержит каждого ребенка. На этапе урока мотивации к учебной деятельности мною используются и другие эпиграфы, цитаты наших великих соотечественников, русских полководцев, ученых с мировым именем, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания. Через эпиграф к уроку учащиеся осознают значимость изучения математики, а также знакомятся с современными учеными-математиками.

На своих уроках я стараюсь показать, что математика - это не абстрактный предмет, что на нем можно и нужно использовать компоненты воспитания, и тем более патриотическое воспитание. Так же для преподавателя математики стоит важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся.

Хочу представить разработку урока по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух произведений», с реализацией патриотического воспитания для учащихся ВУСОШ 7 класса. За основу я взяла историческую справку «Белгород и Курск в ВОВ. Прохоровское сражение», на мой взгляд без знания своей истории, невозможно настоящее и будущее. А история своей страны еще более значима и интересна, ведь в каждой семье есть свой «подвиг», «своя Победа». В настоящее время, в период СВО многим семьям близки эти города, учащиеся знают их от своих родителей, потому что у которых папы проходят там службу.

Основной задачей является:

- вывести формулы для возведения в квадрат и куб суммы и разности двух выражений; повышение вычислительной культуры учащихся и повышение исторической ценности нашей страны.

Цели:

Образовательная:

- повторить умножение одночлена на многочлен; многочлена на многочлен; разложение многочлена на множители;

- вывести формулы для возведения в квадрат и куб суммы и разности двух выражений; учиться их применять

Развивающая:

- развивать мышление, внимание, память учащихся;

- умение анализировать;

- умение выделять различные этапы решения в нестандартных заданиях.

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность, внимательность;

- умение обобщать изученный материал;

- воспитывать патриотизм, повторение истории нашей страны.

В начале урока учащимся предложено ознакомиться со словами Софьи Васильевны Ковалевской. «У математиков существует свой язык и это формулы». По данному эпиграфу ребята определили тему уроку и затем и поставили перед собой задачи:

  • ознакомимся с формулами сокращённого умножения для квадрата и куба суммы и разности двух выражений;

  • научимся применять эти формулы при упрощении выражений и

решении уравнений.

Из истории о С.В. Ковалевской: «Софья Ковалевская стала первой женщиной-математиком в России и первой в мире женщиной-профессором. Однако у нее было еще одно страстное увлечение — она писала книги. В письмах к друзьям она признавалась, что всю жизнь не могла понять, к чему она привязана больше ― к математике или литературе» ребята узнали, прочитав информации в рабочем листе.

Для того, чтобы узнать о каком городе будет идти речь на уроке, мы провели разминку и разгадали слово – город. Разминку проходила по ранее изученным темам алгебры. После того как ребята разгадали слово, была дана историческая справка о том, какие бои шли на Прохоровском поле и станции Поныри.

Ученикам предложена историческая справка, текст которой вместе переводили на язык математики, используя формулы сокращённого умножения. Нам предстояло записать выражение, которое отражает патриотизм советских солдат в этом сражении. МУЖЕСТВО и ГЕРОИЗМ, где a — мужество, отвага b — героизм, смелость. Мы пришли к выводу, что если это сложить, то получим: (a+b)

Но среди нас есть более мужественные и мы их брали в квадрат (a + b)2 , и более смелые, взяв их в куб: (a + b)3

После этого нам пришлось поработать с формулами и получить результат:

(a+b)2 = (a+b)(a+b)= a2+ab+ab+b2=a2+2ab+b2

(a+b)3=(a+b)(a+b)(a+b)=(a2+2ab+b2)(a+b)=a3+a2b+2a2b+2ab2+ab2+b3= a3+3a2b+3ab2+b3

При раскрытии скобок формул учитель выводил на доске, ученики в рабочих листах

(a + b)2=a2+2ab+b2 квадрат суммы

(a + b)3 a3+3a2b+3ab2+b3 куб суммы

Новый материал был отработан на практике, работая в рабочих листах, закрепляя правило и обращаясь к учебнику.

Квадрат суммы двух выражений равен _______________ первого выражения ______ удвоенное произведение ___________________________ и плюс квадрат _____________________. (а + в)2 = _________________________.





Квадрат разности двух выражений равен _______________ первого выражения ______ удвоенное произведение ___________________________ и плюс квадрат _____________________. (а - в)2 = _________________________.







Исходное выражение

Квадрат первого выражения

Удвоенное произведение первого выражения на второе

Квадрат второго выражения

Квадрат исходного выражения.

- 3

()2 = 2

2 · · 3 =12в

32 = 9

(2в - 3)2 = 2 - 12в + 9

3а - 5





0,2 с + 4





5в - 7





С помощью второй исторической справки нам предстояло вывести еще две формулы:

«В ходе Прохоровского сражения советские танкисты проявили невероятную силу духа и стойкость. Они сражались с превосходящими силами противника, демонстрируя мастерство и отвагу». Но силы наших воинов иссекали, и было то что мешало воину справиться с задание быстрее, с минимальной потерей».

Представьте, что каждый советский танк — это множитель, а его действия на поле боя — это произведение. Используя формулы сокращённого умножения квадрата разности и куба разности, запишите выражение, которое показывает вклад каждого солдата в общую победу, где a — мастерство, b — то что мешает солдату) – нерешительность, ранение, болезнь… (у каждого солдата свое мастерство…..

(a - b)2=(a-b)(a-b)=a2-ab-ab+b2=a2-2ab+b2 квадрат разности

(a - b)3=(a-b)(a-b)(a-b)= (a2-2ab+b2)(a-b)=a3-a2b-2a2b+2ab2+ab2-b3= =a3-3a2b+3ab2-b3 куб разности

(a - b)2= a2-2ab+b2 квадрат разности

(a - b)3= a3-3a2b+3ab2-b3 куб разности

Далее новый материал был отработан на практике, работая в рабочих листах, закрепляя правило и обращаясь к учебнику.

Куб суммы двух выражений равен _______________ первого выражения ______ утроенное произведение ______________первого выражения и _____________ плюс __________ произведение первого выражения и квадрата ________ плюс куб ________________ _______________.

(а + в)3 = ______________________________.







Куб разности двух выражений равен _______________ первого выражения ______ утроенное произведение ______________первого выражения и _____________ плюс __________ произведение ____________________ и квадрата второго ___________ куб ________________ _______________.

(а - в)3 = ______________________________.






Исходное выражение

Куб первого выражения

Утроенное произведение квадрата первого выражения на второе

Утроенное произведение первого выражения на квадрат второго

Куб второго выражения

Куб исходного выражения.

+ 5

()3 = 3

3 · 2 · 5 =62

3 · · 25 =150с

53 = 125

(2с + 5)3 = 8с3+62+150с+125

3а - 5






0,3 а + 2






4в - 6







В заключении хотелось сказать, что воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, в которой должно участвовать всё окружение ребенка. Мы, как преподаватели, вносим свой вклад на своих уроках, но прежде чем воспитывать на уроке математики патриота, нужно для начала заинтересовать ученика предметом, чтобы этот интерес был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные открытия в этой области, а, следовательно, прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.


Учитель математики

Верх Усуглинской средней общеобразовательной школы

О.М. Мирошникова