ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. В России об этой технологии узнали в 1990 году.
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.
Сначала — «индуктор», начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
Второй этап — работа с материалом: с текстом, красками, звуками, природными материалами, моделями, спичками, схемами. Это — «деконструкция», превращение материала в «хаос», смешение явлении, слов, событий, тот первобытный хаос, из которого когда- то родились свет и тьма. А затем последует «реконструкция» — создание своего мира, текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда.
Следующий этап (вернее, не этап, а то, что пронизывает всю работу) — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем какого-то промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это «социализацией». Трудно ее переоценить. Задача ее не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
И вот тут начинается то, что является кульминацией творческого процесса — «разрыв». Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого — свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что мы обычно «спускаем» ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, а иногда и с помощью товарища, мастера, учителя, родителя.
Последний обязательный этап — рефлексия. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это дурно», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения...
А результат? Видимо, он зависит от типа мастерской. Сегодня уже существует некая типология этой формы работы. Есть мастерские творческого письма и пластики; построения знаний; разрушения педагогических стереотипов; мастерская «Как делать мастерские» и др. Каждая несет в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества. И тайна раскрывается только в том случае, если весь процесс пережит вместе с мастером, если сам участник, хотя бы на короткий срок, стал мастером, исследователем, творцом. И тогда процесс обучения становится оригинален и нужен как мастеру, так и каждому участнику мастерской. Рождается радость открытий, дарующая нам восторг собственного творчества и ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заменен другим, контрастирует с ним и дополняет его. А истина, как белый цвет, дается лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.
И это, наверное, главное отличие мастерской от традиционного урока, лекции, семинара. Ибо даже самая лучшая традиционная форма несет в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».
Какие же принципы проблемного обучения реализует мастерская? Об этих принципах сейчас много спорят в нашем университете, в его лабораториях и мастерских. Вот некоторые из них:
— Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности. Особый предмет разговора — изобретение «индуктора», как говоря т наши французские мастера из группы ЖФЭН, создание личностной мотивации.
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена этих ложных стимулов самооценкой, самоквррекцией, самовоспитанием. «Похвала и порицание растят рабство» (из высказываний французских коллег).
Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения в некой иной, чем традиционная, методике, ибо чаще всего участники этой мастерской идут методом проб, и ошибок.
Работа мастерской основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «родина и вместилище красоты и смысла» (Пастернак), данный нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык — важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
Один из главных принципов работы в мастерской — принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата и т.д. Без выбора нет свободы.
Наконец, нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Ибо без ответственности рождается своеволие. «Не навреди» — общий ограничительный принцип медика и педагога.
Не произвол, а диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой — необходимая основа педагогических мастерских.
Педагогические мастерские возникли не сами по себе. Сотрудничество с Французской группой Нового образования (ЖФЭН), с коллегами из Международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание», усилия петербургских и московских учителей и методистов создали эту новую форму1 повышения квалификации преподавателей и обучения детей.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА Мастерская по русскому языку
Цель: развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами.
Ход мастерской
Настрой учащихся на работу.
Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает?
Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.
(Дети с самого начала делают попытку объяснить отличие мастерской от урока. Фраза «Сами будем добывать знания» задает положительное, эмоционально приподнятое отношение к работе.)
На классной доске записаны два высказывания:
«Не уметь хорошо выразить своих мыслей — недостаток, но не иметь своих мыслей — недостаток еще гораздо больший» (К.Ушинский).
«Я испытываю постоянную жажду познания, и каждый успех на этом поприще дает мне радость» (И.Кант).
(Высказывания настраивают детей на рабочий лад, побуждают поделиться своим мнением, создают эмоциональную тональность мастерской).
Послушайте отрывок из сказки:
«Шла по улице медная монетка. Она была круглая и блестящая. А навстречу ей шел медовый пряник. Он тоже был круглый, блестящий и ароматный. Пряник улыбнулся монетке и сказал:
Привет! Как мы с тобой похожи! Мы, наверное, родственники?»
Как вы считаете, медная монетка и медовый пряник — родственники или нет? Доказательно ответьте на вопрос.
(Дети сразу определяют правильно, что эти слова не являются родственниками. При доказательстве самостоятельно подбираю!
слова, от которых они образованы: медная — медь; медовый — мед.)
Объясните значение слов «медная», «медовый».
Запишите значения этих слов.
Почему слова каждой труппы можно назвать родственниками?
(Общее значение.)
Выделить общую часть в каждой группе слов: мед. Корень и в первой, и во второй группе слов одинаковый. Значит, мы неправильно предположили, что эти слова не родственники?
(Выделяется общность значения каждой группы слов. Одинаковый корень подчеркивает важность выполнения первого условия родственных слов: их общее значение. Дети легко формулируют два условия, при которых слова можно назвать однокоренными.)
На доске написаны слова. Надо распределить их на группы так, чтобы в одну группу попали слова-родственники. Каждый выберет одно слово и выпишет к нему все слова, которые являются его родственниками.
(Ученики работают с интересом, анализируя слова в группах. Доказывая родственность, делают акцент на общности значений. Лети активны, свободно высказываются, доказывают друг другу свое мнение.)
Распределитесь на группы. В одну группу входят те, которые выбрали одинаковые слова.
Прочитайте друг другу слова, которые вы выписали как родственные. Обсудите и докажите правильность выбора этих слов.
(Группы получаются несколько неравнозначные по количеству детей. Учащиеся бывают порой несдержанны, хотят поскорее сказать свое, не дослушав товарища.)
Напишите на общем листе группу родственных слов, выделите корень. Сумейте доказать, обосновать ваш выбор.
(Доказывая выбор слов, ученики всех групп опираются на два условия, при которых слова являются однокоренными. Верно исключают слова, имеющие другое значение или другой корень.
Объедините эти предложения, добавьте другие, составьте из придуманных вами предложений текст.
VIII Каждая группа рассказывает свой вариант текста.
Рефлексия.
Дети отмечают, что на протяжении всей мастерской им вместе было интересно общаться и через общение добывать (создавать) новые знания.
,
Объедините эти предложения, добавьте другие, составьте из придуманных вами предложений текст.
Каждая группа рассказывает свой вариант текста.
Рефлексия.
Дети отмечают, что на протяжении всей мастерской им вместе было интересно общаться и через общение добывать (создавать) новые знания.
,
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности. Особый предмет разговора — изобретение «индуктора», как говоря т наши французские мастера из группы ЖФЭН, создание личностной мотивации.
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена этих ложных стимулов самооценкой, самоквррекцией, самовоспитанием. «Похвала и порицание растят рабство» (из высказываний французских коллег).
Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения в некой иной, чем традиционная, методике, ибо чаще всего участники этой мастерской идут методом проб, и ошибок.
Работа мастерской основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «родина и вместилище красоты и смысла» (Пастернак), данный нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык — важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
Один из главных принципов работы в мастерской — принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата и т.д. Без выбора нет свободы.
Наконец, нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Ибо без ответственности рождается своеволие. «Не навреди» — общий ограничительный принцип медика и педагога.
Не произвол, а диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой — необходимая основа педагогических мастерских.
Педагогические мастерские возникли не сами по себе. Сотрудничество с Французской группой Нового образования (ЖФЭН), с коллегами из Международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание», усилия петербургских и московских учителей и методистов создали эту новую форму1 повышения квалификации преподавателей и обучения детей.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА Мастерская по русскому языку
Цель: развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами.
Ход мастерской
Настрой учащихся на работу.
Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает?
Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.
(Дети с самого начала делают попытку объяснить отличие мастерской от урока. Фраза «Сами будем добывать знания» задает положительное, эмоционально приподнятое отношение к работе.)
На классной доске записаны два высказывания:
«Не уметь хорошо выразить своих мыслей — недостаток, но не иметь своих мыслей — недостаток еще гораздо больший» (К.Ушинский).
«Я испытываю постоянную жажду познания, и каждый успех на этом поприще дает мне радость» (И.Кант).
(Высказывания настраивают детей на рабочий лад, побуждают поделиться своим мнением, создают эмоциональную тональность мастерской).
Послушайте отрывок из сказки:
«Шла по улице медная монетка. Она была круглая и блестящая. А навстречу ей шел медовый пряник. Он тоже был круглый, блестящий и ароматный. Пряник улыбнулся монетке и сказал:
Привет! Как мы с тобой похожи! Мы, наверное, родственники?»
Как вы считаете, медная монетка и медовый пряник — родственники или нет? Доказательно ответьте на вопрос.
(Дети сразу определяют правильно, что эти слова не являются родственниками. При доказательстве самостоятельно подбираю!
слова, от которых они образованы: медная — медь; медовый — мед.)
Объясните значение слов «медная», «медовый».
Запишите значения этих слов.
Почему слова каждой труппы можно назвать родственниками?
(Общее значение.)
Выделить общую часть в каждой группе слов: мед. Корень и в первой, и во второй группе слов одинаковый. Значит, мы неправильно предположили, что эти слова не родственники?
(Выделяется общность значения каждой группы слов. Одинаковый корень подчеркивает важность выполнения первого условия родственных слов: их общее значение. Дети легко формулируют два условия, при которых слова можно назвать однокоренными.)
На доске написаны слова. Надо распределить их на группы так, чтобы в одну группу попали слова-родственники. Каждый выберет одно слово и выпишет к нему все слова, которые являются его родственниками.
(Ученики работают с интересом, анализируя слова в группах. Доказывая родственность, делают акцент на общности значений. Лети активны, свободно высказываются, доказывают друг другу свое мнение.)
Распределитесь на группы. В одну группу входят те, которые выбрали одинаковые слова.
Прочитайте друг другу слова, которые вы выписали как родственные. Обсудите и докажите правильность выбора этих слов.
(Группы получаются несколько неравнозначные по количеству детей. Учащиеся бывают порой несдержанны, хотят поскорее сказать свое, не дослушав товарища.)
Напишите на общем листе группу родственных слов, выделите корень. Сумейте доказать, обосновать ваш выбор.
(Доказывая выбор слов, ученики всех групп опираются на два условия, при которых слова являются однокоренными. Верно исключают слова, имеющие другое значение или другой корень.
Объедините эти предложения, добавьте другие, составьте из придуманных вами предложений текст.
VIII Каждая группа рассказывает свой вариант текста.
Рефлексия.
Дети отмечают, что на протяжении всей мастерской им вместе было интересно общаться и через общение добывать (создавать) новые знания.
,
Объедините эти предложения, добавьте другие, составьте из придуманных вами предложений текст.
Каждая группа рассказывает свой вариант текста.
Рефлексия.
Дети отмечают, что на протяжении всей мастерской им вместе было интересно общаться и через общение добывать (создавать) новые знания.
,