СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогическая технология детского экспериментирования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Педагогическая технология детского экспериментирования»»

«Педагогическая технология детского экспериментирования»

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский


Актуальность

Слайд 2

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Использование совренных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология  детского экспериментирования.

ФОП С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Цель – развитие познавательных интересов детей об окружающем мире посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представления детей об окружающем мире;

-формировать естественнонаучные знания при изучении живой и неживой природы;

-формировать умения пользоваться приборами при проведении экспериментов.

-учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

-воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Развивающие:

-развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- развивать представления о свойствах веществ (вода, песок, глина, воздух).

Воспитательные:

-воспитывать желание работать в коллективе, чувства взаимопомощи;

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Слайд 4

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

По способу применения эксперименты делятся на:

- демонстрационные и фронтальные:

- демонстрационные опыты и эксперименты проводит педагог, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи);

-фронтальный опыты и эксперименты – это, когда эксперимент проводят сами дети под руководством педагога.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх этапов.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Мною разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Новизна опытно-экспериментальной деятельности состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. 

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.


Целостность использования опытно-экспериментальной деятельности

Слайд 5

В работе с детьми использую только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в - третьих, они практически безопасны;

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Работа началась с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания «Картотеки опытов и экспериментов», уголка экспериментирования, который постоянно пополняется новыми материалами. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи и обязательно соблюдают правила безопасности.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – это опыты-эксперименты.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Логичность выбора применяемой технологии

После проведенных опытов дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Слайд …. Применение опытно-экспериментальной деятельности технологии в работе с детьми.

Слайд … Результативность

Слайд

Данный опыт неоднократно был представлен на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, республиканских конференциях и семинарах, районных конкурсах, сборниках международных и всероссийских научно-практических конференций.


Слайд


Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей и живой и не живой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.