Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 пос. Пристень»
Пристенского района Курской области
Педагогические чтения
«Способы работы с учебным текстом на уроках литературы»
Подготовила: учитель русского языка
и литературы
Катыхина Екатерина Николаевна
2024 год, январь
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости. Каждый учитель скажет, что успеваемость и успешность ученика напрямую зависят от сформированности у него навыка чтения.
Часто приходится слышать: «Сегодня подростки безграмотны, не способны выразить свое мнение, чувства, не могут связать двух слов». Не соглашусь с таким утверждением. Молодые люди «и жить, и чувствовать спешат», однако окружающая языковая среда, безусловно, отрицательно влияет на формирование, развитие и выражение мыслей, чувств и эмоций. Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, молодые люди говорят «клёво», «прикольно», потому что в их памяти нет слов, которыми можно назвать то, что он увидел, услышал, прочувствовал.
На уроках русского языка и литературы стараюсь уделять больше внимания образной стороне речи учащихся, а также формированию сознательного отношения к тексту как основному инструменту познания.
Современная методика обучения родному языку призвана научить учащихся обращать внимание на каждое слово, на каждое выражение читаемого текста и вдумываться в них.
Таким образом, так называемый текстоцентрический подход к развитию речи школьников – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Приемы объединены в группы в зависимости от задач, которые ставит учитель при организации работы с текстом.
Приемы для обучения прогнозированию содержания текста
Прием «Прогнозирование»
Прогноз (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) -вероятное суждение о будущем состоянии какого-либо процесса или явления. Текст начинается с заголовка, а работа с ним – с прогнозирования.
Первый и очень важный этап работы с текстом – это анализ заголовка, первичной информации. Это этап прогнозирования и актуализации знаний. Работа с заголовком может дать очень многое: через него мы можем определить начальные знания учащихся, поставить проблемный вопрос, задачи урока, нацелить на понимание содержания текста. Анализируя название, ученик сразу включается в активную мыслительную деятельность, начинает анализировать. Прогнозирование может происходить по названию текста, по картине, с помощью проблемных ситуаций и вопросов.
Прием «Мозговой штурм»
Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.).На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма. Таким образом, использование данной стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.
Приемы, способствующие усвоению новой информации из текста
Прием «Чтение с остановками».
Этот прием широко используется учителями не только русского языка и литературы, но и других предметов. Особенности приема известны: текст читается по частям, после прочтения каждой части следует обсуждение прочитанного и прогнозирование последующего содержания. Я использую и свою разновидность этого приема. Его отличие в том, что перед чтением части я даю некоторый ориентир для учеников: на что следует обратить внимание. Это может быть обычный вопрос, или вопрос-метафора, или пустая (иногда частично не заполненная) схема (таблица).
Прием«Адресный вопрос».
Этот прием также известен учителям. Его суть заключается в том, что после прочтения текста учащиеся составляют вопросы к нему, а затем задают их своим одноклассникам, адресуя каждый вопрос конкретному человеку. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини? Ученики адресуютсвойвопросодноклассникуиполучаютответы,самиоцениваютработу свою и товарищей.
Прием «Восстановление информации».
Этот прием похож на прием «Деформированный текст», но все же качественно от него отличается. Он заключается в том, что ключевая информация, содержащаяся в тексте, с которым должны познакомиться ученики, выписана на отдельные разрезные карточки. После чтения текста дети должны восстановить
«рассыпавшуюся» информацию, установив определенные связи, логику, придав нужную форму.
Приемы для обучения аналитическому чтению
Аналитическое чтение — это процесс глубокого проникновения в книгу. Это не просто чтение — это настоящее всестороннее изучение, попытка «выжать» из текста максимум. Этот вид чтения включает различные действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов, а именно: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; свёртывание информации; выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию —оценку прочитанного и создание собственных смыслов; «присвоение» новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции. Задача учителя – научить основам аналитического чтения. В этом помогут описанные ниже приемы.
Прием «Цветная шляпа».
Этот прием широко используется учителями. Он основан на шести разных видах мышления. Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами
- цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Применение этого приема способствует обучению детей аналитическому чтению, т.е. рассмотрению текста с разных сторон.
2.Прием «Кубик Блума» (БенджаминБлум–известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?»,«Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.
Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.
Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.
Вопрос «Объясни»–ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.
3)Прием «Займи позицию»
Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его. Например: Согласны ли вы с мнением Гекльберри Финна, что деньги не самое главное в жизни? Выберите ответ: справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.
Приемы для осмысления структуры текста
Прием «Составление плана».
План – это определенный порядок, в котором что-то излагается, изображается; композиция. Это самый популярный прием, который не устареет никогда. Составление плана помогает учащимся увидеть структуру текста, логику изложения мыслей. Научившись составлять план текста, ученик в дальнейшем сможет составлять план собственных действий, сообщений. Видов плана много, все их ученик должен освоить.
Прием «Композиционная кривая»
Его я использую на уроках литературы при работе с художественными эпическими произведениями. Части эпического произведения всем известны: экспозиция, завязка, развитие действия, развязка. Эти части чертятся в виде своеобразного графика, после чего на отрезки этого графика накладываются (записываются) сюжетные части. Обучение этому приему я начинаю с 5 класса. Сначала под руководством учителя, затем самостоятельно дети составляют такие
«композиционные кривые».
Приемы для организации исследовательской работы с текстом
Прием «Отражение».
Многие реальные (исторические) события отражаются в произведениях искусства (литературы, живописи, музыки, кино). Данный прием помогает организовать сопоставительный анализ документов (отрывков из писем, мемуаров, дневников реальных лиц) о том или ином событии и произведений искусства. Задания для сравнения могут быть самые разные: найти сходства и различия в изображении событий, подобрать цитаты из произведений к картине, найти общие черты в ритме, интонации стихотворения и музыкального произведения; написать отзыв о фильме (мультфильме), сравнив его с произведением и мн.др. Например, при изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в7классе
Вопрос: Что общего между картиной Брюллова «Последний день Помпеи» и немой сценой из комедии «Ревизор»?
Прием «Исследовательская лаборатория
Этот прием можно использовать в старших классах, когда ученики в достаточной степени овладели приемами исследования текста: анализом, сравнением, обобщением, умением делать выводы. Для исследования учащимся предлагается или одно произведение, или два для сопоставления. Даются критерии, по которым нужно проводить работу, формируются группы учащихся. Учитель должен четко сформулировать цель: что и для чего исследуется. Предметом такой работы может стать герой (герои) произведения (произведений), композиция, художественные средства, идейное содержание или комплексный анализ.
Приемы для творческого осмысления текста
Прием «Чтение через ощущения»
Этот прием способствует творческому осмыслению художественного текста, его анализу, интерпретации. Чаще я использую его при работе с лирическими стихотворениями. В лирических произведениях автор передает свои мысли, чувства, переживания, настроения посредством различных изобразительно- выразительных средств. Задача учителя – научить видеть лирические образы, улавливать настроение лирического героя, слышать звуки, которые передает автор, находить и понимать ИВС, размышлять о прочитанном. Я даю задания, помогающие ученикам увидеть, услышать, почувствовать, поразмышлять, воплотить увиденные образы, цвета на бумаге при помощи красок. Например:
Какие звуки вы слышите в стихотворении? Каким образом их передает поэт?
Подберите музыку к этому стихотворению.
Нарисуйте увиденные вами образы.
Какие цвета преобладают в стихотворении. Изобразите их красками на бумаге.
Какие чувства испытывает лирический герой? Совпадают ли они с вашими ощущениями от прочитанного? Найдите слова, с помощью которых автор выражает внутреннее состояние героя.
Проанализируйте части речи, которые поэт употребил в стихотворении. Каких больше? Как вы думаете, почему?
Обратите внимание на знаки препинания. Какую художественную функцию они выполняют?
Прием «Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, высказывают свое мнение о том, как в дальнейшем сложится его судьба. В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить положительные результаты применения описанных приемов работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Учащиеся лучше усваивают содержание, идейное своеобразие, композиционные особенности текстов.
Работа с текстом начинается с анализа заголовка, что мотивирует детей на дальнейшее чтение и развивает навыки прогнозирования.
Текст становится для учеников источником новой информации, которую они умеют разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы.
Учащиеся овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.
Учащиеся осваивают основы исследовательской работы.
Дети и подростки учатся творчески осмысливать текст, проникать в его художественное своеобразие, воспринимать образы, созданные писателем.
Ученики приобретают умения составлять собственные высказывания и тексты на основе прочитанного; создавать на основе произведений свои творческие мультимедийные проекты.
Совершенствуются речевые навыки, формируется позитивное отношение к чтению, к урокам русского языка и литературы.
Развиваются коммуникативные умения, творческие способности учащихся.
Расширяется их кругозор, развивается эстетический вкус.