Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Улыбка»
Семинар-практикум «ИКТ в проектной деятельности педагогов в ДОУ»
Музыкальный руководитель
Обмачевская Инесса Олеговна
Майкоп 2023 г.
Семинар-практикум «ИКТ в проектной деятельности педагогов в ДОУ»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими икт технологий проектирования, объединить усилия коллектива для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Повышать методический уровень педагогов в овладении ими икт технологий и проектирования.
3. Способствовать творческому поиску.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы по проблеме темы
2. Разработка сценария.
3. Изготовление оборудования.
4. Подготовка проекта решения семинара-практикума.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, столы и стулья для команд - участников, карточки с вопросами, мольберт.
Планируемый результат: понимание необходимости применения ИКТ в проектной деятельности в ДОУ.
План:
1. Применение ИКТ в педагогике.
2. Виды проектной деятельности.
3. Структура проекта. Его основные требования.
4. Презентация проектов.
Актуальность
В наше время, компьютер стал не редкостью, а скорее необходимостью в работе педагога в ДОУ, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент, в силу не оснащенности детских учреждений достаточным количеством компьютеров, проекторов, экранов.
Одним из методов воспитательно-образовательного процесса является метод проектной деятельности. Сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, за счет подачи информации в наиболее доступной, понятной, и интересной для детей форме.
Виды проектной деятельности
Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на несколько групп:
Решение задач:
- развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
- систематизация знаний об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
Решение задач:
- развитие игровых умений детей, поощрение инициативности игровых замыслов;
- развитие навыков общения;
- использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.
Решение задач:
- создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;
- приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур (в их историческом и географическом аспектах);
- формирование установок толерантного сознания;
- развитие самопознания и положительной оценки.
Решение задач:
- развитие творческого потенциала каждого участника проекта;
- овладение различными видами творческой деятельности;
- углубленное приобщение к искусству, народному творчеству.
Решение задач:
- развитие способности к созданию выразительного художественного образа на основе полученных знаний;
- расширение представлений о действительности;
- совершенствование навыков художественной деятельности и пополнение знаний в процессе творчества и исследовательской деятельности.
Структура проекта. Его основные требования
1 этап – этап подготовки проекта.
• определяются задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования;
• разрабатывается модель взаимодействия всех участников проекта;
• определяется прогнозируемый результат;
• обсуждается с родителями;
• выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
• определяют содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т. д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку, аттестация и т. д.
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду :
• в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
• структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
• использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий, обязательно;
• составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых;
• развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Презентация проектов
• Презентация работы по проекту «Времена года» (формирование у детей старщего дошкольного возраста начальных представлений о временах года).
• Презентация работы по проекту «Мой любимый город» (воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и уважения к своему городу).
Заключение
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на социализацию дошкольников, формированию у них нравственно-патриотических чувств и норм безопасного поведения в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Разработанные проекты имеют практико-ориентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения. Таким образом, сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.
Какое же значение имеет использование ИКТ в проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении для его участников?
Для детей
Учитывая, что самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.
Для родителей
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Для профессионального роста педагогов:
Создаются условия для роста активности и инициативы педагогов;
Формируется умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук;
С каждым годом нашими педагогами разрабатывается и реализуется все больше и больше проектов по разным направлениям. Умение пользоваться компьютером, программами по созданию презентаций, графических редакторов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.