19
Педагогический проект
Тема: Сбережение здоровья и формирование культуры
здорового образа жизни
Разработчик:
учитель английского языка
Теленкова М.С.
Содержание
Аннотация к проекту………………………………………………………..3
Введение……………………………………………………………………..3
Проект «Будем здоровы»………………………………………………..7
Цели, задачи и гипотеза проекта………………………………...7
Этапы реализации проекта…………………………………….…7
Ожидаемые результаты реализации проекта…………………...9
Комплекс упражнений, способствующих сохранению
и укреплению физического и психологического
здоровья школьников…………………………………………..…9
Заключение……………………………………………………………...…18
Аннотация
В настоящее время крайне актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования у них культуры здорового образа жизни в условиях современного образовательного процесса. Данные исследований показывают, что количество школьников, имеющих функциональные нарушения и страдающих хроническими заболеваниями, с каждым годом катастрофически увеличивается.
Школа – это совершенно новая среда для ребенка, поэтому главная задача учителя – помочь каждому ученику адаптироваться к этой среде с минимальными потерями для детского организма, активно используя в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии.
Данный проект направлен на поиск здоровьесберегающих технологий работы с учащимися, которые способствовали бы решению поставленной проблемы.
Цель проекта: выявить эффективные образовательные технологии, применяемые для создания на уроках английского языка условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В соответствии с поставленной целью, возникают следующие задачи:
изучить и внедрить в образовательный процесс технологии, позволяющие сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье учащихся на уроках английского языка;
способствовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью;
пропагандировать здоровый образ жизни;
повысить мотивацию к изучению английского языка.
Приоритетные направления проекта:
анализ состояния здоровья и физического развития учащихся;
разработка модели здоровьесберегающего образовательного процесса;
внедрение в учебно-воспитательный процесс методик и технологий, способствующих сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся;
реализация комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого учащегося.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
повышение компетентности учителя в применении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
динамика показателей состояния здоровья учащихся;
повышение успешности в усвоении учебного материала;
формирование у учащихся культуры здорового образа жизни;
повышение у учащихся мотивации к бережному отношению к своему здоровью;
формирование навыков самодиагностики, самооценки, самоконтроля, самокоррекции и саморазвития индивидуальных возможностей организма, в том числе необходимых для оптимизации учебной деятельности.
Введение
Здоровье – один из важнейших компонентов благополучия человека и условий успешного социального и экономического развития каждой страны. Понятие «Здоровье» включает в себя полное психическое, душевное, социальное благополучие, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
В современных условиях высокой технической оснащённости и психофизической интенсивности труда остро стоит проблема здоровьесбережения школьников. Уровень заболеваемости среди школьников за последние годы стремительно растет, что вызывает серьезные опасения за будущее нации. Согласно данным Министерства здравоохранения Украины, за последние 5 лет количество здоровых школьников сократилось практически на треть. Наиболее часто школьники страдают заболеваниями органов пищеварения, дыхания, зрения, опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы. Из 94,3% обследованных крымских школьников 51,8% имеют функциональные нарушения здоровья, 10,75% имеют хронические заболевания, и всего лишь 39,38% являются здоровыми.
Перед образовательными учреждениями стоит серьезная и ответственная задача: формировать у подрастающего поколения культуру здорового образа жизни, которая включает в себя осознанное понимание необходимости сохранить физическое и духовное здоровье, стремление быть гармоничной личностью, знание правил обеспечения здоровья и умение реализовать их в повседневной жизни. Образ жизни современных школьников во многом определяет качество трудовых и социальных ресурсов населения. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. Для этого необходимо изменить свое отношение к здоровью и в системе жизненных ценностей отдать предпочтение именно сохранению и укреплению здоровья.
На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды, социально-гигиенические условия, а также недостаточная мотивация для ведения здорового образа жизни.
Малоподвижный образ жизни ученика, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней – все это негативно влияет на здоровье подрастающего поколения.
На помощь учителю приходят здоровьесберегающие технологии, под которыми понимается система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников во время учебно-воспитательного процесса. Эта система состоит из следующих компонентов: разработка и использование комплекса оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий; работа над осознанным саморазвитием детей; создание необходимых условий для самопознания и самореализации каждого учащегося.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Для ребенка очень важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у него появляется возможность самореализоваться, самореабилитироваться, самоорганизоваться, самоопределиться. С точки зрения межличностных отношений внедрение здоровьесберегающих технологий способствует сотрудничеству между учеником и педагогом и установлению доверительных доброжелательных отношений.
Педагогический проект «Будем здоровы»
1.1. Цели, задачи и гипотеза проекта
Цель проекта: выявить эффективные образовательные технологии, применяемые для создания на уроках английского языка условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Задачи:
изучить и внедрить в образовательный процесс технологии, позволяющие сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье учащихся на уроках английского языка;
способствовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью;
пропагандировать здоровый образ жизни;
повысить мотивацию к изучению английского языка.
Гипотеза. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволит создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, способствовать мотивации к ведению активного и здорового образа жизни и, как результат, повысить общий уровень успеваемости.
1.2. Этапы реализации проекта
Реализация проекта предусматривает следующие этапы:
1. Подготовительный этап | Анализ состояния здоровья и физического развития учащихся; Анкетирование родителей и учащихся; Разработка модели здоровьесберегающего образовательного процесса; Разработка нормативно-правового обеспечения и подготовка материально-технической базы для реализации проекта. Составление планов и разработка научно-методических рекомендаций по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс; |
2. Основной этап | Внедрение в учебно-воспитательный процесс методик и технологий, способствующих сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся; Реализация комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого учащегося; Проведение семинаров для родителей по вопросам сохранения и укрепления психологического и физического здоровья учащихся. |
3. Заключительный этап | Анализ полученных результатов динамики физического развития учащихся; Определение основных направлений совершенствования проекта; Создание банка данных здоровьесберегающих педагогических технологий и методик. |
Ожидаемые результаты реализации проекта
При реализации проекта «Будем здоровы» произойдут следующие изменения:
повысится компетентность учителя в применении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
снизится уровень заболеваемости среди учащихся;
повысится уровень успешности в усвоении учебного материала;
у учащихся будет формироваться культура здорового образа жизни;
повысится мотивация к бережному отношению к своему здоровью;
у учащихся сформируются навыки самодиагностики, самооценки, самоконтроля, самокоррекции и саморазвития индивидуальных возможностей организма, в том числе необходимых для оптимизации учебной деятельности.
1.4. Комплекс упражнений, способствующих сохранению и
укреплению физического и психологического
здоровья школьников
Гимнастика для слуха
Урок английского языка подразумевает восприятие большого объема иноязычной речи, поэтому одной из основных задач учителя является формирование и развитие у учащихся фонематического слуха. Такая необходимость обусловлена наличием в английском языке фонем, отличающихся от соответствующих в русском языке или вовсе не имеющих соответствий. С такой проблемой помогут справиться фонематические игры на уроках английского языка. Учитель может предложить учащимся выполнять определенные действия, когда они услышат тот или иной звук:
Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe.
Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, hat.
Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she.
Целью игры является закрепление навыков звукового анализа, упражнение детей в выборе слов с одним и тем же звуком.
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Основой формирования речевых звуков является артикуляционно-мимическая гимнастика, целью которой является выработка определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционные упражнения помогут не только выработать четкую дикцию, но и предотвратить патологическое развитие движений артикуляции и снять напряжение с артикуляционной и мимической мускулатуры.
Одной из наиболее действенных артикуляционных разминок является сказочная игра, в которой каждая буква является жителем волшебной страны и выполняет какое-либо действие, которое помогает ей издавать тот или иной звук. Например, когда язычок дрожит от холода, он ударяется о бугорки за верхними зубами и произносит звук [d]. Ученики повторяют за учителем, непроизвольно отрабатывая произношение каждого звука. Для того, чтобы учащиеся не потеряли интерес к сказке, ее основа сохраняется, но добавляются все новые и новые герои. Постепенно отработанные звуки исключаются из сказки, но все же учитель время от времени возвращается к их отработке.
Офтальмотренаж
Образовательная деятельность, так или иначе, вызывает утомляемость, что может негативно сказаться как на состоянии здоровья учащихся, так и на уровне их успеваемости. Большая визуальная нагрузка на уроках может отрицательно сказаться на зрении ребенка, поэтому необходимо проводить гимнастику для глаз не менее 2-3 раз в день в течение 3-5 минут. Большой интерес вызывает метод под названием «Система сенсорной свободы и раскрепощения», разработанный профессором Владимиром Базарным, частью которого является выполнение зрительной гимнастики несколько раз в течение урока. Для ее выполнения требуется плакат, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий, различных по форме и окрашенных в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка. На уроке английского языка учитель может предложить учащимся следующую гимнастику для снятия напряжения с органов зрения:
One, two, three, four.
Look at the window, look at the door,
Look at the ceiling, look at the floor.
One, two, three, four.
По команде учителя учащиеся переводят взгляд с одного предмета на другой.
Дыхательная гимнастика
Одним из важнейших процессов, необходимых для организма человека является дыхание. Связь дыхания с эмоциональным, физическим и умственным состоянием человека неоспорима, поэтому дыхательная гимнастика способна благотворно влиять на эндокринную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную системы человека. Дыхательная гимнастика позволяет повысить возбудимость коры больших полушарий и активизировать деятельность детей на уроке. Главная задача учителя – привить детям интерес к выполнению дыхательных упражнений. Учитель может предложить учащимся игру под названием «Baloons». Дети должны представить, что они воздушные шарики. На счет one, two, three, four по команде «Breath in» дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. На счет five, six, seven, eight учащиеся медленно выдыхают.
Упражнения для формирования осанки
Формирование правильной осанки – это сложный и многогранный процесс, требующий серьезного подхода. Неправильное положение тела может привести к деформации позвоночника, таза, грудной клетки, нижних конечностей. Для того, чтобы достичь положительных результатов, необходимо включать в содержание уроков специальные упражнения для формирования у детей правильной осанки. Проверить свою осанку учащиеся могут, встав спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. Учитель может использовать следующие упражнения дл я корректировки осанки:
Initial position: put your legs aside, put your hands over the head.
1 – 5 – make circular motions with your body to the right;
5–6 – make circular motions to the left;
7–8 – put your hands down and shake them.
Repeat 4–6 times.
Пальчиковая гимнастика
Научно доказано, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики его рук. Специалисты в области детской психологии и логопедии провели ряд исследований и выявили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Следовательно, повысить работоспособность головного мозга ребенка можно с помощью систематических упражнений для тренировки пальцев. Одним из таких видов деятельности на уроках может стать пальчиковая гимнастика. Учитель может предложить учащимся следующие упражнения:
Упражнение «The lamps»: вращение свободными кистями рук.
Упражнение «Count, please»: кисти рук лежат на столе, учащиеся хором считают от 1 до 10 и поочередно поднимают пальцы вверх.
Упражнение «Running man»: указательный и средний пальцы правой, левой, а затем обеих рук бегают по столу вперед и назад.
Упражнение «Claws»: сильное полусгибание и разгибание пальцев обеих рук.
Упражнение «The clock»: движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед и назад с одновременным звуковым сопровождением «tick – tock».
Пальчиковое рисование (Finger painting)
Пальчиковое рисование стало достаточно популярным видом деятельности в наши дни. Впервые мир услышал о живописи пальцами в 1932 году. Она стала своеобразным средством связи между детьми разных национальностей, говорящих на разных языках в одной из школ Рима. Сегодня пальчиковое рисование активно используется в педагогической деятельности. Оно способствует быстрому развитию мелкой моторики руки, концентрации внимания и четкой координации движений. Среди техник пальчикового рисования различают: рисование ладонью, кончиками пальцев, закрытым или полураскрытым кулаком.
Цветотерапия
Цветотерапия представляет собой действие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека и на его самочувствие. С помощью правильно подобранного цвета можно без труда повысить активность учащихся на уроках. Даже цвет тетрадей и канцелярских принадлежностей может оказать огромное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. Принадлежности спокойных тонов, таких как желтый, синий, светло-зеленый, отлично подойдут для раздражительных детей. Розовый цвет пробудит активность у пассивных учащихся. Но, стоит отметить, что слишком яркие цвета могут негативно повлиять на состояние ребенка. Цветотерапия может быть также использована при выборе цвета школьной одежды, интерьера кабинетов.
Аутогенная тренировка
Урок английского языка требует особой концентрации внимания, поэтому перед учителем стоит задача сделать все возможное для того, чтобы учащиеся не потеряли интерес к изучению иностранного языка и не испытывали не только физического, но и эмоционального перенапряжения. В этом может помочь аутогенная тренировка, которая представляет собой систему приемов саморегуляции функций организма и направлена на укрепление силы воли, улучшение внимания, регуляцию частоты сокращений сердца, нормализацию дыхательного ритма. Релаксация на некоторое время освобождает ребенка от умственного напряжения. Аутогенная тренировка – лучший способ контролировать и регулировать свои эмоции. Учитель может предложить учащимся следующие упражнения для расслабления:
I am ready to rest
I want to be quiet.
All my muscles are relaxed.
My breast muscles are relaxed.
My body is resting.
Nothing can trouble me.
Чувство тяжести
My left arm is heavy.
My right leg is heavy.
All my muscles are relaxed and resting.
I am quiet.
Чувство тепла
My right arm is warm.
My body is warm.
Nothing diverts my attention.
Упражнение «Ушки ни макушке» улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Для этого необходимо мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
Упражнение «Бабочки» активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Для этого необходимо нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Игротерапия
Игра на уроке является одной из важнейших форм релаксации. Она помогает быстро восстановить работоспособность и вызвать положительные эмоции у детей. Игра обеспечивает коммуникативно-деятельный характер обучения и оптимизацию интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе. Игры на уроках английского языка помогают активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры можно подразделить на ролевые, коммуникативные, включающие в себя речевые и аудитивные и языковые, включающие в себя фонетические, орфографические, грамматические, лексические. Игра на уроке выполняет не только образовательную функцию, но и способствует выработке активного отношения к жизни и целеустремленности в выполнении поставленной цели.
Музыкальная терапия
Изучение иностранного языка предполагает приобщение ученика к иноязычной культуре. Ничто так полно не проиллюстрирует своеобразие культуры того или иного народа, как песни. Песни на уроке английского языка позволяют быстро снять напряжение, вызвать положительные эмоции, и, как следствие, повысить уровень усвоения знаний. Кроме того, песни как нельзя лучше способствуют формированию лингвистической компетенции учащихся. Они не только помогают значительно расширить словарный запас, но и обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. Музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников. Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты.
Песня может стать отличным способом для закрепления лексических единиц по теме. Например, при изучении темы «Family» поможет следующая песня:
I have a father, I have a mother,
I have a sister, I have a brother
Father, mother, sister, brother-
Hand in hand with one another.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое является одной из составляющих арт-терапии. Принцип сказкотерапии заключается в использовании текстов сказок в образовательных, развивающих и воспитательных целях. Сказки оказывают огромное влияние на каждого ребенка и позволяют ему погрузиться в свой собственный мир. Е. В. Чех выделяет следующие методы сказкотерапии: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.
Сказка – одно из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию, заставляет думать. Детские сказки учат ребенка сопереживать чужому горю и разделять радость других, помогают различать, где настоящая действительность, а где выдумка, формируя, таким образом, критическое отношение, как к сказочным, так и к жизненным ситуациям.
Заключение
Уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал. Подрастающее поколение – это будущее каждой страны, именно поэтому необходимо уделять особое внимание сохранению и укреплению его здоровья.
Практическая ценность проекта «Будем здоровы» обусловлена отсутствием единого проекта по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической системы.
Уровень успеваемости учащихся напрямую зависит от состояния их здоровья. При организации учебной деятельности необходимо учитывать динамику работоспособности не только в течение дня, но и недели, чтобы избежать переутомления и снижения эффективности урока.
Активно используя в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии, учитель благотворно влияет на сохранение и укрепление не только физического, но и психоэмоционального здоровья учащихся. Данный проект предлагает комплекс упражнений и методик, позволяющих повысить эффективность обучения, снять усталость во время урока, снизить уровень заболеваемости среди школьников, а главное, сформировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и мотивировать их к ведению здорового образа жизни.