СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Персонализированная программа наставничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Персонализированная программа наставничества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №15»


Утверждаю:

______________Курбанов Л.М.

И.о. директора МБОУ ООШ №15


Персонализированная программа наставничества




учителя – наставника Бережной Ирины Андреевны

над начинающим учителем Расуловой Равзат Абдулхаликовной

на 2022/2023учебный год















2022г.

Пояснительная записка


Цель программы – создание организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего учителя к работе в школе и осуществления воспитательной работы с классным коллективом.

Задачи:
  • выявить затруднения начинающего учителя в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;

  • создать условия для развития профессиональных навыков начинающего учителя, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

  • мотивировать начинающего учителя к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

  • оказание помощи в ведении документации учителя.

Содержание деятельности:
  1. Диагностика затруднений начинающего учителя и выбор форм организации обучения и воспитания и оказание необходимой помощи на основе анализа выявленных потребностей.

  2. Посещение уроков начинающего учителя и определение способов повышения их эффективности.

  3. Ознакомление начинающего учителя с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

  4. Демонстрация начинающему учителю опыта успешной педагогической деятельности.

  5. Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:
  • успешная адаптации начинающего учителя в учреждении;

  • повышение профессиональной компетентности начинающего учителя в вопросах организации образовательного процесса;

  • обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;

  • совершенствование методов работы начинающего учителя по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

  • использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;

  • умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу с обучающимися.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ


Содержание

Сроки

Форма работы

Привлекаются к решению вопроса

Анализ результатов выполнения направления

наставничества

Составление и согласование индивидуальных

планов работы наставников и начинающего учителя


октябрь

Экспертно- методический совет

Заместитель директора


  1. «Мой портрет» (определение круга профессиональных интересов, проблем в работе молодого специалиста) (Приложение 1)

  2. Знакомство с сайтом образовательной организации и основными локальными актами, регламентирующими деятельность учителя: УСТАВ МБОУ «ООШ №15»; Правила внутреннего трудового распорядка для работников МБОУ «ООШ № 15»; Положение о единых требованиях к устной и письменной речи, к проведению письменных работ и проверке тетрадей, к ведению внутришкольной документации; Положение о внутренней системе оценки качества образования МБОУ «ООШ № 15»; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся; Календарный учебный график на учебный год; Список учебников, используемых при реализации образовательных программ в учебном году.

  3. Инструктаж по работе с электронным журналом.

  4. Помощь в составлении календарно-тематического планирования.

  5. Составление графика посещений уроков молодого специалиста.




октябрь

Консультации, собеседование, моделирование



Работа наставника и начинающего учителя


Заместитель директора,

руководитель ШМО



Методы и организационные формы обучения. Рациональное применение методов обучения.

Работа с родителями (содержание, формы и методы работы).

Выбор приоритетной методической темы для самообразования


ноябрь

Работа наставника и начинающего учителя

Групповая

Заместитель директора,

руководитель ШМО, коллеги


Анализ урока. Виды анализа.

Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.


ноябрь

Практикум

Работа наставника и начинающего учителя

Коллеги


Методы и приемы развития познавательной мотивации учащихся

Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников


декабрь

Круглый стол

Работа наставника и начинающего учителя

Заместитель директора


Работа по организации развития и совершенствования кабинета.

Работа с дневниками учащихся. Применение документа «Положение о единых требованиях к устной и письменной речи, к проведению письменных работ и проверке тетрадей, к ведению внутришкольной документации»


январь

Консультация

Работа наставника и начинающего учителя

Коллеги


Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения и последующим анализом.

Подготовка к участию в соревнованиях оформление заявки и необходимых документов.

в течение учебного года

Наблюдение, анализ Работа наставника и начинающего учителя

Руководитель ШМО, коллеги


Проектная работа на уроках и во внеурочное время.

Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с по- следующим анализом. Наблюдение за коммуника- тивным поведением учителя.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями



в течение учебного года

Работа в составе творческой группы Самостоятельно, заседания ШМО

Заместитель директора,

руководитель ШМО, коллеги


  1. Организация самостоятельной работы на уроке.

  2. «Портфолио» учителя

февраль

Практическое

занятие




Формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся


март

Групповая

Работа наставника и начинающего учителя

Коллеги


Выступление начинающего учителя на заседании ШМО о состоянии работы по теме самообразова- ния.


апрель

Консультация

Работа наставника и начинающего учителя

Руководитель ШМО


Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости учащихся. Отчёт о

результатах работы по теме самообразования. Планирование плана саморазвития на следующий учебный год.


май

Собеседование

Заместитель директора


Отчет наставника о работе за год


Приложение 1.


АНКЕТА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ


  1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? да; нет; частично.


  1. Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальныйпериод педагогической деятельности?


  1. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса выиспытываете трудности:

  • в календарно-тематическом планировании: да; нет; частично.

  • в проведении уроков: да; нет; частично.

  • в проведении внеклассных мероприятий: да; нет; частично.

  • в общении с коллегами, администрацией: да; нет; частично.

  • в общении с учащимися, их родителями: да; нет; частично;

  • другое (допишите)


  1. Что представляет ли для вас трудность:

  • формулировка целей урока: да; нет; частично.

  • выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целейурока


  • мотивация деятельности учащихся да; нет; частично;

  • формулировка вопросов проблемного характера да; нет; частично;

  • создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении да; нет; частично;

  • подготовка для учащихся заданий различной степени трудности да; нет; частично;

  • активизация учащихся в обучении да; нет; частично;

  • организация сотрудничества учащихся да; нет; частично;

  • организация само- и взаимоконтроля учащихся да; нет; частично;

  • организация своевременного контроля и коррекции образовательных достиженийучащихся да; нет; частично;

развитие творческих способностей учащихся да; нет; частично;

  • другое (допишите)




да; нет; частично;


  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию;

  • практико-ориентированному семинару;

  • курсам повышения квалификации;

  • мастер-классам; – творческим лабораториям;

  • индивидуальной помощи со стороны наставника;

  • предметным кафедрам;

  • школе начинающего учителя;

  • другое (допишите)


  1. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): – типы уроков, методика их подготовки и проведения; – методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе; – приемы активизации учебно- познавательной деятельности учащихся; – учет и оценка современных образовательных результатов учащихся; – психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов; – урегулирование конфликтных ситуаций; – формы работы с родителями; – формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися; – другое (допишите)


Приложение 2.

ОТЧЕТ-АНКЕТА НАСТАВЛЯЕМОГО О ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА И РАБОТЕ НАСТАВНИКА


Уважаемый сотрудник!

Предлагаем вам принять участие в оценке наставничества

(ФИО наставника)

в отношении (Ваши ФИО).


Ваши ответы помогут при выявлении наиболее типичных трудностей, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы. В результате ваших искренних ответов на вопросы этой анкеты будут определены лучшие наставники, а также выявлены проблемы адаптации в процессе наставничества сотрудника, на которые руководителям структурных подразделений следует обратить внимание, что в конечном итоге поможет быстрее освоиться на новом рабочем месте не только вам, но и будущим новичкам.


Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 – максимальная оценка, 1 – минимальная оценка), проведите оценку по нижеследующим параметрам.


  1. Достаточно ли было времени, проведенного с вами наставником, для получения необходимых знаний и навыков?

  2. Как бы вы оценили требовательность наставника?

  3. Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества теоретические знания по вашей специализации?

  4. Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества практические навыки по вашей должности?

  5. Насколько быстро вам позволили освоиться на новом месте работы знания об истории, культуре, принятых нормах и процедурах работы внутри образовательной организации?

  6. Являются ли полученные в ходе наставничества знания и навыки достаточными для самостоятельного выполнения обязанностей, предусмотренных вашей должностью?

  7. Расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов при оценке времени, потраченного наставником на различные способы обучения при работе с вами (1 — метод почти не использовался, 10 — максимальные затраты времени)

  • В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте

  • В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону

  • Личные консультации в заранее определенное время

  • Личные консультации по мере возникновения необходимости

  • Поэтапный совместный разбор практических заданий

  1. Какой из перечисленных или иных использованных методов вы считаете наиболее эффективным и почему?

  2. Какие наиболее важные, на ваш взгляд, знания и навыки для успешного выполнения должностных обязанностей вам удалось освоить благодаря прохождению наставничества?

  3. Кто из Ваших коллег кроме наставника, особенно помог вам в период адаптации?

  4. Какой из аспектов адаптации показался вам наиболее сложным?

  5. Кратко опишите ваши предложения и общие впечатления от работы с наставником: Дата Подпись /