Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
Утверждаю:
______________Курбанов Л.М.
И.о. директора МБОУ ООШ №15
Персонализированная программа наставничества
учителя – наставника Бережной Ирины Андреевны
над начинающим учителем Расуловой Равзат Абдулхаликовной
на 2022/2023учебный год
2022г.
Пояснительная записка
Цель программы – создание организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего учителя к работе в школе и осуществления воспитательной работы с классным коллективом.
Задачи:
выявить затруднения начинающего учителя в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;
создать условия для развития профессиональных навыков начинающего учителя, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
мотивировать начинающего учителя к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
оказание помощи в ведении документации учителя.
Содержание деятельности:
Диагностика затруднений начинающего учителя и выбор форм организации обучения и воспитания и оказание необходимой помощи на основе анализа выявленных потребностей.
Посещение уроков начинающего учителя и определение способов повышения их эффективности.
Ознакомление начинающего учителя с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
Демонстрация начинающему учителю опыта успешной педагогической деятельности.
Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
успешная адаптации начинающего учителя в учреждении;
повышение профессиональной компетентности начинающего учителя в вопросах организации образовательного процесса;
обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;
совершенствование методов работы начинающего учителя по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу с обучающимися.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Содержание | Сроки | Форма работы | Привлекаются к решению вопроса | Анализ результатов выполнения направления наставничества |
Составление и согласование индивидуальных планов работы наставников и начинающего учителя | октябрь | Экспертно- методический совет | Заместитель директора | |
«Мой портрет» (определение круга профессиональных интересов, проблем в работе молодого специалиста) (Приложение 1) Знакомство с сайтом образовательной организации и основными локальными актами, регламентирующими деятельность учителя: УСТАВ МБОУ «ООШ №15»; Правила внутреннего трудового распорядка для работников МБОУ «ООШ № 15»; Положение о единых требованиях к устной и письменной речи, к проведению письменных работ и проверке тетрадей, к ведению внутришкольной документации; Положение о внутренней системе оценки качества образования МБОУ «ООШ № 15»; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся; Календарный учебный график на учебный год; Список учебников, используемых при реализации образовательных программ в учебном году. Инструктаж по работе с электронным журналом. Помощь в составлении календарно-тематического планирования. Составление графика посещений уроков молодого специалиста. | октябрь | Консультации, собеседование, моделирование Работа наставника и начинающего учителя | Заместитель директора, руководитель ШМО | |
Методы и организационные формы обучения. Рациональное применение методов обучения. Работа с родителями (содержание, формы и методы работы). Выбор приоритетной методической темы для самообразования | ноябрь | Работа наставника и начинающего учителя Групповая | Заместитель директора, руководитель ШМО, коллеги | |
Анализ урока. Виды анализа. Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы. | ноябрь | Практикум Работа наставника и начинающего учителя | Коллеги | |
Методы и приемы развития познавательной мотивации учащихся Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников | декабрь | Круглый стол Работа наставника и начинающего учителя | Заместитель директора | |
Работа по организации развития и совершенствования кабинета. Работа с дневниками учащихся. Применение документа «Положение о единых требованиях к устной и письменной речи, к проведению письменных работ и проверке тетрадей, к ведению внутришкольной документации» | январь | Консультация Работа наставника и начинающего учителя | Коллеги | |
Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения и последующим анализом. Подготовка к участию в соревнованиях оформление заявки и необходимых документов. | в течение учебного года | Наблюдение, анализ Работа наставника и начинающего учителя | Руководитель ШМО, коллеги | |
Проектная работа на уроках и во внеурочное время. Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с по- следующим анализом. Наблюдение за коммуника- тивным поведением учителя. Знакомство с новыми педагогическими технологиями | в течение учебного года | Работа в составе творческой группы Самостоятельно, заседания ШМО | Заместитель директора, руководитель ШМО, коллеги | |
Организация самостоятельной работы на уроке. «Портфолио» учителя | февраль | Практическое занятие | | |
Формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся | март | Групповая Работа наставника и начинающего учителя | Коллеги | |
Выступление начинающего учителя на заседании ШМО о состоянии работы по теме самообразова- ния. | апрель | Консультация Работа наставника и начинающего учителя | Руководитель ШМО | |
Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости учащихся. Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Планирование плана саморазвития на следующий учебный год. | май | Собеседование | Заместитель директора | |
Отчет наставника о работе за год | |
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? да; нет; частично.
Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальныйпериод педагогической деятельности?
В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса выиспытываете трудности:
в календарно-тематическом планировании: да; нет; частично.
в проведении уроков: да; нет; частично.
в проведении внеклассных мероприятий: да; нет; частично.
в общении с коллегами, администрацией: да; нет; частично.
в общении с учащимися, их родителями: да; нет; частично;
другое (допишите)
Что представляет ли для вас трудность:
формулировка целей урока: да; нет; частично.
выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целейурока
мотивация деятельности учащихся да; нет; частично;
формулировка вопросов проблемного характера да; нет; частично;
создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении да; нет; частично;
подготовка для учащихся заданий различной степени трудности да; нет; частично;
активизация учащихся в обучении да; нет; частично;
организация сотрудничества учащихся да; нет; частично;
организация само- и взаимоконтроля учащихся да; нет; частично;
организация своевременного контроля и коррекции образовательных достиженийучащихся да; нет; частично;
развитие творческих способностей учащихся да; нет; частично;
да; нет; частично;
Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
практико-ориентированному семинару;
курсам повышения квалификации;
мастер-классам; – творческим лабораториям;
индивидуальной помощи со стороны наставника;
предметным кафедрам;
школе начинающего учителя;
другое (допишите)
Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): – типы уроков, методика их подготовки и проведения; – методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе; – приемы активизации учебно- познавательной деятельности учащихся; – учет и оценка современных образовательных результатов учащихся; – психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов; – урегулирование конфликтных ситуаций; – формы работы с родителями; – формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися; – другое (допишите)
Приложение 2.
ОТЧЕТ-АНКЕТА НАСТАВЛЯЕМОГО О ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА И РАБОТЕ НАСТАВНИКА
Уважаемый сотрудник!
Предлагаем вам принять участие в оценке наставничества
(ФИО наставника)
в отношении (Ваши ФИО).
Ваши ответы помогут при выявлении наиболее типичных трудностей, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы. В результате ваших искренних ответов на вопросы этой анкеты будут определены лучшие наставники, а также выявлены проблемы адаптации в процессе наставничества сотрудника, на которые руководителям структурных подразделений следует обратить внимание, что в конечном итоге поможет быстрее освоиться на новом рабочем месте не только вам, но и будущим новичкам.
Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 – максимальная оценка, 1 – минимальная оценка), проведите оценку по нижеследующим параметрам.
Достаточно ли было времени, проведенного с вами наставником, для получения необходимых знаний и навыков?
Как бы вы оценили требовательность наставника?
Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества теоретические знания по вашей специализации?
Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества практические навыки по вашей должности?
Насколько быстро вам позволили освоиться на новом месте работы знания об истории, культуре, принятых нормах и процедурах работы внутри образовательной организации?
Являются ли полученные в ходе наставничества знания и навыки достаточными для самостоятельного выполнения обязанностей, предусмотренных вашей должностью?
Расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов при оценке времени, потраченного наставником на различные способы обучения при работе с вами (1 — метод почти не использовался, 10 — максимальные затраты времени)
В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте
В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону
Личные консультации в заранее определенное время
Личные консультации по мере возникновения необходимости
Поэтапный совместный разбор практических заданий
Какой из перечисленных или иных использованных методов вы считаете наиболее эффективным и почему?
Какие наиболее важные, на ваш взгляд, знания и навыки для успешного выполнения должностных обязанностей вам удалось освоить благодаря прохождению наставничества?
Кто из Ваших коллег кроме наставника, особенно помог вам в период адаптации?
Какой из аспектов адаптации показался вам наиболее сложным?
Кратко опишите ваши предложения и общие впечатления от работы с наставником: Дата Подпись /