КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ачинская школа №3»
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
составил: Гореева Лариса Валентиновна
наставляемый: Парфенова Ульяна Николаевна
г. Ачинск, 2023-2024 учебный год
1.Пояснительная записка
Модернизация образования в Российской Федерации предполагает обеспечение адекватных условий развития всем категориям обучающихся и воспитанников, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Увеличение и усложнение этого контингента и его неполный охват существующей системой психолого-педагогической поддержки, является важной и перспективной с точки зрения преодоления имеющегося отклонения. При этом повысились требования к личностным и профессиональным качествам специалистов осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ, к его активной социальной и профессиональной позиции, соответствующим новым профессиональным стандартам.
В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности педагога-психолога, акцентируется внимание на формировании профессиональной компетентности педагога, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие и самообразование.
Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности педагога-психолога, лежащих в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, которые определяют характер ее протекания. Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность профессионально важных личностных качеств и навыков решения практических задач. Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризация системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В-третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику. Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых она протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.
Перечисленные факторы профессиональной адаптации являются универсальными для любого вида профессиональной деятельности, однако применительно к каждой конкретной профессии имеют свою специфику. Специфика адаптации к профессии педагога-психолога связана с тем, что она относится к профессиям типа «человек-человек». Психолог является субъектом помогающей деятельности, что предполагает активную личностную включенность в работу. Это накладывает отпечаток на процесс профессиональной адаптации, обусловливая наличие специфических факторов риска, которые могут затруднять конструктивную профессиональную деятельность.
Педагогу-психологу 1 отделения, начинающему свой профессиональный путь, необходимо организовать взаимодействие с обучающимися с нарушением слуха. Обучающиеся указанной категории не всегда могут рассказать окружающим о своих проблемах, чаще настороженно относятся к новым людям, появляющимся в окружении. Поэтому актуальными проблемами, в данном случае, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность налаживания взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья; сложность дифференциации внутренней причины и внешних проявлений в поведении обучающихся, трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, становится очевидно, что первые шаги педагога-психолога - период ответственный и трудный.
Форма наставничества: «педагог-психолог- педагог-психолог»
Виды наставничества:
- ситуационное наставничество.
Программа включает в себя следующие направления: диагностическое; нормативно-правовое; психолого-педагогическое; методическое.
Срок реализации программы: 1 год
2. Цель и задачи программы
Цель: обеспечить передачу практического опыта наставника и приобретения необходимых знаний, умений и трудовых навыков молодому специалисту.
Задачи:
- выявление профессиональных затруднений наставляемого в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
- оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации психологической деятельности;
- развитие интереса к психолого-педагогической деятельности, стремления ответственно и творчески выполнять обязанности педагога-психолога.
3.Этапы реализации программы
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности наставляемого носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. В построении деятельности наставника можно выделить четыре этапа:
Первый этап – сентябрь-октябрь 2023 г. Включает личное знакомство, собеседования, анкетирование в целях выявления первичных затруднений в профессиональном становлении.
Содержание этапа:
- сбор информации для формирования плана действий;
- создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества психолого-педагогического процесса;
- анализ основных умений молодого специалиста на данном этапе, его запросов, потребностей;
- разработка плана профессионального становления молодого специалиста.
Выделены следующие сложности:
- организация занятий с обучающимися с нарушением слуха;
- организация занятий с обучающимися при одномоментном пребывании нескольких специалистов в одном кабинете;
- методическая сторона организации занятий (диагностики, методы и приемы работы с детьми ОВЗ);
- оформление документации педагога-психолога.
Второй этап – октябрь 2023г.
Содержание этапа:
-составление программы наставничества;
-согласование форм и методов взаимодействия.
Третий этап – ноябрь- апрель 2024 г. реализация программы наставничества Развитие уровня профессиональной компетентности наставляемого, его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей, творческий подход.
Содержание этапа:
- организация взаимопосещения занятий для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;
- проведение мониторинга деятельности участников образовательного процесса;
- изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста.
Четвёртый этап – май 2024г. Оценка эффективности и результативности реализации
Содержание этапа:
- подведение итогов работы и анализ эффективности взаимодействия молодого специалиста и наставника;
- возможность личностного и профессионального роста;
- подготовка и реализация молодым педагогом самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ;
- создание Программы самообразования.
проводится работа над темой самообразования;
осуществляется планирование методической работы.
4.Формы и методы реализации программы
В работе с наставляемым планируется использовать следующие формы: дискуссии, обмен опытом, тренинг, открытые занятия, методические консультации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, прохождение курсов, посещение семинаров методических объединений и совещаний, групповая супервизия (по отдельному плану ОУ).
Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности наставляемого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с наставляемым план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества наставляемого, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, учителю начальных классов, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить необходимое обучение;
контролировать и оценивать самостоятельное проведение наставляемым учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с наставляемым план профессионального становления;
давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать наставляемому индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
подводить итоги профессиональной работы наставляемого, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе наставляемого.
Обязанности наставляемого:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником.
5. Принципы реализации программы
Реализация программы строится на следующих принципах:
принцип научности – использование научно-обоснованных технологий;
принцип легитимности – соответствие всех действий законодательству Российской Федерации:
принцип гуманизации – ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;
принцип индивидуализации – сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;
принцип компетентности — владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;
принцип комплексности — согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации программы наставничества;
принцип лояльности — уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения;
принцип конфиденциальности — неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);
принцип добровольности — участие в ПН наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);
принцип активности — активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.
6. Технология управления наставнической деятельностью
Технология управления – вся совокупность управленческих решений и средств, сознательно применяемых для достижения цели:
Проектирование. Высококлассные специалисты не появляются внезапно; необходимо планировать работу по «выращиванию» кадров.
Диагностика – определение, изучение и оценка параметров, характеризующих состояние кадрового потенциала, выявление факторов, влияющих на это состояние.
Мониторинг — система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.
Анализ собранной информации. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по направлениям:
- участие педагога-психолога в инновационной деятельности;
- участие педагога-психолога в работе МО ОУ, педагогическом совете отделения и др.
7. Календарный план работы
Основные направления деятельности | Конкретные меры / Формы мероприятий | Планируемые результаты | Сроки |
Диагностический | Собеседование, анкетирование наставляемого по выявлению затруднений | выявление потребностей, ожиданий и затруднений в работе | Сентябрь-октябрь 2023г. |
Оценка усвоения программного материала в форме: • анкета обратной связи; • система наблюдений; система практикумов | анализ эффективности сопровождения наставляемого | Май 2024г. |
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса | обновление знаний о нормативной документации педагога-психолога (нормативные документы; организационно-методическая документация) | создание и ведение комплекта рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей | Сентябрь 2023г. В течение учебного года |
знакомство с нормативно-правовыми актами учреждения и корпоративной культуре | -ознакомление с нормативно-правовыми актами ОУ; -освоение должностных обязанностей | Сентябрь-октябрь 2023г. |
Психолого-педагогическое сопровождение | психологическая поддержка | -адаптация к правилам учреждения, его традициям и корпоративной культуре; -форсированное знакомство с коллективом | В течение учебного года |
Методическое сопровождение | методическая помощь при создании программ сопровождения обучающихся | -подготовка и реализация самостоятельных продуктов деятельности: программ, разработки занятий | Сентябрь 2023г. |
организация методических консультаций с сурдологом по работе с обучающимися с нарушением слуха | - ознакомление с приемами и методами эффективной коммуникации; | В течение учебного года |
методические консультации по запросу | помощь в профессиональном становлении специалиста | В течение учебного года |
взаимопосещение занятий: - наставник -наставляемый | -обсуждение проведенных мероприятий, анализ, выявление неуспешных, ошибочных элементов занятия, внесение изменений в организацию и проведение занятий, мероприятий | 2023г., Ноябрь Декабрь |
дискуссия «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает» | - обсуждение спорного вопроса; -выявление сильных и слабых аргументов по теме -достижение истины с использованием только корректных приёмов ведения спора | Январь 2024г. |
взаимоконсультирование по теме «Все в твоих руках» | помощь в профессиональном становлении специалиста | |
обмен опытом в рамках МО педагогов-психологов «Метафорические карты «Монстрики чувств» | - передача знаний; - обмен опытом для развития уровня профессиональной и личной компетентности | Ноябрь |
методические консультации, участие в воспитательных мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров, методических объединений и т.д. | -подготовка и реализация самостоятельных творческих и методических продуктов деятельности, таких как программы, статьи, презентации, разработки занятий | В течение учебного года |
создание Программы самообразования | -профессиональное становление; -анализ и планирование собственной деятельности | В течение учебного года |
Рекомендовать: прохождение курсов, переподготовку для осуществления деятельности с обучающимися с нарушением слуха | - использование специальных приемов и методов эффективной коммуникации с обучающимися с ОВЗ | В течение учебного года |
8. Организация контроля и оценки
Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом куратор программы наставничества.
Педагог-наставник предоставляет отчет о реализации наставничества по итогам полугодий 2 раза в год.
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.
Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании аналитической справки, составленной наставником.
Отчётная форма по итогам полугодия
1) Методические разработки, печатные работы наставляемого (если имеются).
2) Участие наставляемого в различных профессиональных конкурсах, конференциях, методических мероприятиях (если имеются).
3) Выполнение календарного плана работы.
9. Ожидаемые результаты:
Доверительная, продуктивная, взаимодополняющая деятельность.
для наставляемого:
-организационно-методическая, творческая деятельность;
-активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков организации занятий;
-повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в вопросах педагогики и психологии;
-появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
для наставника:
-эффективный способ самореализации;
-актуализация и взаимообмен знаниями, умениями;
-достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.