СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект "Использование информационно-коммуникативных технологий как одно из условий формирования познавательного интереса к математике".

Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.Введение ИКТ в учебный процесс раскрывает перед учеником большие возможности. Именно поэтому данная проблема актуальна.

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект»

МБОУ «Токтайбелякская основная общеобразовательная школа











Педагогический проект





Использование информационно-коммуникативных технологий как одно из условий формирования познавательного интереса к математике









Каменщикова Валентина Вениаминовна,

учитель математики












2012 г


В современное время усложняется учебный материал, и всё больше и больше детей проявляют нежелание учиться. Наблюдаю это я и у своих учеников. Я поставила перед собой вопрос: Неужели современные ученики потеряли интерес к новому, необычному? Неужели они ничего не хотят знать? Я понаблюдала за ними на уроках и на перемене. Они очень любят на перемене находиться в кабинете информатики, вижу с каким интересом они обсуждают возможности Интернета или радуются еще за одного из своих одноклассников, которому родители подарили компьютер. У меня появилась мысль использовать возможности ИКТ для повышения интереса к изучению моего предмета математики. Повысить интерес – значит повысить качество обучения, тем более это очень важно, ведь математика – один из основных предметов по которому надо сдавать экзамен ГИА и ЕГЭ. Конечно, ИКТ на уроках я использовала и раньше, но в основном для составления тестов. Более широкие возможности для использования ИКТ появились недавно. В 2011 году школа приобрела проектор и интерактивную доску. Я по - новому стала планировать свои уроки, более наглядно проводить их. В прошлом году целенаправленно начала исследовать, как же влияет использование ИКТ на повышение интереса к математике. Я преподаю уроки математики в двух классах – в 8 и в 9. Девятый класс выпускной, математика дается им сложно, трудно воспринимают материал.


Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель.

Цель:


Изучить влияние использования ИКТ на развитие познавательного интереса обучающихся к математике.


Объект исследования:

Процесс обучения математике обучающихся 8-9 классов.


Предмет исследования:

Развитие познавательных и созидательных способностей учащихся посредством применения возможностей ИКТ.



Ожидаемые результаты:

  • привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • повышение познавательного интереса к предмету;

  • формирование ИКТ компетентности у учащихся;

  • повышение качества обучения.



Задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы использования ИКТ в учебном процессе в психолого-педагогической, научно-методической литературе.

  2. Определить конструктивные особенности применения ИКТ для повышения интереса к математике.

  3. Разработать и проверить модель методической системы обучения с применением ИКТ.


В ходе работы над проектом мною было прочитаны и проанализированы статьи научно-популярной литературы, посвященной использованию ИКТ в учебном процессе. Роль ИКТ в образовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ.

Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает сам процесс обучения более продуктивным.

Введение ИКТ в учебный процесс раскрывает перед учеником большие возможности. Именно поэтому данная проблема актуальна, т.к. все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Таким образом, актуальность данного педагогического проекта состоит в следующем:

  1. В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.

  2. В формировании опыта работы по применению ИКТ в образовательном процессе.

  3. В разработке методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебных знаний, умений, навыков, а также разработка внеклассных мероприятий по математике, позволяющих развивать способности каждого школьника.


Сроки проведения педагогического проекта: 2011-2012 учебный год

1 этап. Определение «зоны ближайшего развития» для каждого ученика.

2 этап. Стимулирование интереса обучающихся к математике посредством ИКТ.

3 этап. Совершенствование способностей обучающихся

4 этап. Подведение итогов, формирование выводов.


В ходе проведения эксперимента использовала следующие методы исследования:

  • Изучение психолого-педагогической характеристики обучающихся.Данный вид работы помог мне ориентироваться на каждого ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития, а также создать условия, облегчающие процесс обучения.

  • Диагностика результативности умений и навыков каждого обучающегося и класса в целом по каждой изученной теме (анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом, это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу.

  • Анкетирование обучающихся и их родителей с целью выявления потребности в использовании новых информационных технологий.

  • Анализ качества обученности.




Была создана модель для развития интереса обучающихся к математике посредством использования ИКТ при индивидуализации обучения.







Техническое оснащение

Компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийные ресурсы




Составление презентации, составление опорных схем и буклетов


Использование ЭОР, уровневая дифференциация



ИКТ





Работа с таблицей Excel для составления тестов в сотрудничестве учитель- ученик

Дистанционное обучение, Интернет уроки








Параметры оценки и учета интереса к предмету






Плюсы обучения с использованием компьютера:

  • обучающийся может вернуться к предыдущему компоненту

  • индивидуализация обучения

  • увеличение скорости и качества усвоения материала

  • увеличение практической ценности получаемых знаний


Использование компьютера на уроках математики наиболее эффективно

  • При проведении устного счета

  • При изучении нового материала

  • При проверке фронтальных самостоятельных работ

  • При решении задач обучающего характера

  • При организации исследовательской деятельности



Результативность:

1. Результаты анкетирования. В анкетировании участвовали ученики 8-9 классов.


На начало (сентябрь 2011г)


Испытывает интерес

61%

Не испытывает интереса

12%

Нейтрально относиться к предмету

27%


Промежуточное тестирование (январь2011г)


Испытывает интерес

78%

Не испытывает интереса

10%

Нейтрально относиться к предмету

12%



На конец учебного года (апрель 2011г )


Испытывает интерес

94%

Не испытывает интереса

6%

Нейтрально относиться к предмету

0 %




2. Результаты анкетирования родителей по отношению к предмету.


Класс

Удовлетворяют ли Вас сегодня результаты обучения вашего ребенка по математике? (%)

Вызывает ли у Вашего ребенка интерес обучение математики? (%)

Как Вы считаете знания Вашего ребенка улучшились по предмету? (%)

Часто ли у Вашего ребенка возникают трудности с домашним заданием? (%)

Как Вы считаете, будет ли будущая профессия Вашего ребенка связана с математикой? (%)

 

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

иногда

да

нет

8кл

80

20

82

18

78

22

30

28

42

68

32

9кл

78

22

84

16

88

12

16

44

40

68

32

Уровень сформированности базовой ИКТ компетентности обучающихся.




  1. Динамика уровня качества знаний обучающихся.



8 класс

9 класс

Входной контроль

62%

45%

Промежуточное тестирование

68%

51%

На конец года

74%

70%

Выводы:

  1. Проанализировано состояние проблемы использования ИКТ в учебном процессе в психолого-педагогической, научно-методической литературе.

  2. Установлено, что важнейшими показателями психолого-педагогических особенностей обучающихся является:
    - характер мыслительной деятельности,
    -характер познавательной деятельности,
    -степень руководства учителя деятельностью обучающихся.

  3. Определены конструктивные особенности применения ИКТ для создания условий самостоятельной деятельности обучающихся на уроке математики.

  4. Разработана и проверена модель методической системы обучения с применением ИКТ.

  5. Повысился интерес к предмету, легче воспринимается материал урока.


Литература:

  1. Бетин О.И. Информатизация региональной системы образования – приоритетное направление образовательной политики. Информатика и образование. – 2001 - №4. с.96.

  2. Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии. Информатика и образование. – 2002 - №3. с.96.

  3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998.

  5. Петрова О.Н. Мотивация учения. - Математика, №35, 2004.

  6. http://mathforum/org/library/








Заверяю:

Зам директора по УВ работе

МБОУ «Токтайбелякская основная

общеобразовательная школа»

Иванова Н. С. _______________