Цель: учащиеся должны знать критерий переходности-непереходности глаголов; учащиеся должны уметь различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи; развивать речь учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, тест «безличные глаголы», таблица самооценивания, кластеры, маркеры, стикеры.
Ход урока I. Оргмомент Психологический настрой. Позитивный ролик. II. Проверка домашнего задания
1)Тест «Безличные глаголы». ( презентация из 5 заданий) с взаимопроверкой. 2) Индивидуальное задание ( сильные учащиеся) Фразеологизмы с безличными глаголами. Записать на доске фразеологизмы с безличными глаголами, объяснить их значение. С 3-мя устойчивыми выражениями составьте предложения.
1. Много воды утекло – (Много, немало) прошло времени, произошло перемен.
2. Запахло порохом – близится, назревает война.
3. Дух захватило – тяжело, трудно дышать от избытка чувств, сильных переживаний, каких-либо ощущений и т. п.
4. Как не бывало – бесследно исчез.
5. Как ни в чем не бывало – словно ничего не случилось.
6. Кинуло в жар – кто-либо приходит в сильное волнение, в крайне возбужденное состояние.
7. Маковой росинки во рту не было – кто-либо ничего не ел.
8. Отлегло от сердца – кто-либо испытывает чувство облегчения, успокоения.
9. В глазах потемнело – кому-либо становится дурно, плохо, обычно от усталости, слабости, волнения и т. п. 10.Как рукой сняло – сразу, совершенно, бесследно прошло. О недомогании, болезни, чувствах, переживаниях. Цели упражнения: закрепление знаний по теме «Безличные глаголы», обогащение словарного запаса учащихся за счет включения в упражнение фразеологизмов, развитие умения определять значение фразеологических сочетаний, развитие навыка работы с фразеологическим словарем, формирование умения употреблять фразеологические обороты в речи. Таким образом, после знакомства с темой «Безличные глаголы» ученики 6-го класса должны знать определение безличных глаголов, их формы, лексические значения, знать особенности их употребления и уметь использовать в речи, знать фразеологизмы с безличными глаголами, уметь их распознавать, определять значение и употреблять в речи.
III.Определение темы и цели урока.
У-ль: Поэт! В плену своих возвышенных идей Не игнорируй прозу средней школы. Чтобы глаголом жечь сердца людей Необходимо твёрдо знать глаголы.
У-ль:-А чтобы твёрдо знать эти самые глаголы, давайте сегодня опять о них поговорим:
У-ль:- С какими морфологическими признаками глагола вы уже знакомы?
Спряжение, время, число, вид, лицо, переходность-непереходность.
У-ль:- Прочитайте оставшиеся термины.
У-ль:- Сформулируйте тему урока. Запишем тему урока в тетрадь.
У-ль: Предположите, каковы могут быть цели урока?
(узнать какие глаголы мы называем переходными, а какие непереходные;
Научиться различать переходные и непереходные глаголы).
II. Объяснение нового материала.
Внимательное чтение материала о переходных глаголах и под руководством учителя заполняют делают выводы.
Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. Все остальные глаголы являются непереходными, они обозначают действие, которое не переходит на предмет. К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет - объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать. Переходные глаголы сочетаются с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога: брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)
|
Непереходные глаголы сочетаются с существительным, числительным или местоимением в косвенных падежах (кроме винительного) без предлога или с предлогами. Встретился (с кем?) с товарищем, Думать (о ком?) о нём. К непереходным глаголам относятся все возвратные глаголы – (это такие, которые обозначают действия возвращающиеся на предмет, который его производит), например: умываться, одеваться), а также отыменные глаголы с суффиксом -е- и -нича-(-ича-): обессилеть, ябедничать, капризничать. При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже: 1) при отрицании: не купил (чего?) хлеба (р.п.), не выпить (чего?) молока (р.п.); 2) при указании на часть предмета: отрезал (чего?) сыру (р.п.), нарвать (чего?) цветов (р.п.)
|
Переходные глаголы
|
Сравнительные аспекты
|
Непереходные глаголы
|
|
Что обозначают?
|
|
|
Какие глаголы относятся?
|
|
|
С какими частями речи сочетаются?
|
|
|
С какой падежной формой используются?
|
|
2) Первичное восприятие материала. Выступления групп.
3) Развитие учебно-языковых навыков. Игра «Переходный – непереходный»
Распределите переходные и непереходные глаголы с зависимым словом в две колонки Определите падеж зависимого слова.
- Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом,
- Реяли на ветру, услышал предание, увидите растения, видел извержение, заклеил конверт, не участвовал в экспедиции, не увидел ошибки, ребёнку нездоровилось, затеял ссору, растаял на солнце,
- Физкультминутка.
Я читаю словосочетания, а вы, если слышите переходный глагол – хлопаете 1 раз в ладоши, непереходный – топаете 1 раз.
Изложить рассказ +
Списать предложение +
Излагать мысли +
Коснуться темы -
Запереть квартиру +
Прикасаться к печке -
Расстилать скатерть +
Загораем на пляже –
Приложить старания +
Подниматься по лестнице -
Соберём друзей +
Располагать временем.-
III.Групповая работа. Создание коллажа.
- Каждая группа получает набор картинок по определенной теме:
«Стройка», «Семья», « Работа в саду, огороде». Учащиеся должны распределить картинки в определённой последовательности, наклеить их на флипчарт, составить небольшой рассказ по своей теме, используя при этом переходные и возвратные
-
- Защита флипчартов. Взаимооценивание.
№
|
Критерии оценивания
|
Моя группа
|
Группа №1
|
Группа №2
|
1
|
Тема раскрыта
|
|
|
|
2
|
Знание правила
|
|
|
|
3
|
Доступное изложение
|
|
|
|
4
|
Оформление
|
|
|
|
V.Рефлексия. На стикерах.
-Что получилось? Что не получилось? Почувствовали ли вы радость?
VII. Домашнее задание.
Из фразеологического словаря выписать по 10 фразеологических оборотов с переходными и непереходными глаголами.