СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Переходные и непереходные глаголы 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   учащиеся должны знать критерий переходности-непереходности глаголов;               учащиеся должны уметь различать переходные и непереходные глаголы,                правильно употреблять их в речи; развивать речь учащихся.

Оборудование:  мультимедийная презентация, тест «безличные глаголы», таблица самооценивания, кластеры, маркеры, стикеры.

                                                      Ход урока   I. Оргмомент Психологический настрой. Позитивный ролик.   II. Проверка домашнего задания 

1)Тест «Безличные глаголы». ( презентация из 5 заданий) с взаимопроверкой. 2)  Индивидуальное задание ( сильные учащиеся) Фразеологизмы с безличными глаголами.      Записать на доске фразеологизмы с безличными глаголами, объяснить их значение. С 3-мя устойчивыми выражениями составьте предложения.

1.     Много воды утекло – (Много, немало) прошло времени, произошло перемен.

2.     Запахло порохом – близится, назревает война.

3.     Дух захватило – тяжело, трудно дышать от избытка чувств, сильных переживаний, каких-либо ощущений и т. п.

4.     Как не бывало – бесследно исчез.

5.     Как ни в чем не бывало – словно ничего не случилось.

6.     Кинуло в жар – кто-либо приходит в сильное волнение, в крайне возбужденное состояние.

7.     Маковой росинки во рту не было – кто-либо ничего не ел.

8.     Отлегло от сердца – кто-либо испытывает чувство облегчения, успокоения.

9.       В глазах потемнело – кому-либо становится дурно, плохо, обычно от усталости, слабости, волнения и т. п. 10.Как рукой сняло – сразу, совершенно, бесследно прошло. О недомогании, болезни, чувствах, переживаниях. Цели упражнения: закрепление знаний по теме «Безличные глаголы», обогащение словарного запаса учащихся за счет включения в упражнение фразеологизмов, развитие умения определять значение фразеологических сочетаний, развитие навыка работы с фразеологическим словарем, формирование умения употреблять фразеологические обороты в речи. Таким образом, после знакомства с темой «Безличные глаголы» ученики 6-го класса должны знать определение безличных глаголов, их формы, лексические значения, знать особенности их употребления и уметь использовать в речи, знать фразеологизмы с безличными глаголами, уметь их распознавать, определять значение и употреблять в речи.

III.Определение темы и цели урока.

 У-ль: Поэт! В плену своих возвышенных идей              Не игнорируй прозу средней школы.             Чтобы глаголом жечь сердца людей             Необходимо твёрдо знать глаголы.

У-ль:-А чтобы твёрдо знать эти самые глаголы, давайте  сегодня опять  о них поговорим:

У-ль:- С какими морфологическими признаками глагола вы уже знакомы?

Спряжение, время, число, вид, лицо, переходность-непереходность.

У-ль:- Прочитайте оставшиеся термины.

У-ль:- Сформулируйте тему урока. Запишем тему урока в тетрадь.

У-ль: Предположите, каковы могут быть цели урока?

(узнать какие глаголы мы называем переходными, а какие непереходные;

Научиться различать переходные и непереходные глаголы).

II. Объяснение нового материала.

Внимательное чтение материала о переходных глаголах и под руководством учителя заполняют делают выводы.

                  Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. Все остальные глаголы являются непереходными, они обозначают действие, которое не переходит на предмет. К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет - объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.       К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать. Переходные глаголы сочетаются с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога:                брал (что?) книгу (в.п.),             встречать (кого?) его (в.п.)

 Непереходные глаголы сочетаются с существительным, числительным или местоимением в косвенных падежах (кроме винительного) без предлога или с предлогами.            Встретился (с кем?) с товарищем,      Думать  (о ком?) о нём.       К непереходным глаголам относятся  все возвратные глаголы – (это такие, которые обозначают действия возвращающиеся на предмет, который его производит), например: умываться, одеваться), а также отыменные глаголы с суффиксом -е- и -нича-(-ича-): обессилеть, ябедничать, капризничать.          При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:                                1) при отрицании: не купил (чего?) хлеба (р.п.),             не выпить (чего?) молока (р.п.);                     2) при указании на часть предмета: отрезал (чего?) сыру (р.п.),             нарвать (чего?) цветов (р.п.)

 

Переходные глаголы

        Сравнительные              аспекты

Непереходные глаголы

 

Что обозначают?

 

 

Какие глаголы относятся?

 

 

С какими частями речи сочетаются?

 

 

С какой падежной формой используются?

 

2) Первичное восприятие материала. Выступления групп.

3) Развитие учебно-языковых навыков. Игра «Переходный – непереходный»

Распределите  переходные и  непереходные глаголы с зависимым словом в две колонки  Определите падеж зависимого слова.

  1. Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом,  
  2. Реяли на ветру, услышал предание, увидите растения, видел извержение, заклеил конверт, не участвовал в экспедиции, не увидел ошибки, ребёнку нездоровилось, затеял ссору, растаял на солнце,

 

  1. Физкультминутка.

Я читаю словосочетания, а вы, если слышите переходный глагол – хлопаете 1 раз в ладоши, непереходный – топаете 1 раз.

Изложить рассказ +

Списать предложение +

Излагать мысли +

Коснуться темы -

Запереть квартиру +

Прикасаться к печке -

Расстилать скатерть +

Загораем на пляже –

Приложить старания +

Подниматься по лестнице -

Соберём друзей +

Располагать временем.-  

III.Групповая работа. Создание коллажа.  

  1. Каждая группа получает набор картинок по определенной теме:

 «Стройка», «Семья»,  « Работа в саду, огороде». Учащиеся должны распределить картинки в определённой последовательности, наклеить их на флипчарт, составить небольшой рассказ по своей теме, используя при этом переходные и возвратные

  1.  
  2. Защита флипчартов. Взаимооценивание.

 

Критерии оценивания

Моя группа

  Группа №1

Группа №2

1

Тема  раскрыта

 

 

 

2

Знание правила

 

 

 

3

Доступное изложение

 

 

 

4

Оформление

 

 

 

 

V.Рефлексия. На стикерах.

-Что получилось? Что не получилось? Почувствовали ли вы радость?

VII. Домашнее задание.

Из фразеологического словаря выписать по 10 фразеологических оборотов с переходными и непереходными глаголами.