СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию»


План самообразования на 2016-2020 уч.г.

учителя начальных классов МОУ «Желябовская школа»

Паршуковой Анны Михайловны


Индивидуальная тема самообразования:

«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе».


Пояснительная записка. Актуальность темы

«Мышление начинается с удивления».  (Аристотель) 

Технология развития критического мышления, которая появилась в системе образования, способствует развитию метапредметных умений.  Эта идея нашла свое отражение в методических пособиях С.И. Заир-Бека, И.О. Загашева, И.В. Муштавинской. Авторы технологии – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  

Важным в данной технологии является следование трем фазам:

1.Вызов. 2.Осмысление. 3.Рефлексия.


Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Метапредметные результаты зависят от сформированности универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Таким образом, в процессе работы по фазам технологии развития критического мышления учащийся понимает ценность своей работы, чувствует  единение с другими и ее значимость. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению, что помогает решать  проблемы в реальных жизненных ситуациях..

Существует такой тезис: «Жизнь на уроке должна стать подлинной». Сделать ее такой – задача современного учителя.


Педагогическая технология развития критического мышления выделяет целевые ориентации: 

  • мотивация к учению;

  • расширение знаний и развитие интеллектуальных умений;

  • развитие рефлексивного мышления; 

  • формирование обобщений. 


Цель:

  • . Формирование критического мышления в процессе обучения русскому языку, литературному чтению и через уроки окружающего мира на основе применения приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ).


Задачи:

  • .Формирование у учащихся  универсальных учебных навыков, как необходимых компонентов подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, на основе применения приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.

  • Создание необходимых условий эффективного использования на уроках приёмов технологии ТРКМ для развития творческого потенциала учащихся;

  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, применение разных стратегий чтения, адекватное понимание прочитанного, сортирование информации с точки зрения ее важности, «отсеивание» второстепенной, умение критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.


Гипотеза:

В процессе использования технологии развития критического мышления формируется самостоятельное мышление, ученик вооружается методами и способами самостоятельной работы, получает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик” позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса. 


Ожидаемые результаты:

1. Овладение обучащимся к окончанию начальной школы ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоорганизационными.

2. Обучение приёмам ТРКМ при работе с различными текстами, повышение культуры читателя.

3. Повышение уровня исследовательской культуры обучающихся..

4. Повышение качества знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

5. Обучение планированию и достижению поставленной цели, умению контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять самооценку и взаимооценку деятельности.


Мои вопросы по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;

  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса




ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:


Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по «Технологии развития критического мышления» и имеющегося опыта

2016-2017 г.

Накопление теоретического материала.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на внедрение технологии развития критического мышления

Прогнозирование результатов

2016-2019 г.

1)Изучение, апробация ТРКМ в педагогической деятельности

2)Разработка уроков, самоанализ уроков.

3)Выступление с опытом работы на ШМО.

3)Публикация опыта работы ( по возможности)

Практический

Применение технологии развития критического мышления (структуры урока, приёмов, таблиц, стратегий) с целью апробации и накопления опыта в педагогической практике.

Внедрение опыта

2016-2019 г.

Применение с целью апробации приёмов технологии ТРКМ: «Синквейн», «Чтение с остановками», «Инсерт», «Плюс, минус, интересно», «Шесть шляп мышления»; таблиц – «ЗХУ», «Концептуальная таблица» «Сравнительная таблица», «Кластер» и др..

Разработка и проведение открытых уроков в данной технологии для. Самоанализ практического опыта работы. Изучение Копилки лучших уроков (по данной технологии)

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2019-2020 г.

1.Открытые уроки для ШМО

2.Выступление с презентацией опыта работы ШМО.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2019-2020г.

1.Публикация опыта работы на личном сайте.

2.Участие в конкурсах по инновационным технологиям

 


Используемая литература для работы по данной теме:

1.      Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003. – с. 17 – 28.

2.      Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М: Просвещение, 2004. – с. 5 – 62.

3.      Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя.- СПб, 2009.- с.7 – 55.

4.      http://standart.edu.ru/

5.      lib.1september.ru›2003/16/1.htm