СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы тьютора на 2017-2018 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы тьютора по сопровождению ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении  на  текущий учебный год.Цель и задачи, функции, основные виды деятельности тьютора.  

Просмотр содержимого документа
«План работы тьютора на 2017-2018 учебный год.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« полное название в соответствии с Уставом ОУ»






План работы тьютора

по сопровождению ребёнка с ОВЗ

на 2017-2018 учебный год
























город Евпатория



Цель работы тьютора:


индивидуальное сопровождение воспитанницы с ОВЗ в инклюзивном обучении и успешное её включение в среду образовательного дошкольного учреждения.


Задачи:


1. Создание комфортных условий для нахождения в группе ДОУ:

- организация рабочего места, места для игр, уголка уединения, отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.


2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДО учреждения, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.


3. Помощь в усвоении адаптированной образовательной программы, преодоление затруднений в образовательной деятельности. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности ребёнка.


4. Организация сопровождения другими специалистами: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники. Обеспечение преемственности и последовательности специалистов в работе с ребенком.


5. Осуществление взаимодействия с родителями ребёнка с ОВЗ:

- включение родителей в процесс обучения и воспитания;


- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку;


- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, путях его дальнейшего развития.


6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.




Функции тьютора:


  1. Диагностическая:


  • сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанницы, её интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении;

  • отслеживание положительной динамики в развитии ребёнка с ОВЗ.


  1. Прогностическая:

  • выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребёнка психолого-педагогических проблем;


  • разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе;


  • разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ.


  1. Регулятивная:


  • оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство ДОУ ребёнка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем;


  • проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с ОВЗ;


  • включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов дошкольного образовательного учреждения;


  • консультирование родителей.



  1. Аналитическая:


  • отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;


  • оценивание успешности воспитанницы с ОВЗ в освоении АОП, в случае необходимости внесение необходимых коррективов.

Организация деятельности тьютора


Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений ребёнка с социумом ДОУ.


Тьютор и воспитанница с ОВЗ.









Тьютор:


  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с ребёнком, становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в другую комнату, уголок уединения; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

  • координирует образовательную деятельность ребёнка, дозирует учебную нагрузку.



Тьютор и воспитатель группы



Тьютор:

обсуждает с воспитателем:

  • цели и задачи образовательной работы;

  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и воспитанницы), уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор

.


Тьютор и другие дети



Тьютор:


  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

  • объясняет детям, как общаться с ребёнком с ОВЗ;

  • если тема разговора касается особенностей воспитанницы – отвечает на вопросы.


Тьютор и родители

Тьютор:


  • рассказывает родителям ребёнка о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

  • отвечает на вопросы родителей;

  • даёт методические и практические рекомендации, советы по вопросам образования и воспитания ребёнка.





Тьютор и другие специалисты

(педагог-психолог, музыкальный работник, медицинские работники, и др.)

Тьютор:


  • вносит предложения по оптимизации работы с воспитанницей;

  • Участвует в составлении индивидуальных программ;

  • осуществляет помощь при проведении занятий, праздника (адаптация задания для ребёнка, помощь в ориентировании в задании, помещении и др.)



Ребенок с ОВЗ и воспитатель

Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции, задания


Для этого тьютор:

  • привлекает внимание ребенка к воспитателю, заданию: «Смотри на ….. (имя воспитателя), слушай…»;

  • «Смотри на доску»;

  • «Возьми карандаш …»;

  • «Положи удобно лист для рисования»;

  • «Посмотри на образец»

  • «Начнём с …» и т.д.


Ребенок с ОВЗ и тьютор

Ребенок выполняет рекомендации тьютора (простую инструкцию)

Для этого тьютор:

  • следит за организацией рабочего места ребёнка;

  • соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;

  • если ребенок не успевает полностью выполнить задание –

определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;


  • если общее задание для всех детей сложно для понимания, то продолжает с ребёнком работу по предыдущему (недовыполненному заданию).



Ребенок с ОВЗ и другие дети




Ребенок по своей инициативе (инициативе тьютора) общается с другими детьми, отвечает сам (или с помощью тьютора) на обращение других детей к нему.

Для этого тьютор:

наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к их общению.

Например, сосед по столу просит у ребенка карандаш нужного цвета, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей: «Дай, пожалуйста, карандаш синий» – «На» – «Спасибо»

«На, возьми обратно», «Спасибо».



Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок, придя в ДОУ, прощается с родителями.

По окончании пребывания в ДОУ – встречает родителей и прощается с тьютором и воспитателем.

помогает ребёнку в общении со своими родителями в условиях ДОУ:

помогает рассказать, что было в ДОУ, чем он занимался, познакомить с результатами его творчества, демонстрация творческих работ и т.п.





Основные виды деятельности тьютора:


1.Информационное обеспечение.


2. Организационная деятельность

3. Учебно-методическая работа.

4. Диагностико - аналитическая деятельность.





п/п


Виды деятельности





Сроки




Отв-ый



  1. Информационное обеспечение


Пополнение нормативно-правовой и методической базы

по инклюзивному обучению,

организации качественного и доступного образования в ДОУ воспитанников с ОВЗ.

В течение года

Тьютор

2

Формирование банка данных современных образовательных технологий (тьюторского сопровождения): игровые, здоровьезберегающие,

личностно-ориентированные (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения), информационно-коммуникативные и другие.


В течение года

Тьютор

3

Оформление наглядного демонстрационного и печатного материала:

-изготовление методического и практического материала для ООД с ребёнком с особыми образовательными потребностями, для родителей по развитию и воспитанию ребёнка с ОВЗ;

- оформление методических и практических рекомендаций для специалистов инклюзивного обучения по организации образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ;

- оказание помощи специалистам при подготовке творческих работ для участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, праздниках и др., проводимых в ДОУ;

- участие ребёнка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ.




В течение года Тьютор









В течение года Тьютор



2. Организационная деятельность

1.

Оказание помощи ребёнку с ОВЗ по успешному включению в процесс ООД группы.

Ежедневно

Тьютор

2.

Участие ребёнка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ с учетом возможностей и интересов ребёнка

В соответствии с планом работы ДОУ

Тьютор




3. Учебно-методическое направление


1.

Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ

февраль

Тьютор

2.

Оформление и ведение дневника ежедневных наблюдений за ребёнком с ОВЗ.

В течение года

Тьютор

3.

Консультирование родителей,

специалистов инклюзивного обучения

В течение года

Тьютор

4.

Участие в педагогических советах ДОУ, на совещаниях специалистов инклюзивного обучения, на заседаниях ПМПК

( при необходимости).

По плану

работы ДОУ, графику работы ПМПК

Тьютор

  1. Диагностико-аналитическая деятельность


1.

Обновление банка данных

на ребёнка с ОВЗ.


В течение года


Тьютор

педагог-психолог.


2.


Анализ медицинской карты,

беседы с родителями о здоровье

ребёнка, его питании, соблюдении им режимных моментов дома.



Февраль-Апрель



Тьютор,

Воспитатель,

мед.работник


3.



4.


Анкетирование родителей



Анализ работы тьютора в

2017-2018 учебном году, задачи на новый учебный год.


Апрель- Май




Май

Тьютор,

воспитатель,

педагог-психолог.


Тьютор,

педагог-

психолог,

воспитатель,

ст.воспит-ль.