Просмотр содержимого документа
«План работы тьютора на 2017-2018 учебный год.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« полное название в соответствии с Уставом ОУ»
План работы тьютора
по сопровождению ребёнка с ОВЗ
на 2017-2018 учебный год
город Евпатория
Цель работы тьютора:
индивидуальное сопровождение воспитанницы с ОВЗ в инклюзивном обучении и успешное её включение в среду образовательного дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в группе ДОУ:
- организация рабочего места, места для игр, уголка уединения, отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДО учреждения, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении адаптированной образовательной программы, преодоление затруднений в образовательной деятельности. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности ребёнка.
4. Организация сопровождения другими специалистами: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники. Обеспечение преемственности и последовательности специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями ребёнка с ОВЗ:
- включение родителей в процесс обучения и воспитания;
- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку;
- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, путях его дальнейшего развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.
Функции тьютора:
Диагностическая:
сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанницы, её интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении;
отслеживание положительной динамики в развитии ребёнка с ОВЗ.
Прогностическая:
Регулятивная:
Аналитическая:
Организация деятельности тьютора
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений ребёнка с социумом ДОУ. Тьютор и воспитанница с ОВЗ. | Тьютор: |
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с ребёнком, становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в другую комнату, уголок уединения; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует образовательную деятельность ребёнка, дозирует учебную нагрузку. |
Тьютор и воспитатель группы | Тьютор: |
обсуждает с воспитателем: цели и задачи образовательной работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и воспитанницы), уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор . |
Тьютор и другие дети | Тьютор: |
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с ребёнком с ОВЗ; если тема разговора касается особенностей воспитанницы – отвечает на вопросы. |
Тьютор и родители Тьютор: |
рассказывает родителям ребёнка о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей; даёт методические и практические рекомендации, советы по вопросам образования и воспитания ребёнка. |
Тьютор и другие специалисты (педагог-психолог, музыкальный работник, медицинские работники, и др.) Тьютор: |
| вносит предложения по оптимизации работы с воспитанницей; Участвует в составлении индивидуальных программ; осуществляет помощь при проведении занятий, праздника (адаптация задания для ребёнка, помощь в ориентировании в задании, помещении и др.) |
Ребенок с ОВЗ и воспитатель Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции, задания |
| Для этого тьютор: привлекает внимание ребенка к воспитателю, заданию: «Смотри на ….. (имя воспитателя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми карандаш …»; «Положи удобно лист для рисования»; «Посмотри на образец» «Начнём с …» и т.д. |
Ребенок с ОВЗ и тьютор Ребенок выполняет рекомендации тьютора (простую инструкцию) | Для этого тьютор: следит за организацией рабочего места ребёнка; соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка; если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; |
| |
| |
Ребенок с ОВЗ и другие дети | |
Ребенок по своей инициативе (инициативе тьютора) общается с другими детьми, отвечает сам (или с помощью тьютора) на обращение других детей к нему. | Для этого тьютор: наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к их общению. Например, сосед по столу просит у ребенка карандаш нужного цвета, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей: «Дай, пожалуйста, карандаш синий» – «На» – «Спасибо» «На, возьми обратно», «Спасибо». |
Ребенок с ОВЗ и родители | Для этого тьютор: |
Ребенок, придя в ДОУ, прощается с родителями. По окончании пребывания в ДОУ – встречает родителей и прощается с тьютором и воспитателем. | помогает ребёнку в общении со своими родителями в условиях ДОУ: помогает рассказать, что было в ДОУ, чем он занимался, познакомить с результатами его творчества, демонстрация творческих работ и т.п. |
Основные виды деятельности тьютора: 1.Информационное обеспечение. 2. Организационная деятельность 3. Учебно-методическая работа. 4. Диагностико - аналитическая деятельность. | |
№ п/п | Виды деятельности | Сроки | Отв-ый |
Информационное обеспечение |
| Пополнение нормативно-правовой и методической базы по инклюзивному обучению, организации качественного и доступного образования в ДОУ воспитанников с ОВЗ. | В течение года | Тьютор |
2 | Формирование банка данных современных образовательных технологий (тьюторского сопровождения): игровые, здоровьезберегающие, личностно-ориентированные (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения), информационно-коммуникативные и другие. | В течение года | Тьютор |
3 | Оформление наглядного демонстрационного и печатного материала: -изготовление методического и практического материала для ООД с ребёнком с особыми образовательными потребностями, для родителей по развитию и воспитанию ребёнка с ОВЗ; - оформление методических и практических рекомендаций для специалистов инклюзивного обучения по организации образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ; - оказание помощи специалистам при подготовке творческих работ для участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, праздниках и др., проводимых в ДОУ; - участие ребёнка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ. | В течение года Тьютор В течение года Тьютор |
2. Организационная деятельность |
1. | Оказание помощи ребёнку с ОВЗ по успешному включению в процесс ООД группы. | Ежедневно | Тьютор |
2. | Участие ребёнка с ОВЗ в выставках творческих работ, соревнованиях, праздниках и пр., проводимых в ДОУ с учетом возможностей и интересов ребёнка | В соответствии с планом работы ДОУ | Тьютор |
3. Учебно-методическое направление |
1. | Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ | февраль | Тьютор |
2. | Оформление и ведение дневника ежедневных наблюдений за ребёнком с ОВЗ. | В течение года | Тьютор |
3. | Консультирование родителей, специалистов инклюзивного обучения | В течение года | Тьютор |
4. | Участие в педагогических советах ДОУ, на совещаниях специалистов инклюзивного обучения, на заседаниях ПМПК ( при необходимости). | По плану работы ДОУ, графику работы ПМПК | Тьютор |
Диагностико-аналитическая деятельность |
1. | Обновление банка данных на ребёнка с ОВЗ. | В течение года | Тьютор педагог-психолог. |
2. | Анализ медицинской карты, беседы с родителями о здоровье ребёнка, его питании, соблюдении им режимных моментов дома. | Февраль-Апрель | Тьютор, Воспитатель, мед.работник |
3. 4. | Анкетирование родителей Анализ работы тьютора в 2017-2018 учебном году, задачи на новый учебный год. | Апрель- Май Май | Тьютор, воспитатель, педагог-психолог. Тьютор, педагог- психолог, воспитатель, ст.воспит-ль. |