ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию учителя русского языка и литературы Камаловой Р. В.
Индивидуальная тема: «Формирование и развитие навыков литературоведческого и лингвистического анализов текста как условие успешного получения знаний по различным предметам».
Актуальность темы. В основе Концепции образования нашей школы заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы и развитие благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе.
Задачи самообразования по теме:
-изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
-изучить опыт педагогов, школы, района, республики;
- овладеть новыми технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- вести мониторинг саморазвития школьников;
- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
-разработать систему изучения новых тем и контроля знаний учащихся в технологии деятельностного обучения;
-развитие познавательного интереса через игру, нетрадиционные уроки, внеклассную работу, посредством участия в олимпиадах разного уровня;
-дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля за знаниями учащихся;
-разработать систему контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы - мониторинг познавательных интересов, диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития;
Этапы проработки
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма представления |
Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | 2015-16 уч.г | Собеседования с коллегами, руководителем МО, методистом школы. |
Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2015-16 уч.г | Выступление на МО |
Практический | Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2015-2019 г. | Открытые уроки, выступления на МО |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов. | 2019-2020 уч.г | Выступление на педсовете, семинаре |
Внедренческий | Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. | 2018-2020 уч | Творческий отчет |
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | План мероприятий | срок вып-я |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |
1. | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах: Литература по методической теме. Методическая литература по предметам. Интернет. Изучать: 1. Госстандарт общего среднего образования РК 2. Концепция общего среднего образования. 3. Кодекс законов о труде. 4. Программа 2050. 5. Закон о языках. 6. Литература по методической теме. 7. Методическая литература по предметам. 8. Интернет. | в теч.срока |
2. | Прохождение курсов профессиональной подготовки. | 2015 г.,2018г |
3. | Изучение применения новых образовательных технологий в работе учителей школы, района, республики в области обучения | в теч.срока |
4. | Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района | в теч.срока |
Использование современных образовательных технологий |
1. | Использование возможностей Интернет на уроке. | в теч.срока |
2. | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий. | в теч.срока |
3. | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе. | в теч.срока |
4 | Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Анализ текста как технология подготовки учащихся к ГИА по русскому языку». Тестирование в сети Интернет. | в теч.срока |
5 | Проведение экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов; 2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков; 3) проекты на уроках русского языка и литературы. | в теч.срока |
6 | Проведение экспериментальных уроков. | раз в год |
7. | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | в теч.срока |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта |
1. | Выступление перед коллегами на занятиях ШМО:1) «Технология подготовки учащихся к ГИА по русскому языку»: 2) «Применение электронных носителей информации на уроках русского языка и литературы»; 3) «Составление авторского элективного курса для работы в старших классах»; 4) «Интернет и его возможности»; б) «Подготовка и проведение эксперимента в обучении русского языка и литературы» 7) «Применение ЦОР на уроках русского языка и литературы»; | в теч.срока |
2 | Профессиональные публикации, брошюры, электронный урок. | в теч.срока |
3 | Создание факультатива для учеников, собственного сайта. | 2016г |
Участие в конкурсах профессионального мастерства |
1. | Участие в профессиональных конкурсах, семинарах, дистанционных тестированиях, викторинах, вебинарах | в теч.срока |
Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время |
1. | Совершенствовать систему подготовки учащихся к Экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ | 2015-2018 |
2. | Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования. | 2015 |
3. | Создать условия для участия детей в дистанционных олимпиадах и международных конкурсах. | 2015-2018 |
4. | Добиться активного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровне. | 2015-2017 |
5. | Вовлекать больше учащихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. | 2015-2016 |
6. | Вовлекать учащихся в творческую деятельность для участия в различных конкурсах во внеурочное время | в теч.срока |
7. | Организовать экскурсии в музеи, в выставочные залы, поездки по литературным местам республики | в теч.срока |
Методическая литература:
1) Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Раб. тетрадь. 9-11 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
3) Александров В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т. В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск: Издательский центр «Взгляд», 2013.
4) Александров В. Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: Сочинение-рассуждение. / Александров В. Н., Александрова О. И. - Челябинск: Взгляд, 2014.
5) Александров В. Н., Александрова О. И. Единый государственный экзамен. Русский язык: Азбучные истины. Подготовка к сочинению
7) Антонова Е. С. «Тайна текста» и секреты методики. РЯШ №2 2015, с. 3-12.
9) Котельникова С. А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж. РЯШ №5 2015
10) Пахнова Т. М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики. РЯШ №6 2013, с. 32-39.
11) Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. РЯШ №1 2016, с. 3
12) Ипполитова Н. А. Роль текста при изучении вводных слов и предложений. РЯШ №2 2016, с. 11
14) Никульцева В. В. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел...» РЯШ №3 2011, с. 71-74.
16) Николина Н. А. Драма А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» (Опыт лингвостилистического анализа). РЯШ №4 2012, с.70-76.
17) Пономарева Л. Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход. РЯШ №6 2014, с. 3-10
Предполагаемый результат.
1. Повышение качества преподаваемого предмета.
2. Проведение открытых уроков.
3. Доклады и выступления.
4. Разработка дидактических материалов.
5. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
6. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
7. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.