
ФИО учителя : Кулага Ольга Семеновна
Стаж работы: 33 года
Место работы: КГУ «Средняя школа с ДМЦ имени Кудыса
Абсаметова,
Героя Социалистического Труда»
с.Каргалы, Жамбылский район, Алматинская область
Должность: учитель биологии
Категория: высшая
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
ТЕМА: «Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕРА-КЛАССА: создать условия для осознания, осмысления
учебной информации и применения знаний и
умений
ОБУЧАЮЩАЯ: продолжить формирование знаний о генах, о генотипе
- закрепить понятия мутационной изменчивости
- сформировать представление о методах изучения генетики
человека
- показать единство биологических закономерностей для всей
живой природы
РАЗВИВАЮЩАЯ: - развивать культуру речи, логическое мышление
- продолжить развивать умения выделять главное,
самостоятельности в приобретении знаний и
познавательного интереса, формировать умения
сравнивать, классифицировать, обобщать, извлекать
необходимую информацию из разных источников
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование мировоззренческих понятий, причинно
следственных связей, раскрытие роли генетики как
части общей культуры человека, воспитывать культуру
умственного труда, воспитывать умение слушать,
умение работать в группах
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - учащиеся знают методы изучения генетики
человека
- учащиеся могут раскрыть сущность метода, его цели и
задачи
- учащиеся знают значение генетики для медицины
- учащиеся могут устанавливать причинно-следственные
связи между методом и целями изучения
- умеют работать в группе согласованно
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 9 класс
ХОД МАСТЕР- КЛАССА: 1.Вводная часть
2.Вызов ( мотивация и целеполагание)
3.Осмысление ( изучение и закрепление знаний)
4. Выводы, итоги
5.Рефлексия.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Ламинированный лист, стратегия ЖИГСО,
«Найди соответствие»
ОБОРУДОВАНИЕ: видеоролики « 8-признаков близнецов», «Генеалогия»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: 1) материалы учебника «Биология» -9
класс
2) материалы Интернет ресурсов
Этапы работы
|
Содержание этапа
|
Деятельность учеников
|
Время
|
Ресурсы
|
1.Вводная часть
Цель: настроить учащихся на работу в группе
МО: репродуктивный
|
1) Разминка
2)Формирование групп-
|
- Психологический настрой
У кого есть братья похлопали
У кого есть сестры потопали
Кто похож на маму погладили себя по голове
Кто похож на маму и на папу и потопали и похлопали
2) Формирование групп по
пазлам метода
1- генеалогический
2-близнецовый
3-цитогенетический
4-биохимический
3) Инструктаж работы с карточкой для рефлексии
«Плюс-минус-интересно»
|
3 мин
|
«Разминка»
Дети формируются в группы – 4 гр
|
2.Вызов: Мотивация и целеполагание
|
|
Выход на тему. Определение целей урока.
- Перед нами всем хорошо известные пазлы. Каждый фрагмент несет определенную часть картинки. Глядя на него, очень сложно судить о том, что изображено на картинке, и что может получиться на конечном этапе. А что будет если фрагмент потеряется или не встанет на свое место?
Вот так и в генетике…
Генетика, сравнительно молодая наука, смежная область медицины и биологии. Генетические законы и закономерности универсальны и в полной мере применимы к человеку.
У человека обнаружено около 3000 признаков и примерно 120 из них сцеплены с полом. Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом. Человек имеет ряд особенностей, которые затрудняют проведение генетических исследований.
|
2 мин
|
|
3.Осмысление
Обобщение, проверка знаний, закрепление
|
1.Стратегия ЖИГСО
2. Стратегия ЖИГСО в малой группе
3. Метод генетики в медицине
4.Проверка усвоения сущности метода
5. Проверка усвоенных знаний
|
1 Задание. – Изучить сущность метода внутри группы
2. Знакомство с информацией (внутри группы учащиеся знакомят группу со своим методом»
Формирование новых групп по методу
3. Раскрыть сущность метода определенной группы
(дополнительный источник информации- тематическая карточка с материалом для каждой группы)




4. Просмотр видеороликов
5. Работа с тематической карточкой
1 Генеалогический
|
1.на основе биохимических анализов установить, какие генетические изменения привели к отклонению в обмене веществ
|
2 Цитогенетический
|
2. позволяет установить вклад генетических факторов и среды ( климат, питание, обучение) в формирование фенотипа, развитие конкретных признаков или заболеваний
|
3 Близнецовый
|
3.микроскопическое изучение хромосом человека, основан на окрашивании хромосом м наблюдении за их поведением
|
4 Иммуногенетический
|
4. возник на основе изучения наследования групп крови и резус-фактора, применяется для изучения типов наследования реакций организма
|
5 Биохимический
|
5.он основан на сборе всех имеющихся данных о предках и других кровных родственниках
|
6. Тестирование
7. Взаимопроверка, взаимооценивание
|
6 мин
6 мин
8 мин
4 мин
6мин
5 мин
|
Стратегия ЖИГСО
(разделить внутри группы вопросы)
Новые 4 группы
Ламинированный лист
ИКТ
Стратегия «Найди соответствие»
Взаимопроверка, взаимооценивание
Тест
|
7.Рефлексия
-подвести итоги работы
|
Рефлексия
на отношение к материалам урока
|
Заполнение карточки
«Плюс-минус-интересно»
Д/З параграф 30
Смайлики- ведро- кофемолка- рюкзак
|
3мин
2 мин
|
Карточки
«Плюс-минус-интересно»
|