МКОУ Павловская СОШ №2
Рассмотрено на МО Протокол № ___ от ___________ Руководитель МО __________________/ Фалева Т.В ./ (ФИО) | Принято на методическом совете Протокол № ____ от ___________ Зам.директора по УВР ________________/ Мишенева О.Ф ./ (ФИО) | «Утверждено» Директор МКОУ Павловская СОШ №2 __________________/ Шибаева Л.Д ./ (ФИО) Приказ № _____ от ______________. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Ступень обучения (класс) _начальное общее образование (2-4 классы),
( 3 А класс)_
Количество часов: 68 часа
Составитель (ли) Тухватуллина С.В.
Программа разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Приказа Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 г.
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №576 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования.
2. Примерной программы внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского
3. Положения МКОУ ПСОШ №2 о рабочей программе
2017 - 2018 учебный год
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе: примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А.Горского. Издательство М."Просвещение" 2014 г.; Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель:
формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты
В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог , устные монологические высказывания , письменные тесты )с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения ; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге ; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Основные виды деятельности учащихся:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
III.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
Тема1-2. Сказочное царство слов.(2ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 3-6 . Путешествие в страну слов. (4ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 7-10. Чудесные превращения слов.(4ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 11-14. В гостях у слов родственников. (4ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 15-18. Добрые слова (4ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 19-20. Экскурсия в прошлое (2ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 21-24. Новые слова в русском языке.(4ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 25-26. Встреча с зарубежными друзьями.(2ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 27-30. Синонимы в русском языке (4ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 31-32. Слова- антонимы (2ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема 33-34. Слова- омонимы (2ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 35-36. Крылатые слова (2ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 37-40. В королевстве ошибок. (4ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 41-44. В стране Сочинителей.(4ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 45-48. Искусство красноречия. ( 4ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 49-50. Праздник творчества и игры. (2ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 51-54. Трудные слова. (4ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 55-58. Анаграммы и метаграммы. (4ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 59-62. Шарады и логогрифы (4ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема 63-64. Откуда пришли наши имена.(2ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 65-66. Занимательное словообразование (2ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 67-68. КВН по русскому языку. (2ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
IV.Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Фонетика | 12 |
2 | Морфемика | 12 |
3 | Морфология | 12 |
4 | Орфография | 20 |
5 | Лексика | 12 |
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование (68 ч)
№ | Дата по прграмме | Дата фактич | Тема занятия | Примечание | Количество часов |
1-2 | | | Сказочное царство слов . | | 2 |
3-6 | | | Путешествие в страну Слов. | | 4 |
7-10 | | | Чудесные превращения слов. | | 4 |
11-14 | | | В гостях у слов- родственников. | | 4 |
15-18 | | | Добрые слова. | | 4 |
19-20 | | | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | | 2 |
21-24 | | | Новые слова в русском языке. | | 4 |
25-26 | | | Встреча с зарубежными друзьями. | | 2 |
27-30 | | | Синонимы в русском языке. | | 4 |
31-32 | | | Слова- антонимы. | | 2 |
33-34 | | | Слова- омонимы. | | 2 |
35-36 | | | Крылатые слова. | | 2 |
37-40 | | | В королевстве ошибок. | | 4 |
41-44 | | | В стране Сочинителей. | | 4 |
45-48 | | | Искусство красноречия. | | 4 |
49-50 | | | Праздник творчества и игры. | | 2 |
51-54 | | | Трудные слова. | | 4 |
55-58 | | | Анаграммы и метаграммы. | | 4 |
59-62 | | | Шарады и логогрифы. | | 4 |
63-64 | | | Откуда пришли наши имена. | | 2 |
65-66 | | | Занимательное слообразование. | | 2 |
67-68 | | | КВН по русскому языку. | | 2 |
| | | Итого 68 часов |
Приложение II
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2008 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2011 г.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2011 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2009 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2011 г
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2012 г
Тетради