2.Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.
3. Основная образовательная программа Начального общего образования МОУ Введенская СОШ№3
4.Рабочие программы. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение». Предметная линия учебников системы «Школа России», 2015.
5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2024 учебный год,
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др. (2016, 2017 год издания).
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
№ | Темы | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
1. | Жили-были буквы | Обучающийся научится - формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; -формировать потребности в овладении способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; - прогнозировать содержание раздела, расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. - навыкам овладения чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение. | Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать значимость чтения для личного развития; - воспринимать на слух произведение. - отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. - читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения; - объяснять название произведения, выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения; -описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт; - передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев; -определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения; - составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ; - находить в стихах слова с созвучным окончанием; - читать стихи наизусть;. - проверять себя и оценивать свои достижения. |
2. | Сказки, загадки, небылицы» | Обучающийся научится - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов; - устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности. | Обучающийся получит возможность научиться - подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное; -выбирать нужную книгу по заданным параметрам, читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение, анализировать представленный в учебнике картинный план; - соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку; - сравнивать народную и литературную сказку; - отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам; - работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание; - проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения. |
3. | Апрель, апрель. Звенит капель… | Обучающийся научится - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - читать выразительно небольшие стихотворные произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; - уметь находить рифму, слова с созвучным окончанием; - читать стихи наизусть;. - проверять себя и оценивать свои достижения. | Обучающийся получит возможность научиться -прогнозировать содержание раздела, отбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.; - воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения; - находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные; - наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений; - сравнив стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; - оценивать свой ответ в соответствии с образцом, проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. |
4. | У в шутку и в серьёз. | Обучающийся научится: -осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - научится отличать юмористический жанр произведений; - умению читать юмористические диалоги. | Обучающийся получит возможность научиться: - прогнозировать содержание раздела, подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом; - воспринимать на слух художественное произведение, учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; - читать произведения с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг; - отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста, определять настроение автора; - объяснять смысл названия произведения, придумывать свои заголовки, находить слова, которые отражают характер героя; - передавать при чтении настроение стихотворения.; - читать по ролям, отражая характер героя произведения. - исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; - сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия; - оценивать свои достижения |
5. | Я и мои друзья. | Обучающийся научится -осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; - находить самые важные главные мысли, которые нам хотел передать автор; - отличать в произведениях настоящих друзей от приятелей, верность от предательства, вежливость от хамства; - размышлять над произведением, наблюдать, кто и что говорит. | Обучающийся получит возможность научиться - прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественное произведение, обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем; - читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном; - обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения; - определять тему произведения и главную мысль, соотносить содержание произведения с пословицами; - составлять план рассказа; - сравнивать рассказы и стихотворения; - оценивать свой ответ в соответствии с образцом, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе. |
6. | О братьях наших меньших. | Обучающийся научится -осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребности в систематическом чтении; - владеть чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, текстов с использованием литературоведческих понятий; - использовать разные виды чтения ,изучающее смысловое, выборочное, поисковое; - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, - уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов о животных, любить и заботится о братьях наших меньших; - объяснять незнакомые слова, пользоваться словарями; участвовать в обсуждении произведения, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - уметь использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, пересказывать по вопросам , составлять простой план, находить средства выразительности,; - сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. | Обучающийся получит возможность научиться - планировать работу на уроке в соответствии с содержанием, анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела, представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом, прогнозировать содержание раздела; - воспринимать на слух художественное произведение; - учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу; - читать произведение с выражением, сравнивать художественный и научно-популярный текст, определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя); - называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки в книгах, характеризовать героя художественного текста на основе поступков; - рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации, оценивать свой ответ в соответствии с образцом, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; - рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций; - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения . |
№ п/п | Тема урока | Дата |
план факт |
Добукварный период |
1 | «Азбука» – первая учебная книга. | | |
2 | Устная и письменная речь. | | |
3 | Предложение и слово. | | |
4 | Слово и слог. | | |
5 | Слог. Ударение. | | |
6 | Звуки в окружающем мире. | | |
7 | Гласные и согласные звуки. | | |
8 | Образование слога. Слог-слияние. | | |
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | | |
10 | Гласный звук [a], буквы А, а. | | |
11 | Гласный звук [a], буквы А, а. | | |
12 | Гласный звук [o]. Буква О, о. | | |
13 | Гласный звук [и]. Буквы И, и. | | |
14 | Гласный звук [ы]. Буква ы. | | |
15 | Гласный звук [у]. Буквы У, у. | | |
16 | Гласный звук [у]. Буквы У, у. | | |
Букварный период (Обучение чтению ) |
17 | Согласные звуки [н], [н’]. Буква Н, н. | | |
18 | Чтение слогов и слов с буквой н. | | |
19 | Согласные звуки [с], [c’]. Буква С, с. | | |
20 | Чтение слогов и слов с буквой с. | | |
21 | Согласные звуки [к], [к’]. Буква К, к. | | |
22 | Чтение слогов и слов с буквой к. | | |
23 | Согласные звуки [т], [т’]. Буква Т, т. | | |
24 | Чтение слогов и слов с буквой Т, т. | | |
25 | Согласные звуки [л], [л’]. Буква Л, л. | | |
26 | Чтение слов и предложений с буквой л. | | |
27 | Согласные звуки [р], [р’]. Буква Р, р. | | |
28 | Чтение слов, предложений с изученными буквами. | | |
29 | Согласные звуки [в], [в’]. Буква В, в. | | |
30 | Чтение слов и предложений с буквой В. | | |
31 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. | | |
32 | Буква Е – показатель мягкости согласных. | | |
33 | Согласные звуки [п], [п']. Буква П, п. | | |
34 | Согласные звуки [п], [п']. Буква П, п. | | |
35 | Согласные звуки [м], [м']. Буква М, м. | | |
36 | Чтение слов и предложений с буквами М, м. | | |
37 | Согласные звуки [з], [з']. Буква З, з. | | |
38 | Чтение текстов с буквами З и С. Сопоставление слогов и слов с буквами З и С. | | |
39 | Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б | | |
40 | Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б Чтение слов с буквой б. | | |
41 | Чтение слов с буквой б ,сопоставление слогов и слов с буквами Б и П. | | |
42 | Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, | | |
43 | Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д | | |
44 | Парные согласные . Чтение слов , предложений с изученными буквами | | |
45 | Буквы Я,я . обозначающие звуки [й'а] | | |
46 | Буква Я – показатель мягкости согласного | | |
47 | Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г | | |
48 | Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г | | |
49 | Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч | | |
50 | Чтение слов, предложений с буквами Ч, ч. Сочетания ча- чу. | | |
51 | Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков | | |
52 | Буква Ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного | | |
53 | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши | | |
54 | Чтение предложений, текстов с буквами Ш, ш. Сочетание ши» | | |
55 | Машины – помощники людей. Чтение слов и предложений с буквами Ш, ш. | | |
56 | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж | | |
57 | Сочетания ЖИ – ШИ. Чтение слов, предложений с изученными буквами. | | |
58 | Сопоставление звуков [ж], [ш]. Чтение текстов с изученными буквами. | | |
59 | Буквы Е, ё, обозначающие звуки [й'о] | | |
60 | Буква Ё - показатель мягкости согласного. | | |
61 | Мягкий согласный звук [й']. Буквы И, й | | |
62 | Транспорт. Дорожные знаки. Чтение слов и предложений с изученными буквами. | | |
63 | Согласные звуки [х], [х'], буквы X, X. «Хлеб – всему голова!» | | |
64 | Чтение слов с буквой Х | | |
65 | Чтение текстов с изученными буквами. | | |
66 | Чтение текстов с изученными буквами. | | |
67 | Знакомство с буквами Ю. ю, обозначающими звуки [й'у] | | |
68 | Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии | | |
69 | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | | |
70 | Чтение слов с буквами Ц, ц | | |
71 | Гласный звук [э]. Буквы Э, э | | |
72 | Чтение слов с буквами Э, э | | |
73 | Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу | | |
74 | Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) | | |
75 | Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф,]. | | |
76 | Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф | | |
77 | Буквы Ь и Ъ знаки. | | |
78 | Мягкий и твердый разделительные знаки | | |
79 | Алфавит. Чтение текстов с изученными буквами. | | |
Послебукварный период |
80 | Как хорошо уметь читать! С. Маршак «Ты эти буквы заучи», В. Берестов «Читалочка» | | |
81 | Знакомство с творчеством Е. Чарушина. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» | | |
82 | К. Ушинский «Наше Отечество». | | |
83 | Создатели славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь» | | |
84 | Творчество А. С. Пушкина. Сказки | | |
85 | Русские писатели детям. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский | | |
86 | Произведения К. И. Чуковского. «Телефон», «Путаница» | | |
87 | Книги о природе. В. Бианки «Первая охота» | | |
88 | Творчество С. Я. Маршака. Стихотворение «Угомон» | | |
89 | Природа нашей Родины в произведениях русских писателей. М. М. Пришвин Предмайское утро», «Глоток молока» | | |
90 | Поэты детям. А. Л. Барто «Помощница», «Игра в слова» | | |
91 | Поэты детям. С. В. Михалков, Б. В. Заходер, В. Д. Берестов | | |
92 | Творческий проект «Живая азбука» Прощание с «Азбукой» | | |
Литературное чтение |
Жили – были буквы |
93 | Знакомство с новым учебником. В. Данько «Загадочные буквы» | | |
94 | Авторская сказка. И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» | | |
95 | Характер героев (буквы). Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б», нет» | | |
96 | Характер героев. Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?» | | |
97 | Правила вежливости. С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | | |
98 | Мудрые высказывания из старинных книг. Урок - обобщение по разделу «Жили-были буквы» | | |
Сказки, загадки, небылицы» |
99 | Авторская сказка. Е. Чарушин «Теремок» | | |
100 | Устное народное творчество. Русская народная сказка «Рукавичка» | | |
101 | Малые фольклорные жанры. Загадки, песенки, потешки, небылицы | | |
102 | Малые фольклорные жанры. Английские песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | | |
103 | Русские поэты. Творчество А. С. Пушкина. Сказки. | | |
104 | Устное народное творчество. Русская народная сказка «Петух и собака» | | |
105 | Из старинных книг. Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы» | | |
Апрель, апрель. Звенит капель… |
106 | Русские поэты о природе. А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Травка зеленеет…» | | |
107 | Русские поэты о весне. Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей» | | |
108 | Авторские стихи-загадки. Проект «Азбука загадок» | | |
109 | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг | | |
110 | Обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель…». Защита проекта «Азбука загадок» | | |
И в шутку и всерьез |
111 | Юмористические произведения. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» | | |
112 | Жанры произведений. Рассказ. Н. Артюхова «Саша – дразнилка» | | |
113 | Юмористические стихотворения. К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» | | |
114 | Сказки русских поэтов. К. Чуковский «Телефон» | | |
115 | Характеры героев. М. Пляцковский «Помощник» | | |
116 | Из старинных книг. Рассказы К. Ушинского. | | |
117 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» | | |
Я и мои друзья |
118 | Произведения о дружбе. Ю. Ермолаев «Лучший друг ».Е. Благинина «Подарок» | | |
119 | Характеры героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны» | | |
120 | «Семейное согласие всего дороже». Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день» | | |
121 | Произведения о дружбе. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» | | |
122 | Характеры героев. Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | | |
123 | Произведения детских поэтов о дружбе. Проект «Наш класс – дружная семья» | | |
124 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | | |
О братьях наших меньших |
125 | «О братьях наших меньших». С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак» | | |
126 | Характеры героев. В Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку» | | |
127 | Произведения о животных. Кошки. М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». | | |
128 | Произведения о животных. В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». | | |
129 | Характеры героев. Д. Хармс «Храбрый еж». Н. Сладков «Лисица и Еж» | | |
130 | Произведения из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо». | | |
131 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | | |
132 | Викторина «Знай и люби родную литературу» | | |
Сборник рабочих программ 1-4 классы. Серия «Школа России» пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 г.
Азбука, Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» / авт.-сост. Э. Н. Золотухина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. – 139 с.
«Азбука», «Литературное чтение» 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2016 2017 (Школа России)
С. В. Кутявина « Поурочные разработки по литературному чтению» Москва. «ВАКО» 2015.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)
Портреты поэтов и писателей.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
2. Интерактивная доска (по возможности);
3. Компьютер (по возможности);
4. Мультимедийный проектор (по возможности).
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).