Lesson Study
« исследование урока»
Краткая информация
Lesson Study является подходом для исследования класса,
который возник в 1870-х годах в Японии
в целях усовершенствования школьной практики.
Подход Lesson Study в последнее время
получил популярность за пределами
Японии, после того,как в 2007 году
Макото Йошида презентовал данный
подход в Соединенных
штатах Америки и Великобритании.
Цели Lesson Study
Совершенствование методики
преподавания и повышение уровня знаний
учащихся по ключевым предметам
в начальной и средней школе,
а также, разработка
концептуальных
педагогических подходов,
таких как оценивание для обучения .
Задачи и возможности Lesson Study
• увидеть обучение детей, более явно , чем это обычно
возможно;
• увидеть разницу между тем, что должно происходить
во время обучения детей, и тем, что происходит;
• понять, как планировать обучение, чтобы оно
максимально удовлетворяло потребностям учащихся;
• реализовывать подход Lesson Study в рамках
профессионального сообщества учителей;
• Использовать возможности Lesson Study в своей
учительской практике.
1. Что это такое?
- Lesson Study/ Lesson Study /Lesson Study – коллаборативный педагогический подход, направленный на совершенствование знаний в области учительской практики.
2. Зачем использовать именно его?
а) В Lesson Study принимают участие группы
учителей, совместно осуществляющие планирование,
преподавание, наблюдение, анализ обучения
и преподавания, документируя свои выводы.
Б) При проведении цикла Lesson Study учителя могут
вводить новшества или совершенствовать
педагогические подходы , которые затем
передаются коллегам посредством проведения
открытых Lesson Study либо публикации документа
с описанием их работы.
3. Этапы Lesson Study
• ПЛАНИРОВАНИЕ.
Группа, реализующая подход Lesson Study, совместно согласует систему правил, обе-
спечивающих результативность ее работы и обязывающих всех ее членов относиться
друг к другу с уважением;
• СОГЛАСОВАНИЕ ИДЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ.
группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в
виде вопроса и определяет, чему учить и кого.
• ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
Члены группы изучают исследовательскую литературу в поисках ответа на ключевой
вопрос Lesson Study с целью дальнейшего использования ее в процессе планирования;
• ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ.
группа определяет конкретный класс и кандидатуры трех «исследуемых» учеников,
которые будут находиться в центре исследовательского урока и представлять
категории учеников с высоким, средним и низким уровнем успеваемости данного
класса;
• ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА.
Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на том,
как он будет усвоен тремя «исследуемыми» учениками;
Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают
и делают письменные заметки, обращая особое внимание на трех «исследуемых»
учеников;
• ОПРОС УЧАЩИХСЯ .
Учителя интервьюируют нескольких учеников класса для выяснения их мнения
об эффективности исследовательского урока;
• РЕЗУЛЬТАТЫ.
Группа обсуждает исследовательский урок после его окончания. Обсуждение следует
установленной структуре:
* наблюдение за обучением трех «исследуемых» учеников на основе сопоставления с
предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последую-
щим установлением причин произошедших изменений;
* обучение класса в целом;
* ход исследовательского урока и процесс преподавания;
*постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии
и на основе установленного и изученного;
- ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОЕКТА.
Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson Study.