Ресурс 3
Процесс реализации подхода Lesson Study
Этап 1: Подготовка, осуществляемая руководством школы
Для того чтобы провести Lesson Study, необходимо назначить комиссию в школе и распределить ресурсы для этого процесса.
В начале учебного года учителя организуют комиссию, отвечающую за практику Lesson Study. Члены комиссии - представители преподавательского состава; педагогический состав одного класса или одного предмета. Они обсуждают и определяют тему урока и график проведения для Lesson Study.
Тематика Lesson Study показывает, как учителя пытаются совершенствовать свои уроки и обучение учащихся. Тематику Lesson Study можно распределить каждому учителю.
Для того чтобы проводить Lesson Study, раз в месяц назначают время согласно
расписанию для профессионального развития преподавательского состава школы. В отведенное время учителя смогут проводить Lesson Study. В день, когда проводится «открытый урок», только один класс, в котором проводится LessonStudy, останется в школе, остальные ученики идут домой, чтобы все учителя в школе смогли наблюдать за уроком.
Lesson Study проводится один раз в месяц. Комиссия должна составить график
проведения «открытых» уроков и обсуждения поурочных планов. В день, когда проводится «открытый» урок, график должен отображать время посещения для наблюдателей. Встречи для обсуждения плана урока могут проводиться через день после «открытого занятия».9
Этап 2: Планирование
При использовании подхода Lesson Study один учитель добровольно проводит исследовательский урок, начиная писать план урока приблизительно за один месяц до назначенного времени. Затем учитель представляет поурочный план на встрече, где собираются учителя одного класса или одной предметной области. На встрече группа учителей обсуждает и корректирует план урока. Во время обсуждения учителя пытаются улучшить его согласно тематике Lesson Study, которую они утверждают в начале учебного года.
После этого учитель вносит поправки в план урока, основанные на обсуждениях с другими учителями. В некоторых случаях цикл встреч и доработка плана повторяются несколько раз. Также учитель просит предоставить обратную связь от наблюдателя из числа представителей администрации или другого института, для улучшения плана занятия. Для того чтобы подготовить и обсудить урок, может потребоваться около месяца.
В плане урока описывается большое количество действий учителя, но лишь немного об ожидаемом ответе учащихся. В то время, как согласно японской школьной системе, в плане урока важнее указать реакцию учащихся на инструкцию или вопрос учителя.
Например, когда учитель спрашивает учеников, «Как прибавить 37 к 28?». Некоторые ученики будут вычислять 30+20=50, 7+8=15, 50+15=65, другие вычислят 28=3+25, 37+3=40, 40+25=65, третьи будут считать 28=13+15, 37+13=50, 50+15=65. А во время урока ученики могут выразить совсем неожиданную мысль, поэтому учитель должен предсказать все возможные ответы учеников.
В дополнение к этому, важным вопросом на занятии является подведение итогов урока. Цель урока состоит в том, чтобы «понять эффективный способ вычисления».
Таким образом, ученики могут вычислять различными способами, но они должны знать, какой из них является лучшим способом для работы с двузначными числами.
Пример плана урока:
1. Название класса
2. Дата
3. Цель
4. Критерии оценки учащихся
5. Материалы
6. Ход урока
Введение
Способы привлечения внимания учеников
Основной вопрос
Основная деятельность
Дополнительный вопрос
Предполагаемые ответы учеников
Заключение
Проверка плана урока
• Детали: тема, дата, класс, материалы
• Соотнесение цели обучения со школьным учебным планом
• Соотнесение критериев оценки достижений с целями обучения
• Отслеживание связи между введением, основной работой и заключением
• Усвоение учениками цели плана данного урока
• Соотнесение плана урока с тематикой Lesson Study
• Включение в план урока предполагаемых ответов учеников
Этап 3: Наблюдение за уроком
Учитель проводит открытый урок в своем классе, следуя поурочному плану.
Учителя в школе или учителя той области наблюдают урок-исследование.
Наблюдая, как учатся ученики, учитель должен избегать разговора с учащимися, если они не могут понять урок или не сконцентрированы на уроке. Разговор с учениками означает, что учитель вынужден прерывать урок. Вы должны концентрироваться на наблюдении.
Когда Вы проводите наблюдение во время урока, необходимо взять поурочный план и делать заметки. В этом Вам могут помочь образцы, представленные ниже.
начало урока
• Цель урока ясна
• Ученики поддерживают хорошую осанку
• Учащиеся сконцентрированы на уроке
основная деятельность
• Учитель объясняет доходчиво
• Учитель может привлечь внимание учеников
• Учитель подталкивает учеников к выражению своих мыслей
• Учитель подталкивают учеников к глубокому мышлению
• Учителя четко пишет на доске
• Учитель эффективно использует групповую работу
• Учитель использует ИКТ
• Учебные материалы, используемые учителем, эффективны
• Ученики правильно делают заметки
• Учителя понимают урок
• Учителя могут эффективно выражать свои мысли
• Ученики могут слышать друг друга
• Учитель может отвечать на замечания, вопросы и поведение учеников
заключение
• Заключение урока отвечает его цели
Во время наблюдения учитель должен сосредоточиться не на учителе-добровольце, а на учащихся. Если наблюдать за всеми учениками сразу невозможно, можно сосредоточиться на некоторых учащихся. Если класс немногочисленный (например, меньше 10 учеников), необходимо попытаться наблюдать за всеми.
Учителя могут разделиться и вести наблюдения за конкретными детьми.
Впоследствии обмен результатами наблюдения за учениками позволит получить много дополнительной информации.
Этап 4: Обзор урока и диалог
После проведения открытого урока наблюдатели проводят обсуждение. Цель обсуждения «открытого» урока не должна состоять в том, чтобы оценить урок, а исправить точку зрения учителей или углубить рефлексию деятельности каждого участника занятия. Иногда обратная связь может продвинуть учителя, но иногда оценка урока может и навредить.
Когда казахстанские учителя обсуждают открытые уроки, они стараются понять намерения педагога и то, как ученики получают знания в ходе урока. Главная цель – развить навыки наблюдения в каждом учителе, но в ходе постоянных наблюдений, методы, применяемые учителями, становятся похожими.
Учитель не должен присоединяться к обсуждению. У него есть много информации по уроку, поэтому если он или она присоединятся к обсуждению, участники смогут опираться на информацию. Учитель останется вне обсуждения и должен ответить на вопросы наблюдателей.
Примеры вопросов:
• Почему Вы выбрали такой вид работы для данного урока?
• Почему Вы вызвали этого ученика?
• Почему Вы не ответили на вопрос ученика?
Иногда учителя могут обсуждать урок друг с другом. Дебаты могут быть полезными для развития критического или логического мышления, но это может занять много времени и, зачастую, долгие дебаты утомляют участников встречи.
Чтобы улучшить умения наблюдения, необходимо проводить не дебаты, а диалог, при котором необходимо попытаться понять друг друга, а не одержать победу
над другими, сконцентрироваться на том, чтобы слушать других. Учителю необходимо выдвигать свои предположения для обсуждения.
Во время обсуждения урока может пригодиться использование стикеров и плакатов.
Для обсуждения создается несколько групп по 5 или 6 учителей. В каждой
группе участники пишут свои замечания на стикерах, на которых можно записывать высказывания по уроку. После заполнения они размещаются на плакате. Стикеры, которые отображают одинаковые идеи, группируются вместе и каждой группе дается название. Это покажет особенность урока. Данный процесс поможет проанализировать ход урока.
После анализа хода урока можно обсудить, как его улучшить. Предметы обсуждения будут разнообразны. Любая обсуждаемая идея может быть записана на свободной области плаката.
При обсуждении в группе необходимо назначить помощника группы. Помощник проведет групповое обсуждение и запишет результаты обсуждения.
2 мин | Разделиться по группам (5-6 учителей) Назначить помощника группы |
3 мин | Изложить идеи на стикерах |
30 мин | Прикрепить заметки на плакат, следуя схеме ниже (положительные моменты учителя, что необходимо улучшить, положительные моменты учеников, что необходимо улучшить) и сгруппировать похожие идеи на плакате, перемещая стикеры Дать название каждой группе стикеров с заметками Названия на плакате отобразят особенности урока |
25 мин | Обсудить, какие изменения необходимо внести в те моменты урока, которые необходимо улучшить. Записать это на плакате |
30 мин | Поделиться результатами с каждой группой |
Образец дискуссииУчительники
| учитель | ученики |
Положительные моменты | | |
Необходимо улучшить | | |
43
Этап 5: Написание отчета о Lesson Study
С помощью обсуждения учитель, который отвечает за следующий «открытый» урок, может разработать новую идею для написания поурочного плана.
Посредством нескольких практик Lesson Study в течение года учителя могут углубить свою рефлексию или разработать новые идеи урока. Отчет о Lesson Study покажет развитие учителя через год и сам процесс написания внесет коррективы в рефлексию учителя Lesson Study.
Если в школе устанавливается единая тематика для Lesson Study, отчеты можно объединить в одну книгу. В некоторых случаях можно объединить эти отчеты со школьным годовым отчетом.
Согласно исследованию, проведение практики Lesson Study является эффективным для развития школьной культуры. Таким образом, установление единой темы для Lesson Study и написание отчета о данной практике является важным условием.
• Комиссия для управления процессами Lesson Study
• Установление тематики для Lesson Study
• Проведение всеми учителями уроков-исследований
• Встречи со всеми учителями школы для составления плана
• Приглашение учителей из других школ
• Подготовка отчета о Lesson Study в конце школьного года