СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг "Подход Lesson study"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью коучинга является оказание содействия участникам в понимании сущности подхода «Lesson study» и в оценке важности применения данного метода исследования в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.

Упражнения, выполняемые участниками в рабочих группах, помогут разобраться, как осуществляется подход Lesson study, из каких этапов состоит, и что является объектом наблюдения.

Кроме того, они смогут сформулировать правила проведения урока с подходом LS и разработать карту наблюдений за конкретными учениками своего класса.   

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«План проведениея коучинга_Подход Lesson Study»

Коуч-сессия «Подход Lesson Study»

Москвичёва И.А.


Дата

08.01.2015

Цель

Оказание содействия участникам коучинг занятия в понимании подхода «Lesson study» и в применении данного метода в учебном процессе

Ожидаемые результаты

Участники коучинга узнают о подходе «Lesson study» и оценят важность применения данного метода исследования в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, видеоролик и презентация «Подход Lesson Study», раздаточный материал (Ресурс 1, 2, 3), флипчарты, маркеры, цветные стикеры


Ход занятия

Этапы прведения коуч сесии

Время

Действия коуча и действия участников коучинга

Приветствие

5 мин

Приветствие участников коучинга, объявление темы и формулирование цели данного коучинга

Деление на группы

5 мин

Коуч просит участников выбрать стикеры понравившегося цвета, затем, участники формируют группы по цвету стикеров

Мозговой штурм

10 мин

Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что такое исследование?

- На что следует обращать внимание при исследовании урока?

- Для чего оно нужно ученику?

- Для чего оно нужно учителю?

(Презентация, слайд 1-3)

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

Информационный блок

10 мин

Участники знакомятся с подходом Lesson study

(видеоролик, Презентация, слайд 4-8)

Работа в группах

15 мин

Участникам в группах предлагается определить отличия традиционного «открытого » урока и урока с использованием подхода Lesson study (использование Ресурса 1)

Презентация работы групп. Обсуждение.

(Презентация, слайд 9)

Информационный блок 2

10 мин

Участники знакомятся с тремя типами подхода Lesson study.

Внимание участников обращается на второй тип, который чаще всего используется в настоящее время в школах Казахстана

(Презентация, слайд 10-14; Ресурс 2)

Работа в группах

10 мин

Участники в группах вырабатывают правила совместной работы Lesson Study (Ресурс 4):

  • Условия, которые могут способствовать совместной работе учителей над Lesson Study?’

  • Препятствия, которые могут помешать совместной работе учителей над Lesson Study?

  • Как вы можете способствовать совместной работе учителей над планированием Lesson Study?

Презентация. Обсуждение.

Работа в группах сменного состава

20 мин

(Презентация, слайд 15-16)

Участникам предлагается образовать малые группы в соответствии с преподаваемым предметом. Внутри малых групп осуществляется планирование урока с подходом Lesson Study по предложенному шаблону (Ресурс 4)

Участники, вернувшись в свою группу, презентуют и обсуждают составленные планы.

Общее обсуждение:

  • В чем испытывали трудности при составлении плана?

  • Какие можно выявить результаты использования подхода Lesson Study?

(Презентация, слайд 17-18)

Обратная связь. Рефлексия.

5мин

Участники оценивают эффективность проведения коуч-сессии с использованием приема «Чемодан, мясорубка, корзина»:

- В чемодан участники помещают стикеры с информацией, которая им пригодится в работе;

- В мясорубку – с информацией, которая требует переработки;

- В корзину – с бесполезной, ненужной информацией.







Просмотр содержимого документа
«Ресурс 1_LS»

Ресурс 1


Сопоставительный анализ методики проведения «открытых»

уроков в Казахстане и реализации подхода Lesson study в Японии


В казахстанской школе, используется похожая практика, которая называется «открытый» урок.

В Казахстане учителя проводят «открытые» уроки несколько раз в год. Учителя этой же школы или других школ, у которых нет урока в это время, посещают его.

После наблюдения они оставляют свой отклик учителю, который провел урок.

Открытый урок подобен японской практике Lesson Study. В Lesson Study учитель-доброволец проводит «открытый» урок, и его/ее коллеги наблюдают за ним.

Между «открытым» уроком в Казахстане и японской практикой Lesson Study существуют некоторые различия. Одно из различий - наличие комиссии и графика.

В Lesson Study не только добровольцы, но и все учителя обязаны посетить открытый урок и присоединиться к обсуждению урока.

Комиссия Lesson Study выбирает тематику и составляет график. В день, когда

проводится «открытый» урок, только один класс, который задействован в нем, останется в школе, а другие пойдут домой пораньше. Таким образом, все учителя в школе могут присоединиться к открытому уроку и к последующим обсуждениям.

В Казахстане наблюдатели открытого урока пытаются оценить урок и оставить

отклик проводившему его учителю. В японском Lesson Study наблюдатели могут

оставить отклики учителям, но они предпочитают улучшать свои навыки наблюдения или навыки преподавания. В Японии учителя, участвующие в обсуждении, пытаются понять идеи других учителей.
























Сравнительная таблица «открытого» урока и урока с подходом Lesson Study



Казахстан

Япония

«Открытый» урок один

раз в год




Наблюдение «открытого»

урока



График





Комиссия Lesson Study





Время проведения урока





Цели наблюдения





Обсуждение после

урока




Точки зрения наблюдения и обсуждения



Научный руководитель









Просмотр содержимого документа
«Ресурс 2_LS»

Ресурс 2

Типы Lesson Study


Цели Lesson Study варьируются в зависимости от школы. Существует три типа Lesson Study.

Первый тип концентрируется вокруг единой темы Lesson Study, второй – ставит целью улучшение обучающих навыков и третий тип – улучшение навыков наблюдения.

















При первом типе Lesson Study все учителя сотрудничают друг с другом, выбирают единую тему, проводят урок в соответствии с темой исследования и осуществляют сбор информации на протяжении всех уроков. В конце учебного года они публикуют отчет.

При данном типе каждый учитель проводит урок не для себя, а во имя единой темы исследования. Каждый Lesson Study включает в себя части общешкольного процесса Lesson Study. В данном случае, обсуждение Lesson Study приобретает особую значимость. Каждый урок должен быть связан со школьной темой исследования. С каждым циклом Lesson Study учителя стараются получить максимальный результат для исследования.












Тема Lesson Study может быть следующей:

• Развитие навыков ведения дискуссии между учениками

• Развитие критического мышления учеников

• Использование групповой или парной работы

• Использование ИКТ

• Развитие навыков чтения

• Развитие навыков самовыражения

• Углубление значения количества с использованием конкретных объектов.

В Японии многие школы используют данный тип Lesson Study и настоящая

работа показывает эффективность данного типа. Однако такой тип Lesson Study требует значительного опыта. Поэтому казахстанским учителям не рекомендуется его использовать.



При втором типе учитель-волонтер проводит Lesson Study самостоятельно.

Учитель выбирает свою тему и старается развить обучающие навыки самостоятельно. Он пишет план урока в соответствии с выбранной темой и проводит урок, который наблюдает группа учителей. Урок обсуждается с наблюдателями, затем учитель дорабатывает план урока и проводит второй урок.

В этом случае учитель, проводящий урок, получает отклики в течение цикла Lesson Study и улучшает свои навыки преподавания. Lesson Study такого типа проводится в Великобритании и США.












Например, британский ученый Dadley (2011) описывает Lesson Study как процесс, развивающий учителя. Он подчеркивает значение сбора информации, полученной от учеников, которые представляют разные группы обучающихся в классе. Путем наблюдения и интервьюирования учеников, наблюдатели приходят к пониманию

того, как ученики обучаются в течение урока и насколько эффективен план урока.















Американский ученый Lewis (2002) описывает Lesson Study как управленческий процесс:

1. Формирование группы Lesson Study

2. Формулирование цели и долгосрочного развития учеников

3. Сотрудничество при планировании урока

4. Проведение урока, при котором один член группы будет проводить урок, а

второй будет собирать информацию по обучению и развитию учеников

5. Обсуждение информации, собранной в течение урока, использование ин-

формации и составление единых инструкций

6. Проведение повторного урока в другом классе

Такой тип Lesson Study развивает навыки преподавания учителя. Оба ученых описывают процесс Lesson Study с участием группы учителей-волонтеров.


При третьем типе все учителя проводят Lesson Study, наблюдая при этом за уроками других. При наблюдении учителя могут обмениваться опытом и развивать свои навыки обучения и наблюдения. При таком типе Lesson Study учителя выбирают свою тему, хотя гораздо полезнее устанавливать единую тему. Каждый учитель проводит урок один раз в год, но фокусируется на процессе наблюдения.

С хорошо развитыми навыками наблюдения учитель будет в состоянии наблюдать за каждым учеником. Обычно, когда учителя наблюдают за уроком, они концентрируют внимание на учителе, а не на учениках. Учителя должны развивать свои навыки наблюдения для того, чтобы наблюдать за учениками.

















В классе с разными учениками, которые могут быть талантливыми, одаренными или слабыми, учитель должен обучать их всех. Для этого учитель должен понимать, как они обучаются и как понимают урок.

Lesson Study может побуждать учителей проверять свои предположения и убеждения, способствует обширному диалогу между учителями, воспитывает коллегиальную культуру и профессиональное развитие, ориентирует учителей на познавательные потребности учащихся, более обширно разъясняет учебный курс.

Просмотр содержимого документа
«Ресурс 3_LS»

Ресурс 3

Процесс реализации подхода Lesson Study


Этап 1: Подготовка, осуществляемая руководством школы

Для того чтобы провести Lesson Study, необходимо назначить комиссию в школе и распределить ресурсы для этого процесса.

В начале учебного года учителя организуют комиссию, отвечающую за практику Lesson Study. Члены комиссии - представители преподавательского состава; педагогический состав одного класса или одного предмета. Они обсуждают и определяют тему урока и график проведения для Lesson Study.

Тематика Lesson Study показывает, как учителя пытаются совершенствовать свои уроки и обучение учащихся. Тематику Lesson Study можно распределить каждому учителю.

Для того чтобы проводить Lesson Study, раз в месяц назначают время согласно

расписанию для профессионального развития преподавательского состава школы. В отведенное время учителя смогут проводить Lesson Study. В день, когда проводится «открытый урок», только один класс, в котором проводится LessonStudy, останется в школе, остальные ученики идут домой, чтобы все учителя в школе смогли наблюдать за уроком.

Lesson Study проводится один раз в месяц. Комиссия должна составить график

проведения «открытых» уроков и обсуждения поурочных планов. В день, когда проводится «открытый» урок, график должен отображать время посещения для наблюдателей. Встречи для обсуждения плана урока могут проводиться через день после «открытого занятия».9


Этап 2: Планирование

При использовании подхода Lesson Study один учитель добровольно проводит исследовательский урок, начиная писать план урока приблизительно за один месяц до назначенного времени. Затем учитель представляет поурочный план на встрече, где собираются учителя одного класса или одной предметной области. На встрече группа учителей обсуждает и корректирует план урока. Во время обсуждения учителя пытаются улучшить его согласно тематике Lesson Study, которую они утверждают в начале учебного года.

После этого учитель вносит поправки в план урока, основанные на обсуждениях с другими учителями. В некоторых случаях цикл встреч и доработка плана повторяются несколько раз. Также учитель просит предоставить обратную связь от наблюдателя из числа представителей администрации или другого института, для улучшения плана занятия. Для того чтобы подготовить и обсудить урок, может потребоваться около месяца.

В плане урока описывается большое количество действий учителя, но лишь немного об ожидаемом ответе учащихся. В то время, как согласно японской школьной системе, в плане урока важнее указать реакцию учащихся на инструкцию или вопрос учителя.

Например, когда учитель спрашивает учеников, «Как прибавить 37 к 28?». Некоторые ученики будут вычислять 30+20=50, 7+8=15, 50+15=65, другие вычислят 28=3+25, 37+3=40, 40+25=65, третьи будут считать 28=13+15, 37+13=50, 50+15=65. А во время урока ученики могут выразить совсем неожиданную мысль, поэтому учитель должен предсказать все возможные ответы учеников.

В дополнение к этому, важным вопросом на занятии является подведение итогов урока. Цель урока состоит в том, чтобы «понять эффективный способ вычисления».

Таким образом, ученики могут вычислять различными способами, но они должны знать, какой из них является лучшим способом для работы с двузначными числами.

Пример плана урока:

1. Название класса

2. Дата

3. Цель

4. Критерии оценки учащихся

5. Материалы

6. Ход урока

Введение

Способы привлечения внимания учеников

Основной вопрос

Основная деятельность

Дополнительный вопрос

Предполагаемые ответы учеников

Заключение

Проверка плана урока

• Детали: тема, дата, класс, материалы

• Соотнесение цели обучения со школьным учебным планом

• Соотнесение критериев оценки достижений с целями обучения

• Отслеживание связи между введением, основной работой и заключением

• Усвоение учениками цели плана данного урока

• Соотнесение плана урока с тематикой Lesson Study

• Включение в план урока предполагаемых ответов учеников


Этап 3: Наблюдение за уроком

Учитель проводит открытый урок в своем классе, следуя поурочному плану.

Учителя в школе или учителя той области наблюдают урок-исследование.

Наблюдая, как учатся ученики, учитель должен избегать разговора с учащимися, если они не могут понять урок или не сконцентрированы на уроке. Разговор с учениками означает, что учитель вынужден прерывать урок. Вы должны концентрироваться на наблюдении.

Когда Вы проводите наблюдение во время урока, необходимо взять поурочный план и делать заметки. В этом Вам могут помочь образцы, представленные ниже.

начало урока

• Цель урока ясна

• Ученики поддерживают хорошую осанку

• Учащиеся сконцентрированы на уроке

основная деятельность

• Учитель объясняет доходчиво

• Учитель может привлечь внимание учеников

• Учитель подталкивает учеников к выражению своих мыслей

• Учитель подталкивают учеников к глубокому мышлению

• Учителя четко пишет на доске

• Учитель эффективно использует групповую работу

• Учитель использует ИКТ

• Учебные материалы, используемые учителем, эффективны

• Ученики правильно делают заметки

• Учителя понимают урок

• Учителя могут эффективно выражать свои мысли

• Ученики могут слышать друг друга

• Учитель может отвечать на замечания, вопросы и поведение учеников

заключение

• Заключение урока отвечает его цели

Во время наблюдения учитель должен сосредоточиться не на учителе-добровольце, а на учащихся. Если наблюдать за всеми учениками сразу невозможно, можно сосредоточиться на некоторых учащихся. Если класс немногочисленный (например, меньше 10 учеников), необходимо попытаться наблюдать за всеми.

Учителя могут разделиться и вести наблюдения за конкретными детьми.

Впоследствии обмен результатами наблюдения за учениками позволит получить много дополнительной информации.


Этап 4: Обзор урока и диалог

После проведения открытого урока наблюдатели проводят обсуждение. Цель обсуждения «открытого» урока не должна состоять в том, чтобы оценить урок, а исправить точку зрения учителей или углубить рефлексию деятельности каждого участника занятия. Иногда обратная связь может продвинуть учителя, но иногда оценка урока может и навредить.

Когда казахстанские учителя обсуждают открытые уроки, они стараются понять намерения педагога и то, как ученики получают знания в ходе урока. Главная цель – развить навыки наблюдения в каждом учителе, но в ходе постоянных наблюдений, методы, применяемые учителями, становятся похожими.

Учитель не должен присоединяться к обсуждению. У него есть много информации по уроку, поэтому если он или она присоединятся к обсуждению, участники смогут опираться на информацию. Учитель останется вне обсуждения и должен ответить на вопросы наблюдателей.

Примеры вопросов:

• Почему Вы выбрали такой вид работы для данного урока?

• Почему Вы вызвали этого ученика?

• Почему Вы не ответили на вопрос ученика?

Иногда учителя могут обсуждать урок друг с другом. Дебаты могут быть полезными для развития критического или логического мышления, но это может занять много времени и, зачастую, долгие дебаты утомляют участников встречи.

Чтобы улучшить умения наблюдения, необходимо проводить не дебаты, а диалог, при котором необходимо попытаться понять друг друга, а не одержать победу

над другими, сконцентрироваться на том, чтобы слушать других. Учителю необходимо выдвигать свои предположения для обсуждения.

Во время обсуждения урока может пригодиться использование стикеров и плакатов.

Для обсуждения создается несколько групп по 5 или 6 учителей. В каждой

группе участники пишут свои замечания на стикерах, на которых можно записывать высказывания по уроку. После заполнения они размещаются на плакате. Стикеры, которые отображают одинаковые идеи, группируются вместе и каждой группе дается название. Это покажет особенность урока. Данный процесс поможет проанализировать ход урока.

После анализа хода урока можно обсудить, как его улучшить. Предметы обсуждения будут разнообразны. Любая обсуждаемая идея может быть записана на свободной области плаката.

При обсуждении в группе необходимо назначить помощника группы. Помощник проведет групповое обсуждение и запишет результаты обсуждения.

2 мин

Разделиться по группам (5-6 учителей)

Назначить помощника группы

3 мин

Изложить идеи на стикерах

30 мин

Прикрепить заметки на плакат, следуя схеме ниже (положительные моменты учителя, что необходимо улучшить, положительные моменты учеников, что необходимо улучшить) и сгруппировать похожие идеи на плакате, перемещая стикеры

Дать название каждой группе стикеров с заметками

Названия на плакате отобразят особенности урока

25 мин

Обсудить, какие изменения необходимо внести в те моменты урока, которые необходимо улучшить. Записать это на плакате

30 мин

Поделиться результатами с каждой группой


Образец дискуссииУчительники


учитель

ученики

Положительные моменты



Необходимо улучшить




43

Этап 5: Написание отчета о Lesson Study

С помощью обсуждения учитель, который отвечает за следующий «открытый» урок, может разработать новую идею для написания поурочного плана.

Посредством нескольких практик Lesson Study в течение года учителя могут углубить свою рефлексию или разработать новые идеи урока. Отчет о Lesson Study покажет развитие учителя через год и сам процесс написания внесет коррективы в рефлексию учителя Lesson Study.

Если в школе устанавливается единая тематика для Lesson Study, отчеты можно объединить в одну книгу. В некоторых случаях можно объединить эти отчеты со школьным годовым отчетом.

Согласно исследованию, проведение практики Lesson Study является эффективным для развития школьной культуры. Таким образом, установление единой темы для Lesson Study и написание отчета о данной практике является важным условием.

• Комиссия для управления процессами Lesson Study

• Установление тематики для Lesson Study

• Проведение всеми учителями уроков-исследований

• Встречи со всеми учителями школы для составления плана

• Приглашение учителей из других школ

• Подготовка отчета о Lesson Study в конце школьного года


Просмотр содержимого документа
«Ресурс 4_LS»

Ресурс 4

ПРАВИЛА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ НА LESSON STUDY


Обсудите в группах следующие вопросы в рамках своего профессионального контекста:

  • Условия, которые могут способствовать совместной работе учителей над Lesson Study?’

  • Препятствия, которые могут помешать совместной работе учителей над Lesson Study?

  • Как вы можете способствовать совместной работе учителей над планированием Lesson Study?




В своих группах выведите правила совместной работы над Lesson Study и сделайте постер с этими правилами.


















ПЛАНИРОВАНИЕ LESSON STUDY


Если у вас есть возможность, поработайте в паре с коллегой, который ведет тот же предмет, или преподает в той же возрастной группе, что и вы.

Вместе составьте план заданий, которые могут войти в урок-исследование.


Следуйте приведенным ниже шагам:

  1. Определите «новый подход в преподавании/обучении», который вы хотели бы опробовать на своих уроках с целью повысить качество учебного процесса. Например:

  • взаимооценивание письменной работы, используя определенные критерии;

  • распределение лидирующих ролей при групповой работе между одаренными и талантливыми учениками;

  • использование Интернет-ресурсов для стимулирования диалога между парами учеников;


  1. Решите, для какой части учебного плана (темы) этот подход будет наиболее действенным.

Например:

  • изучение строения цветущего растения

  • решение математических задач, связанных с определением численных закономерностей

  • изучение ландшафта в различных регионах Казахстана


  1. Исходя из темы, определите конкретный ожидаемый результат обучения, подходящего для ваших учеников.

Например:

6-летние ученики должны знать, что у цветущих растений есть корни, стебли, листья и цветы. Они будут знать назначение каждой части растения.


  1. Определите троих учеников для Кейс Стади, которые представляют различные группы учеников на ваших уроках.

Это могут быть ученики с хорошей, средней и плохой успеваемостью, в отношении междисциплинарных навыков, таких как письмо, или в отношении специальных навыков, таких как знание научной терминологии.














Пример:


a) Подход в преподавании / обучении

Использование работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления»

b) Тема (часть учебного плана)

Части цветущего растения


c) Конкретный результат обучения

Ученики должны знать, что у цветущих растений есть корни, стебли, листья и цветы. Они будут знать назначение каждой части растения.

d) Занятие

Ученики, разделившись на группы по четыре человека, смотрят на тюльпан, и думают, из каких основных частей он состоит.

Затем они разрезают тюльпан на составные части и приклеивают их на лист бумаги.

Они обсуждают названия и функции частей строения растений и подписывают их на бумаге.

e) Результаты обучения для учеников (A)





f) Результаты обучения для учеников (B)





g) Результаты обучения для учеников (C)






Шаблон для плана занятия


a) Подход в преподавании / обучении


b) Тема (часть учебного плана)



c) Конкретный результат обучения



d) Занятие





e) Результаты обучения для учеников (A)





f) Результаты обучения для учеников (B)





g) Результаты обучения для учеников (C)











Просмотр содержимого презентации
«Подход Lesson Study»

Исследование Что исследовать? Как исследовать? Зачем исследовать?

Исследование

Что исследовать?

Как исследовать?

Зачем исследовать?

Исследование ? Тема урока Цель урока Задачи урока Тип урока Вид урока Оборудование урока Ход урока Содержание урока Этапы урока Результаты урока  Исследование ?

Исследование ?

  • Тема урока
  • Цель урока
  • Задачи урока
  • Тип урока
  • Вид урока
  • Оборудование урока
  • Ход урока
  • Содержание урока
  • Этапы урока
  • Результаты урока

Исследование ?

Все ли ученики услышали тему урока? Цель урока сформулирована ясно для каждого ученика в классе? Знает ли ученик, чем он будет заниматься на уроке? Осознаёт ли ученик свою деятельность на каждом этапе? Каждый ли ученик выполняет запланированные вами действия? Действительно ли ученики заняты на уроке деятельностью? Соответствуют ли результаты запланированным целям?
  • Все ли ученики услышали тему урока?
  • Цель урока сформулирована ясно для каждого ученика в классе?
  • Знает ли ученик, чем он будет заниматься на уроке?
  • Осознаёт ли ученик свою деятельность на каждом этапе?
  • Каждый ли ученик выполняет запланированные вами действия?
  • Действительно ли ученики заняты на уроке деятельностью?
  • Соответствуют ли результаты запланированным целям?

Исследование !

LESSON STUDY  Урок – основа обучения, поэтому его совершенствование должно быть непрерывным.

LESSON STUDY

Урок –

основа обучения, поэтому его совершенствование должно быть непрерывным.

Подход Lesson study  пришел из Японии В США эту методику представил Макото Йошида, переведя японское наименование «дзюгёкенкью» на английский язык как « Lesson Study »

Подход Lesson study

пришел из Японии

В США эту методику представил Макото Йошида, переведя японское наименование «дзюгёкенкью» на английский язык как « Lesson Study »

Lesson study берет начало в западной философии образования, в центре которого находится ребенок  Распространение Lesson study в японских школах совпало с демократизацией Японии в 1910-х и 1960-х годах  С 1970-х гг. методика Lesson study стала считаться основной платформой для повышения квалификации преподавателей во всех японских школах
  • Lesson study берет начало в западной философии образования, в центре которого находится ребенок

  • Распространение Lesson study в японских школах совпало с демократизацией Японии в 1910-х и 1960-х годах

  • С 1970-х гг. методика Lesson study стала считаться основной платформой для повышения квалификации преподавателей во всех японских школах
В ХХ I веке методика Lesson study приобрела популярность на Западе после того, как американские исследователи узнали, что :

В ХХ I веке методика Lesson study приобрела популярность на Западе после того, как американские исследователи узнали, что :

  • Методика Lesson study помогла японским учителям углубить свои педагогические знания и расширить знания о предметных областях
  • Углубление знаний о предметных областях привело к высоким стандартам образовательных достижений японских школьников в сравнении с американскими ( Stigler и Hiebert, 1999; TIMSS., 1999)
Методика Lesson study на сегодняшний день широко применяется в:

Методика Lesson study на сегодняшний день широко применяется в:

  • Сингапуре
  • Гонконге
  • Китае
  • Великобритании
  • Швеции
  • Канаде
При первом типе Lesson Study все учителя сотрудничают друг с другом, выбирают единую тему, проводят урок в соответствии с темой исследования и осуществляют сбор информации на протяжении всех уроков. В конце учебного года они публикуют отчет.

При первом типе Lesson Study все учителя сотрудничают друг с другом, выбирают единую тему, проводят урок в соответствии с темой исследования и осуществляют сбор информации на протяжении всех уроков. В конце учебного года они публикуют отчет.

При втором типе учитель-волонтер проводит Lesson Study самостоятельно. Учитель выбирает свою тему и старается развить обучающие навыки самостоятельно. Он пишет план урока в соответствии с выбранной темой и проводит урок, который наблюдает группа учителей. Урок обсуждается с наблюдателями, затем учитель дорабатывает план урока и проводит второй урок. В этом случае учитель, проводящий урок, получает отклики в течение цикла Lesson Study и улучшает свои навыки преподавания.

При втором типе учитель-волонтер проводит Lesson Study самостоятельно.

Учитель выбирает свою тему и старается развить обучающие навыки самостоятельно. Он пишет план урока в соответствии с выбранной темой и проводит урок, который наблюдает группа учителей. Урок обсуждается с наблюдателями, затем учитель дорабатывает план урока и проводит второй урок.

В этом случае учитель, проводящий урок, получает отклики в течение цикла Lesson Study и улучшает свои навыки преподавания.

При третьем типе все учителя проводят Lesson Study, наблюдая при этом за уроками других. При наблюдении учителя могут обмениваться опытом и развивать свои навыки обучения и наблюдения. При таком типе Lesson Study учителя выбирают свою тему, хотя гораздо полезнее устанавливать единую тему. Каждый учитель проводит урок один раз в год, но фокусируется на процессе наблюдения.

При третьем типе все учителя проводят Lesson Study, наблюдая при этом за уроками других. При наблюдении учителя могут обмениваться опытом и развивать свои навыки обучения и наблюдения. При таком типе Lesson Study учителя выбирают свою тему, хотя гораздо полезнее устанавливать единую тему. Каждый учитель проводит урок один раз в год, но фокусируется на процессе наблюдения.

Процесс Lesson Study Первичное заседание группы LS для определения необходимых усовершенство-ваний «Это позволило мне иначе воспринимать происходящее в классе» 1 цикл исследования урока Проведение/наблюдение LS -1 Совместное. планирование LS - 1. Опрос уч-ся Обсуждение LS -1 и первоначальное планирование LS-2 2 цикл Lesson Study Совместное планирование LS-2 Опрос уч-ся Обсуждение LS -2 и первоначальное планирование LS -3 Проведение/наблюдение LS -2 Запишите/ представьте свои выводы/результаты, проведите открытое исследование 3 цикл  исследования уроков Проведение/наблюдение LS -3 Обсуждение LS-3 и согласование общих выводов Опрос уч-ся Совместное планирование LS - 3

Процесс Lesson Study

Первичное заседание группы LS для определения необходимых усовершенство-ваний

«Это позволило мне иначе воспринимать происходящее в классе»

1 цикл исследования урока

Проведение/наблюдение LS -1

Совместное.

планирование

LS - 1.

Опрос уч-ся

Обсуждение LS -1 и первоначальное планирование LS-2

2 цикл Lesson Study

Совместное планирование LS-2

Опрос уч-ся

Обсуждение LS -2 и первоначальное планирование LS -3

Проведение/наблюдение LS -2

Запишите/

представьте свои выводы/результаты, проведите открытое исследование

3 цикл исследования уроков

Проведение/наблюдение LS -3

Обсуждение LS-3 и согласование общих выводов

Опрос уч-ся

Совместное

планирование LS - 3

Этапы Lesson Study  Совместное планирование Преподавание Группа учителей Презентация результатов Наблюдение Совершенствование педагогических подходов Анализ обучения и преподавания

Этапы Lesson Study

Совместное

планирование

Преподавание

Группа

учителей

Презентация

результатов

Наблюдение

Совершенствование

педагогических

подходов

Анализ обучения

и преподавания

Осуществление Lesson Study Определение методов преподавания для анализа Опрос исследуемых учащихся Определение трех «исследуемых» учащихся Совместное обсуждение Совместное планирование Представление результатов использования LS  Проведение LS и совместное наблюдение

Осуществление Lesson Study

Определение методов преподавания для анализа

Опрос исследуемых учащихся

Определение трех «исследуемых» учащихся

Совместное обсуждение

Совместное планирование

Представление результатов использования LS

Проведение LS и совместное наблюдение

Эффективность методики подхода Lesson Study :  Учитель видит разницу между тем, что должно происходить на уроке(по мнению учителя) и тем, что происходит на самом деле; Учитель видит в различных проявлениях и деталях подтверждение тому, что обучение действительно происходит ; Учитель понимает, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально соответствовало потребностям учащихся ; Учитель приобретает умение «отключать фильтры», исключающие дополнительную информацию, имеющую, по мнению учителя, второстепенное значение; Учитель познаёт и учитывает индивидуальность каждого учащегося , а не преподаёт для некоего «середняка»         Исследование

Эффективность методики подхода Lesson Study :

  • Учитель видит разницу между тем, что должно происходить на уроке(по мнению учителя) и тем, что происходит на самом деле;
  • Учитель видит в различных проявлениях и деталях подтверждение тому, что обучение действительно происходит ;
  • Учитель понимает, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально соответствовало потребностям учащихся ;
  • Учитель приобретает умение «отключать фильтры», исключающие дополнительную информацию, имеющую, по мнению учителя, второстепенное значение;
  • Учитель познаёт и учитывает индивидуальность каждого учащегося , а не преподаёт для некоего «середняка»

Исследование

Основные результаты подхода Lesson Study :

Основные результаты подхода Lesson Study :

  • сосредоточенность на обучении учащихся, а не на преподавании учителей;
  • совместное(творческая группа) планирование, проведение, наблюдение, анализ, презентация;
  • Применение совокупности методов , направленных на процесс обучения каждого учащегося(учитываются потребности исследуемых учеников по каждой категории и индивидуально);
  • совершенствуется методика обучения
  • совершествуется планирование урока

Просмотр содержимого презентации
«Правила lesson study»

ПРАВИЛА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ НА LESSON STUDY Группа № 5

ПРАВИЛА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ НА LESSON STUDY

Группа № 5

Условия

Условия

  • Создание группы учителей объединенных общим интересом проведения LESSON STUDY
  • Выбор класса, в котором будет проходить урок
  • Выбор трех учащихся, имеющих разный уровень подготовки(определение по ключевым направлениям Lesson Study)
  • Закрепление учителя за наблюдаемым учащимся
  • Четкое определение ожидаемых результатов
  • Планирование урока с учетом последовательности методик преподавания
  • Определение ресурсов и временных рамок для каждого этапа
Препятствия

Препятствия

  • Перезагруженность учителей
  • Отсутствие мотивации
  • Незнание и непонимание технологии проведения Lesson Study
Способствование проведению LESSON STUDY Обучение технологии Lesson Study Убеждение педагогов в эффективности  Lesson Study

Способствование проведению LESSON STUDY

  • Обучение технологии Lesson Study
  • Убеждение педагогов в эффективности

Lesson Study

  • Правильный подбор команды
  • Подбор темы занятий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!