Конспект урока.
Учебный предмет : «Русский язык».
УМК : «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».
Тип урока : Урок «открытия» нового знания
Задачи урока:
Обучающие:
1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
Развивающие:
1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;
2) развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности
Воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
Ожидаемые результаты:
Личностные:
1) формирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке
Предметные:
обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое;
научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;
Метапредметные:
Познавательные:
обучающийся научится:
выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
работать с информацией в учебнике;
работать с моделями;
осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные:
обучающийся научится:
удерживать учебную задачу;
составлять план действий;
осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
допускать возможность существования разных точек зрения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска , карточки с заданиями, дидактический материал для самостоятельной , парной и работы в группе ,учебник « Русский язык»-2 класс, автор В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») 2023г., рабочая тетрадь « Русский язык»-2 класс, автор В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») 2023г.
План урока:
1. Мотивация к деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Постановка новой учебной задачи.
4. Изучение нового материала.
5. Первичное закрепление. Первичная проверка понимания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Ход урока.
I Мотивация к деятельности.
1. Организационный момент.
Урок русского языка начинаем,
Мы правила и слова изучаем.
Будем грамотно писать и говорить,
Чтобы всех вокруг удивить.
- Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
- Сегодня на уроке вы будете изучать новый материал, желаю вам успеха в приобретении новых знаний.
II Актуализация опорных знаний.
2. Чистописание.
- Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
И, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату. На следующей строке запишем Классная работа.
Слайд 1
- Сегодня на уроке мы напишем букву “К”.
Заглавную букву «К» начинаем писать чуть ниже верхней линии строки, ведем руку вверх и влево, затем делаем закругление вниз и возвращаемся вверх, после чего опускаемся вниз, не доходя до нижней линии. Строчную букву «к» начинаем писать чуть выше нижней линии, поднимаемся вверх, делаем закругление влево и опускаемся вниз, слегка не доходя до верхней линии.
Слайд 2
3. Словарная работа.
Слайд 3
-На доске вы видите слайд со словарными словами. Каждый выполняет свой вариант. В них пропущены буквы.
-Вспомните, впишите нужные буквы.
Один ученик работает у доски.
Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания слов.
Слайд 4
- Познакомимся с оцениванием работы на уроке.
«5» – без ошибок
«4» – 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки и более
III Постановка новой учебной задачи
Учитель раздаёт каждой паре карточки со словами, в которых допущены ошибки.
Карточка 1 (ДЕВАЧКА, КОРТИНА, РЕСУЕТ).
-Прочитайте слова, которые написаны у вас на карточках.
-Все ли слова написаны правильно? (НЕТ)
-Что нужно сделать? (ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ И ЗАПИСАТЬ СЛОВА ПРАВИЛЬНО)
-Работаем в парах.
- Итак, ребята, давайте проверим, кто правильно выполнил это задание (КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ НА СЛАЙДЕ)
Слайд 5
- Можно ли из этих слов составит предложение? (ДА)
- Какое можно составить предложение? ( ДЕВОЧКА РИСУЕТ КАРТИНУ)
- Запишем его.
Слайд 6
-Какая пара слов составляет основу этого предложения? (ДЕВОЧКА РИСУЕТ)
- Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? ( ГЛАВНЫЕ)
- А сколько их в нашем предложении? (ДВА)
- А знаем ли мы как они называются? (НЕТ)
-Тогда, что мы хотим узнать на уроке?
1) Как называются главные члены предложения.
2.) Как выделять в предложении главные члены предложения.
IV Изучение нового материала.
- Откройте учебник на стр. 34 и прочитайте как называется тема нашего сегодняшнего урока?
ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМЫЕ – ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Молодцы, значит, как называются главные члены предложения? (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)
- Давайте разберемся с вами, что же такое подлежащее и что такое сказуемое. Вернемся к предложению, которое вы записали.
-О ком говорится в этом предложении? ( О ДЕВОЧКЕ)
- На какой вопрос отвечает слово «девочка»? (КТО?)
- Давайте мы подчеркнём слово девочка одной чертой.
- Какое действие совершает девочка? (РИСУЕТ)
- На какой вопрос отвечает слово «рисует»? (ЧТО СДЕЛАЕТ?)
-Подчеркнем слово «рисует» двумя чертами
- Мы нашли основу предложения? (ДА)
Слайд 7
- Посмотрите на нашу тему урока и скажите, как вы думаете, что мы нашли сначала? (ПОДЛЕЖАЩЕЕ)
- А что нашли потом? (СКАЗУЕМОЕ)
-Хорошо.
-Итак, ребята, что нарисовала девочка? (УТОЧЕК)
Слайд 8
- Она нарисовал одну или несколько уточек? ( НЕСКОЛЬКО)
- А что делают уточки? (ПЛЫВУТ)
-А по чему они плывут? ( ПО РЕКЕ)
-Кто составит предложение? (УТОЧКИ ПЛЫВУТ ПО РЕКЕ)
-Запишите это предложение.
Слайд 9
- Давайте найдём основу этого предложения?
-Какое слово будет подлежащим? ( УТОЧКИ)
-На какой вопрос отвечает слово «уточки»? (КТО?)
- Как подчеркнём подлежащее? (ОДНОЙ ЧЕРТОЙ)
- Какое слово будет сказуемым? (ПЛЫВУТ)
- На какой вопрос отвечает слово «плывут»? (ЧТО ДЕЛАЮТ?)
-Как подчеркнём сказуемое? ( ДВУМЯ ЧЕРТАМИ)
Слайд 10
-Итак, что мы искали в этих предложениях.
Слайд 11
-Подлежащее - это что за главный член предложения? ( ЭТО ТО, О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ)
- На какие вопросы отвечает подлежащее? (КТО? ЧТО?)
-Как подчёркиваем подлежащее? (ОДНОЙ ЧЕРТОЙ)
- Сказуемое - это что за член предложения? (ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПОДЛЕЖАЩЕЕ)
-На какие вопросы отвечает сказуемое? (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?)
-Как подчёркиваем сказуемое? (ДВУМЯ ЧЕРТАМИ?)
- Прочитайте правило на стр. 34-35
3. Физкультминутка.
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснулись
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали
V. Первичное закрепление. Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику.
- Прочитайте задание упр. 41 на стр.34, что нам нужно сделать? (СООТНЕСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СХЕМЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
- Записали в тетради упр. 41.
-Прочитайте первое предложение. (ВЕТЕР ДУЕТ.)
-Запишите его к себе в тетрадь. Как будем писать первое слово в предложении? Какой знак поставим в конце предложения? (С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. ТОЧКУ.)
-О чём говорится в этом предложении? (О ВЕТРЕ)
-На какой вопрос отвечает слово ветер? (ЧТО?)
- Каким главным членом предложения будет являться слово «ветер»? (ПОДЛЕЖАЩИМ)
-Как мы его подчеркнём? (ОДНОЙ ЧЕРТОЙ)
-Что делает ветер? (ДУЕТ)
-На какой вопрос отвечает слово «дует»? (ЧТО ДЕЛАЕТ?)
-Каким главным членом предложения будет являться слово «дует»? (СКАЗУЕМЫМ)
-Как подчеркнём сказуемое? (ДВУМЯ ЧЕРТАМИ)
-К какой схеме подходит это предложение? (КО ВТОРОЙ)
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями. По одному ученику работают у доски, остальные в тетради.
Работа в рабочей тетради.
- Откройте рабочие тетради стр. 13 посмотрите на упр. 24. Что вы видите? (СЛОВА)
-Что можно из них составить? (ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
-Кто попробует составить предложение? (ДИКИЕ ГУСИ УЛЕТЕЛИ НА ЮГ.)
- Давайте запишем его.
-О ком говорится в этом предложении? (О ГУСЯХ)
-Что они сделали? (УЛЕТЕЛИ)
- Что мы с вами нашли? (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)
-Молодцы. Подчеркните в этом предложении подлежащее и сказуемое.
- Проверьте себя по слайду.
Слайд 12
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Посмотрите на упр.25 в рабочей тетради. Что вы там видите? (НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-Почему неполные? (НЕ ХВАТАЕТ СЛОВ)
-Посмотрите слова для справок, какие слова там указаны? (БЛЕСТИТ, ДОЖДЬ, ГОРИТ)
-Давайте подставим их по смыслу, какие получатся предложения?
(ДОЖДЬ ПРОШЁЛ. ТРАВА БЛЕСТИТ. В НЕБЕ РАДУГА ГОРИТ.)
-Запишите получившиеся предложения и подчеркните в них подлежащее и сказуемое.
-Проверьте по слайду правильно ли вы выполнили это упражнение. (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ НА СЛАЙДЕ)
Слайд 13
VII. Итог урока.
-Какая тема была урока, проведенного сегодня?
-Уделите внимание задачам, представленным на уроке, и определите, достигли ли мы поставленных целей.
-В своих ответах еще раз поясните, что такое подлежащее и сказуемое, следуя заранее обозначенной схеме.
VII Рефлексия.
- Какие задания показались самыми интересными?
- Какие наиболее трудными? Почему?
- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- У вас на партах лежат карточки разных цветов.
- Учебные материалы разноцветны.
- Если все было понятно, то поднимите зеленую карточку.
- Если вам все еще трудно определить подлежащее и сказуемое, то поднимите желтую карточку.
- Если вы вообще не поняли, как определить подлежащее и сказуемое, то поднимите красную карточку.
IX. Домашнее задание.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Читать правила стр. 34-35 и упр. 44 письменно.
-Откройте упр. 44, прочитайте задание.
-Прочитайте текст.
-Поднимите руку, кому непонятно как выполнить домашнее задание.
-Урок окончен. Вы большие молодцы!В рамках урока русского языка на тему "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения" я использовала различные средства обучения.
В качестве дидактических материалов я использовала учебник, печатные материалы и карточки . Они помогли визуализировать и конкретизировать изучаемый материал.
Также я применила информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые играют важную роль как в процессе запоминания, так и в логическом завершении усвоения материала. ИКТ помогают закрепить полученные знания, создавая яркие опорные точки и систематизируя изученный материал. Особое внимание следует уделять эмоциональному воздействию информации. Если необходимо сосредоточить внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.
Я использовала игровую технологию, основанную на активизации и интенсификации деятельности учеников. Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая делает работу учащихся на творческо-поисковом уровне интересной и увлекательной, а также вносит разнообразие в учебный процесс. Условный мир игры делает учебный процесс положительно эмоционально окрашенным, а эмоциональность игры активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Кроме того, это позволяет применять знания в новых ситуациях, что способствует практическому усвоению материала и придает учебному процессу интересность и разнообразие.
Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что даёт положительные результаты в обучении.
Все эти методы помогают достичь следующих целей:
1. Активизировать умственную деятельность учащихся и развить их познавательные процессы.
2. Сформировать интерес и мотивацию к изучаемому материалу.
3. Развить коммуникативные навыки и умения сотрудничать с другими учащимися.
4. Расширить знания и умения учащихся через работу с книгами, демонстрациями и иллюстрациями.
5. Развить наблюдательность, зрительную память и внимание учащихся.
6. Сформировать практические навыки и умения учащихся, которые помогут им в реальной жизни.
Использование разнообразных методов на уроке позволяет мне оценить уровень понимания учениками изучаемого материала и внести соответствующие корректировки на будущие уроки. Также благодаря обратной связи от учеников я могу оценить эффективность использования методов и дальнейшим образом улучшить свой педагогический процесс