СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подлежащее и сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подлежащее и сказуемое»

Конспект урока.

Учебный предмет : «Русский язык».

УМК : «Школа России»

Класс: 2

Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».

Тип урока : Урок «открытия» нового знания

Задачи урока:

Обучающие: 

1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;              

Развивающие:  

1) развивать  умение  формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;  

2) развивать умения сравнивать, анализировать,  обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности  

Воспитывающие:

 воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества          

Ожидаемые результаты:

Личностные: 

1) формирование мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

Предметные: 

обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое;

научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;

Метапредметные:

Познавательные:

обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией  в учебнике;

работать с моделями;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные:

обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.



Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска , карточки с заданиями, дидактический материал для самостоятельной , парной и работы в группе ,учебник « Русский язык»-2 класс, автор В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») 2023г., рабочая тетрадь « Русский язык»-2 класс, автор В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») 2023г.



План урока:
1. Мотивация к деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Постановка новой учебной задачи.

4. Изучение нового материала.
5. Первичное закрепление. Первичная проверка понимания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Итог урока.

8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.

Ход урока.

I Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

Урок русского языка начинаем,

Мы правила и слова изучаем.

Будем грамотно писать и говорить,

Чтобы всех вокруг удивить.



- Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

- Сегодня на уроке вы будете изучать новый материал, желаю вам успеха в приобретении новых знаний.



II Актуализация опорных знаний.

2. Чистописание.

- Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.



- Откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату. На следующей строке запишем Классная работа.

Слайд 1





- Сегодня на уроке мы напишем букву “К”.

Заглавную букву «К» начинаем писать чуть ниже верхней линии строки, ведем руку вверх и влево, затем делаем закругление вниз и возвращаемся вверх, после чего опускаемся вниз, не доходя до нижней линии. Строчную букву «к» начинаем писать чуть выше нижней линии, поднимаемся вверх, делаем закругление влево и опускаемся вниз, слегка не доходя до верхней линии.

Слайд 2





3. Словарная работа.

Слайд 3



-На доске вы видите слайд со словарными словами. Каждый выполняет свой вариант. В них пропущены буквы.

-Вспомните, впишите нужные буквы.

Один ученик работает у доски.

Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания слов.























Слайд 4

- Познакомимся с оцениванием работы на уроке.

«5» – без ошибок

«4» – 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки и более



III Постановка новой учебной задачи



Учитель раздаёт каждой паре карточки со словами, в которых допущены ошибки.

Карточка 1 (ДЕВАЧКА, КОРТИНА, РЕСУЕТ).

-Прочитайте слова, которые написаны у вас на карточках.

-Все ли слова написаны правильно? (НЕТ)

-Что нужно сделать? (ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ И ЗАПИСАТЬ СЛОВА ПРАВИЛЬНО)

-Работаем в парах.

- Итак, ребята, давайте проверим, кто правильно выполнил это задание (КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ НА СЛАЙДЕ)



Слайд 5

- Можно ли из этих слов составит предложение? (ДА)

- Какое можно составить предложение? ( ДЕВОЧКА РИСУЕТ КАРТИНУ)

- Запишем его.





Слайд 6

-Какая пара слов составляет основу этого предложения? (ДЕВОЧКА РИСУЕТ)

- Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? ( ГЛАВНЫЕ)

- А сколько их в нашем предложении? (ДВА)

- А знаем ли мы как они называются? (НЕТ)

-Тогда, что мы хотим узнать на уроке?

1) Как называются главные члены предложения.

2.) Как выделять в предложении главные члены предложения.



IV Изучение нового материала.



- Откройте учебник на стр. 34 и прочитайте как называется тема нашего сегодняшнего урока?

ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМЫЕ – ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

- Молодцы, значит, как называются главные члены предложения? (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)



- Давайте разберемся с вами, что же такое подлежащее и что такое сказуемое. Вернемся к предложению, которое вы записали.

-О ком говорится в этом предложении? ( О ДЕВОЧКЕ)

- На какой вопрос отвечает слово «девочка»? (КТО?)

- Давайте мы подчеркнём слово девочка одной чертой.

- Какое действие совершает девочка? (РИСУЕТ)

- На какой вопрос отвечает слово «рисует»? (ЧТО СДЕЛАЕТ?)

-Подчеркнем слово «рисует» двумя чертами

- Мы нашли основу предложения? (ДА)

Слайд 7

- Посмотрите на нашу тему урока и скажите, как вы думаете, что мы нашли сначала? (ПОДЛЕЖАЩЕЕ)

- А что нашли потом? (СКАЗУЕМОЕ)

-Хорошо.



-Итак, ребята, что нарисовала девочка? (УТОЧЕК)



Слайд 8





- Она нарисовал одну или несколько уточек? ( НЕСКОЛЬКО)

- А что делают уточки? (ПЛЫВУТ)

-А по чему они плывут? ( ПО РЕКЕ)

-Кто составит предложение? (УТОЧКИ ПЛЫВУТ ПО РЕКЕ)

-Запишите это предложение.





Слайд 9

- Давайте найдём основу этого предложения?

-Какое слово будет подлежащим? ( УТОЧКИ)

-На какой вопрос отвечает слово «уточки»? (КТО?)

- Как подчеркнём подлежащее? (ОДНОЙ ЧЕРТОЙ)

- Какое слово будет сказуемым? (ПЛЫВУТ)

- На какой вопрос отвечает слово «плывут»? (ЧТО ДЕЛАЮТ?)

-Как подчеркнём сказуемое? ( ДВУМЯ ЧЕРТАМИ)





Слайд 10

-Итак, что мы искали в этих предложениях.







Слайд 11



-Подлежащее - это что за главный член предложения? ( ЭТО ТО, О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ)

- На какие вопросы отвечает подлежащее? (КТО? ЧТО?)

-Как подчёркиваем подлежащее? (ОДНОЙ ЧЕРТОЙ)

- Сказуемое - это что за член предложения? (ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПОДЛЕЖАЩЕЕ)

-На какие вопросы отвечает сказуемое? (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?)

-Как подчёркиваем сказуемое? (ДВУМЯ ЧЕРТАМИ?)



- Прочитайте правило на стр. 34-35



3. Физкультминутка.

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали





V. Первичное закрепление. Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику.

- Прочитайте задание упр. 41 на стр.34, что нам нужно сделать? (СООТНЕСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СХЕМЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

- Записали в тетради упр. 41.

-Прочитайте первое предложение. (ВЕТЕР ДУЕТ.)

-Запишите его к себе в тетрадь. Как будем писать первое слово в предложении? Какой знак поставим в конце предложения? (С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. ТОЧКУ.)

-О чём говорится в этом предложении? (О ВЕТРЕ)

-На какой вопрос отвечает слово ветер? (ЧТО?)

- Каким главным членом предложения будет являться слово «ветер»? (ПОДЛЕЖАЩИМ)

-Как мы его подчеркнём? (ОДНОЙ ЧЕРТОЙ)

-Что делает ветер? (ДУЕТ)

-На какой вопрос отвечает слово «дует»? (ЧТО ДЕЛАЕТ?)

-Каким главным членом предложения будет являться слово «дует»? (СКАЗУЕМЫМ)

-Как подчеркнём сказуемое? (ДВУМЯ ЧЕРТАМИ)

-К какой схеме подходит это предложение? (КО ВТОРОЙ)



Аналогичная работа проводится с остальными предложениями. По одному ученику работают у доски, остальные в тетради.



Работа в рабочей тетради.



- Откройте рабочие тетради стр. 13 посмотрите на упр. 24. Что вы видите? (СЛОВА)

-Что можно из них составить? (ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

-Кто попробует составить предложение? (ДИКИЕ ГУСИ УЛЕТЕЛИ НА ЮГ.)

- Давайте запишем его.

-О ком говорится в этом предложении? (О ГУСЯХ)

-Что они сделали? (УЛЕТЕЛИ)

- Что мы с вами нашли? (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)

-Молодцы. Подчеркните в этом предложении подлежащее и сказуемое.

- Проверьте себя по слайду.



Слайд 12



VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



-Посмотрите на упр.25 в рабочей тетради. Что вы там видите? (НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

-Почему неполные? (НЕ ХВАТАЕТ СЛОВ)

-Посмотрите слова для справок, какие слова там указаны? (БЛЕСТИТ, ДОЖДЬ, ГОРИТ)

-Давайте подставим их по смыслу, какие получатся предложения?

(ДОЖДЬ ПРОШЁЛ. ТРАВА БЛЕСТИТ. В НЕБЕ РАДУГА ГОРИТ.)

-Запишите получившиеся предложения и подчеркните в них подлежащее и сказуемое.

-Проверьте по слайду правильно ли вы выполнили это упражнение. (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ НА СЛАЙДЕ)

Слайд 13



VII. Итог урока.



-Какая тема была урока, проведенного сегодня?

-Уделите внимание задачам, представленным на уроке, и определите, достигли ли мы поставленных целей.

-В своих ответах еще раз поясните, что такое подлежащее и сказуемое, следуя заранее обозначенной схеме.



VII Рефлексия.

- Какие задания показались самыми интересными?

- Какие наиболее трудными? Почему?

- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- У вас на партах лежат карточки разных цветов.

- Учебные материалы разноцветны.

- Если все было понятно, то поднимите зеленую карточку.

- Если вам все еще трудно определить подлежащее и сказуемое, то поднимите желтую карточку.

- Если вы вообще не поняли, как определить подлежащее и сказуемое, то поднимите красную карточку.



IX. Домашнее задание.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Читать правила стр. 34-35 и упр. 44 письменно.

-Откройте упр. 44, прочитайте задание.

-Прочитайте текст.

-Поднимите руку, кому непонятно как выполнить домашнее задание.

-Урок окончен. Вы большие молодцы!В рамках урока русского языка на тему "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения" я использовала различные средства обучения.

В качестве дидактических материалов я использовала учебник, печатные материалы и карточки . Они помогли визуализировать и конкретизировать изучаемый материал.

Также я применила информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые играют важную роль как в процессе запоминания, так и в логическом завершении усвоения материала. ИКТ помогают закрепить полученные знания, создавая яркие опорные точки и систематизируя изученный материал. Особое внимание следует уделять эмоциональному воздействию информации. Если необходимо сосредоточить внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Я использовала игровую технологию, основанную на активизации и интенсификации деятельности учеников. Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая делает работу учащихся на творческо-поисковом уровне интересной и увлекательной, а также вносит разнообразие в учебный процесс. Условный мир игры делает учебный процесс положительно эмоционально окрашенным, а эмоциональность игры активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Кроме того, это позволяет применять знания в новых ситуациях, что способствует практическому усвоению материала и придает учебному процессу интересность и разнообразие.

Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что даёт положительные результаты в обучении.

Все эти методы помогают достичь следующих целей:

1. Активизировать умственную деятельность учащихся и развить их познавательные процессы.

2. Сформировать интерес и мотивацию к изучаемому материалу.

3. Развить коммуникативные навыки и умения сотрудничать с другими учащимися.

4. Расширить знания и умения учащихся через работу с книгами, демонстрациями и иллюстрациями.

5. Развить наблюдательность, зрительную память и внимание учащихся.

6. Сформировать практические навыки и умения учащихся, которые помогут им в реальной жизни.



Использование разнообразных методов на уроке позволяет мне оценить уровень понимания учениками изучаемого материала и внести соответствующие корректировки на будущие уроки. Также благодаря обратной связи от учеников я могу оценить эффективность использования методов и дальнейшим образом улучшить свой педагогический процесс