ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897), основной образовательной программы МОУ Лицея №7 г. Саяногорска, фундаментального ядра содержания образования, примерной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности. Программа по ОБЖ составлена с учетом учебного плана МБОУ Лицей №7 и тематического планирования, предложенного А.Т Смирновым; Б.О.Хренниковым
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Программа реализуется в МБОУ Лицей №7, имеющего государственную аккредитацию и создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющего большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Рабочая программа разработана с учетом психолого-педагогических особенностей детей 11-12 лет.
В связи с тем, что в МБОУ Лицей №7 реализует ФГОС в пилотном режиме, программа по ОБЖ составлена с учетом предметных, метапредметных, личностных результатов обучения.
Цели
Формирование личности «безопасного типа» и культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.
Основными задачами являются освоение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков для осознания и содействия в обеспечении:
• личной безопасности при опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
• безопасности общества от воздействия негативных факторов социально-криминогенного характера;
• безопасности на государственном уровне по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, внешних и внутренних угроз, экстремизма и терроризма.
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа определяет объем содержания образования по предмету, дает распределение учебных часов по учебным модулям, разделам по темам курса.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Предмет ОБЖ на ступени основного общего образования нацелен на формирование у обучающихся:
• культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, исключающего употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знаний основных факторов проявления опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства и умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, быть готовым проявить предосторожность в ситуациях неопределенности;
знаний и умений применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умения оказывать первую помощь пострадавшим;
умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
основ проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 5 классе, согласно учебному плану МБОУ Лицей №7, на изучение ОБЖ выделяется 17 часов, из расчета 1 часа в неделю, начиная с первого полугодия. Часы выделены из компонента образовательного учреждения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения «ОБЖ» является осмысление и присвоения учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду .
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков».
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностными результатами освоения ОБЖ на ступени основного общего образования является формирование у обучающихся:
Воспитание осознания своей сопричастности к стране, в которой он живет, и, как следствие, воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной; (ЛР-1)
целостного мировоззрения по вопросам безопасности личности, общества и государства; (ЛР-2)
социальных норм, правил поведения в современном обществе с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; (ЛР-3)
умения правильно оценивать себя и свои поступки; (ЛР-4)
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; (ЛР-5)
понимания здорового и безопасного образа жизни; (ЛР-6)
умения противостоять пагубному воздействию вредных привычек, курению, алкоголизму и наркомании; (ЛР-7)
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в транспорте и на дорогах; (ЛР-8)
антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции; (ЛР-9)
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; (ЛР-10)
четкого осознания роли семьи в жизни человека и общества, ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи и окружающим; (ЛР-11)
умения сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к окружающим. (ЛР-12)
Метапредметными результатами освоения ОБЖ на ступени основного общего образования являются следующие.
Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:
уметь самостоятельно ставить себе цель обучения, формулировать задачи в области изучения вопросов безопасности и здорового образа жизни; (МР-1)
планировать свою жизнь, выбирать пути достижения и средства реализации поставленных целей с учетом требований безопасности и сохранения здоровья; (МР-2)
анализировать причины возникновения опасных ситуаций, прогнозировать возможность их наступления; (МР-3)
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность по изучению вопросов безопасности; (МР-4)
адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; (МР-5)
находить наиболее простой и эффективный способ решения жизненной задачи, проблемы с учетом требований личной безопасности;(МР-6)
уметь учиться, приобретать новые знания для нормальной адаптации в обществе и дальнейшего профессионального роста. (МР-7)
Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:
уметь познавать и исследовать опасности окружающего мира, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; (МР-8)
обобщать и сравнивать последствия опасных событий и чрезвычайных ситуаций; (МР-9)
уметь воспринимать и перерабатывать информацию, самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать выводы, моделировать развитие ситуации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и современных информационных коммуникационных технологий, а также объективно оценивать результат своей деятельности; (МР-10)
овладевать логическими операциями: анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез, выявление причинно-следственных связей опасных ситуаций и их влияния на безопасность жизнедеятельности человека. (МР-12)
Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:
уметь взаимодействовать в социуме, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей и признавать право другого человека на иное мнение; (МР-13)
выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками; (МР-14)
уметь находить компромиссы и договариваться друг с другом при разрешении различных ситуаций, в том числе конфликтных. (МР-15)
Предметными результатами освоения ОБЖ на ступени основного общего образования является овладение обучающимися:
основами современной культуры безопасности жизнедеятельности для формирования безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; (ПР-1)
знаниями о выживании в условиях вынужденной автономии в природных условиях; (ПР-2)
умениями и навыками поведения на природе, ориентирования на местности при помощи компаса, местных предметов, солнца, звезд, добычи воды, поиска и приготовления пищи в природных условиях; (ПР-3)
правилами поведения при встрече с дикими животными, пресмыкающимися, насекомыми и навыками действий при их нападении и укусах; (ПР-4)
правилами безопасного поведения на воде; (ПР-5)
умениями предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления и проявлять осторожность в случае неопределенности их развития;(ПР-6)
умениями и навыками спасения на воде;(ПР-7)
знаниями о причинах, последствиях опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни и быту, и правилах безопасной эксплуатации бытовых приборов и оборудования; (ПР-8)
умениями и навыками действий при возникновении опасных и аварийных ситуаций в доме, связанных с системами водо-, электро- и газоснабжения и безопасного пользования лифтом; (ПР-9)
правилами безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте; (ПР-10)
правилами пожарной безопасности и поведения при пожаре; (ПР-11)
умениями и навыками использования средств пожаротушения при возникновении пожара; (ПР-12)
умениями принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; (ПР-13)
пониманием ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни;(ПР-14)
правилами поведения при нарушении экологического равновесия и информацией о последствиях для жизнедеятельности человека в случае нарушения; (ПР-15)
знаниями о безопасности при совершении туристических поездок, походов; (ПР-16)
знаниями о влиянии социально-демографических процессов на безопасность общества; (ПР-17)
правилами поведения в опасных ситуациях криминального характера; (ПР-18)
умением предотвращать (избегать) криминогенные ситуации; (ПР-19)
знаниями об экстремизме и терроризме и их последствиях для личности, общества и государства; (ПР-20)
правилами поведения при угрозе и возникновении террористического акта; (ПР-21)
правилами поведения в случае захвата в заложники; (ПР-22)
правилами безопасного поведения при нахождении в зоне вооруженного конфликта; (ПР-23)
основами обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; (ПР-24)
правовыми основами обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, правами и обязанностями граждан в области безопасности жизнедеятельности; (ПР-25)
знаниями о роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; (ПР-26)
знаниями о деятельности служб экстренной помощи при чрезвычайных и экстремальных ситуациях на муниципальном уровне;(ПР-27)
знаниями о необходимости защиты Отечества, о памятных датах воинской славы и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации; (ПР-28)
знаниями о чести и достоинстве воина, требованиях, предъявляемых к военнослужащему; (ПР-29)
умениями формировать психологические, моральные, физические качества, необходимые защитнику Отечества; (ПР-30)
знаниями о профессии пожарного, спасателя и особенностях их работы; (ПР-31)
знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; (ПР-32)
знаниями о порядке оповещения населения о чрезвычайных и экстремальных ситуациях, умениями действовать по сигналам оповещения;(ПР-33)
знаниями и умениями применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; (ПР-34) знаниями об особенностях природных чрезвычайных ситуаций для данного района проживания; (ПР-35)
знаниями о причинах возникновения, предвестниках наступления чрезвычайных ситуаций природного характера и умениями правильно действовать с целью снижения последствий их воздействия; (ПР-36)
знаниями об организации эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, правилами поведения при ее проведении; (ПР-37) умениями и навыками использования средств индивидуальной защиты при пожарах, радиационных, химических и биологических авариях (катастрофах); (ПР-38)
знаниями о полной и частичной санитарной обработке и порядке ее проведения; (ПР-39)
умениями проявлять предосторожность при соприкосновении с опасными социальными ситуациями и предвидеть возможные последствия их возникновения;(ПР-40)
знаниями об инфекционных заболеваниях, основных принципах их протекания и профилактике;(ПР-41)
знаниями о массовых инфекционных заболеваниях человека, животных, растений и противоэпидемических, противо- эпизоотических, противоэпифитотических мероприятиях; (ПР-42)
нормативными правовыми основами оказания первой помощи; (ПР-43)
знаниями о правилах оказания первой помощи; (ПР-44)
знаниями правил и способов транспортировки, иммобилизации пострадавшего и умениями их выполнять; (ПР-45)
умениями оказывать первую помощь пострадавшим; (ПР-46)
знаниями о средствах, используемых при оказании первой помощи пострадавшим и умениями их использования; (ПР-47)
основами здорового образа жизни, исключающими употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; (ПР-48)
умениями вести здоровый образ жизни; (ПР-49)
умениями формировать личностные качества, дающие возможность стать активным членом современного общества. (ПР-50)