СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по ОБЖ (ФГОС)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897), основной образовательной программы МОУ Лицея №7 г. Саяногорска, фундаментального ядра содержания образования, примерной программы основного общего образования.  В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности. Программа по ОБЖ составлена с учетом учебного плана  МБОУ Лицей №7 и тематического планирования, предложенного  А.Т Смирновым; Б.О.Хренниковым

   В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О граж­данской обороне» и др.

Программа реализуется в МБОУ Лицей №7, имеющего государственную аккредитацию и создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющего большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Рабочая программа разработана с учетом психолого-педагогических особенностей детей 11-12 лет.

            В связи с тем, что в МБОУ Лицей №7 реализует ФГОС в пилотном режиме, программа по ОБЖ составлена с учетом предметных, метапредметных, личностных результатов обучения.

Цели

  Формирование личности «безопасного типа» и культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

Основными задачами  являются освоение обучающимися определенного уров­ня знаний, умений и навыков для осознания и содействия в обеспечении:

•     личной безопасности при опасных, экстремальных и чрез­вычайных ситуациях различного характера;

•      безопасности общества от воздействия негативных факто­ров социально-криминогенного характера;

•    безопасности на государственном уровне по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, внешних и внут­ренних угроз, экстремизма и терроризма.

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

 Общая характеристика учебного предмета

 Рабочая программа определяет объем содержания образования по  предмету, дает распределение учебных часов по учебным модулям, разделам по темам курса. 

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о  чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Предмет ОБЖ на ступени основного общего образования нацелен на формирование у обучающихся:

•       культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и госу­дарства посредством осознания значимости безопасного пове­дения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техно­генного и социального характера;

убеждения в необходимости безопасного и здорового обра­за жизни, исключающего употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

понимания роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстре­мизма и терроризма;

понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

понимания необходимости сохранения природы и окружа­ющей среды для полноценной жизни человека;

знаний основных факторов проявления опасных и чрезвы­чайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства и умения предвидеть воз­никновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из раз­личных источников, быть готовым проявить предосторожность в ситуациях неопределенности;

знаний и умений применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

умения оказывать первую помощь пострадавшим;

умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

основ проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на терри­тории проживания.

 

 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В 5 классе, согласно учебному плану МБОУ Лицей №7, на изучение ОБЖ выделяется 17 часов, из расчета 1 часа в неделю, начиная с первого   полугодия. Часы выделены из компонента образовательного учреждения.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения «ОБЖ»  является осмысление и присвоения учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности.   

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду .

 Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков».

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

            Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих  характеристик школьника:

Личностными результатами освоения ОБЖ на ступени основ­ного общего образования является формирование у обучаю­щихся:

Воспитание осознания своей сопричастности к стране, в которой он живет, и, как следствие, воспитание чувства патриотизма, ува­жения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной; (ЛР-1)

целостного мировоззрения по вопросам безопасности лич­ности, общества и государства; (ЛР-2)

социальных норм, правил поведения в современном обще­стве с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; (ЛР-3)

умения правильно оценивать себя и свои поступки; (ЛР-4)

морального сознания и компетентности в решении мораль­ных проблем  на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; (ЛР-5)

понимания здорового и безопасного образа жизни; (ЛР-6)

умения противостоять пагубному воздействию вредных привычек, курению, алкоголизму и наркомании; (ЛР-7)

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в транспорте и на дорогах; (ЛР-8)

антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции; (ЛР-9)

основ экологической культуры, соответствующей совре­менному уровню экологического мышления, опыта экологи­чески ориентированной рефлексивно-оценочной и практичес­кой деятельности в жизненных ситуациях; (ЛР-10)

четкого осознания роли семьи в жизни человека и обще­ства, ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи и окружающим; (ЛР-11)

умения сопереживать, оказывать взаимопомощь, прояв­лять отзывчивость к окружающим. (ЛР-12)

Метапредметными результатами освоения ОБЖ на ступени основного общего образования являются следующие.

Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:

уметь самостоятельно ставить себе цель обучения, форму­лировать задачи в области изучения вопросов безопасности и здорового образа жизни; (МР-1)

планировать свою жизнь, выбирать пути достижения и средства реализации поставленных целей с учетом требований безопасности и сохранения здоровья; (МР-2)

анализировать причины возникновения опасных ситуа­ций, прогнозировать возможность их наступления; (МР-3)

самостоятельно организовывать свою учебную деятель­ность по изучению вопросов безопасности; (МР-4)

адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и резуль­таты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; (МР-5)

находить наиболее простой и эффективный способ реше­ния жизненной задачи, проблемы с учетом требований личной безопасности;(МР-6)

уметь учиться, приобретать новые знания для нормальной адаптации в обществе и дальнейшего профессионального роста. (МР-7)

Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:

уметь познавать и исследовать опасности окружающего мира, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; (МР-8)

обобщать и сравнивать последствия опасных событий и чрезвычайных ситуаций; (МР-9)

уметь воспринимать и перерабатывать информацию, само­стоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать выводы, моделировать развитие ситуации в области безо­пасности жизнедеятельности с использованием различных источников и современных информационных коммуникацион­ных технологий, а также объективно оценивать результат своей деятельности; (МР-10)

овладевать логическими операциями: анализ, синтез, срав­нение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез, выявление причинно-следственных связей опасных ситуаций и их влияния на безопасность жизнедеятельности человека. (МР-12)

Коммуникативные универсальные учебные действия обучаю­щихся:

уметь взаимодействовать в социуме, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выра­жать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учиты­вать мнения других людей и признавать право другого человека на иное мнение; (МР-13)

выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответству­ющие умения при взаимодействии со сверстниками; (МР-14)

уметь находить компромиссы и договариваться друг с дру­гом при разрешении различных ситуаций, в том числе конф­ликтных. (МР-15)

Предметными результатами освоения ОБЖ на ступени основ­ного общего образования является овладение обучающимися:

основами современной культуры безопасности жизнеде­ятельности для формирования безопасного поведения в услови­ях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенно­го и социального характера; (ПР-1)

знаниями о выживании в условиях вынужденной автоно­мии в природных условиях; (ПР-2)

умениями и навыками поведения на природе, ориентиро­вания на местности при помощи компаса, местных предметов, солнца, звезд, добычи воды, поиска и приготовления пищи в природных условиях; (ПР-3)

правилами поведения при встрече с дикими животными, пресмыкающимися, насекомыми и навыками действий при их нападении и укусах; (ПР-4)

правилами безопасного поведения на воде; (ПР-5)

умениями предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления и проявлять осто­рожность в случае неопределенности их развития;(ПР-6)

умениями и навыками спасения на воде;(ПР-7)

знаниями о причинах, последствиях опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни и быту, и правилах безо­пасной эксплуатации бытовых приборов и оборудования; (ПР-8)

умениями и навыками действий при возникновении опа­сных и аварийных ситуаций в доме, связанных с системами водо-, электро- и газоснабжения и безопасного пользования лифтом; (ПР-9)

правилами безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте; (ПР-10)

правилами пожарной безопасности и поведения при пожаре; (ПР-11)

умениями и навыками использования средств пожароту­шения при возникновении пожара; (ПР-12)

умениями принимать обоснованные решения в конкрет­ной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обста­новки и индивидуальных возможностей; (ПР-13)

пониманием ценности экологического качества окружаю­щей среды как естественной основы безопасности жизни;(ПР-14)

правилами поведения при нарушении экологического рав­новесия и информацией о последствиях для жизнедеятельности человека в случае нарушения; (ПР-15)

знаниями о безопасности при совершении туристических поездок, походов; (ПР-16)

знаниями о влиянии социально-демографических процес­сов на безопасность общества; (ПР-17)

правилами поведения в опасных ситуациях криминально­го характера; (ПР-18)

умением предотвращать (избегать) криминогенные ситу­ации; (ПР-19)

знаниями об экстремизме и терроризме и их последствиях для личности, общества и государства; (ПР-20)

правилами поведения при угрозе и возникновении терро­ристического акта; (ПР-21)

правилами поведения в случае захвата в заложники; (ПР-22)

правилами безопасного поведения при нахождении в зоне вооруженного конфликта; (ПР-23)

основами обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; (ПР-24)

правовыми основами обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, правами и обязанностями граждан в области безопасности жизнедеятельности; (ПР-25)

знаниями о роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; (ПР-26)

знаниями о деятельности служб экстренной помощи при чрезвычайных и экстремальных ситуациях на муниципальном уровне;(ПР-27)

знаниями о необходимости защиты Отечества, о памятных датах воинской славы и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации; (ПР-28)

знаниями о чести и достоинстве воина, требованиях, предъявляемых к военнослужащему; (ПР-29)

умениями формировать психологические, моральные, физические качества, необходимые защитнику Отечества; (ПР-30)

знаниями о профессии пожарного, спасателя и особенно­стях их работы; (ПР-31)

знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера, включая экстре­мизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; (ПР-32)

знаниями о порядке оповещения населения о чрезвычай­ных и экстремальных ситуациях, умениями действовать по сиг­налам оповещения;(ПР-33)

знаниями и умениями применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуа­ций; (ПР-34) знаниями об особенностях природных чрезвычайных ситуаций для данного района проживания; (ПР-35)

знаниями о причинах возникновения, предвестниках наступления чрезвычайных ситуаций природного характера и умениями правильно действовать с целью снижения послед­ствий их воздействия; (ПР-36)

знаниями об организации эвакуации населения при чрез­вычайных ситуациях, правилами поведения при ее проведении; (ПР-37) умениями и навыками использования средств индивиду­альной защиты при пожарах, радиационных, химических и био­логических авариях (катастрофах); (ПР-38)

знаниями о полной и частичной санитарной обработке и порядке ее проведения; (ПР-39)

умениями проявлять предосторожность при соприкосно­вении с опасными социальными ситуациями и предвидеть воз­можные последствия их возникновения;(ПР-40)

знаниями об инфекционных заболеваниях, основных прин­ципах их протекания и профилактике;(ПР-41)

знаниями о массовых инфекционных заболеваниях чело­века, животных, растений и противоэпидемических, противо- эпизоотических, противоэпифитотических мероприятиях; (ПР-42)

нормативными правовыми основами оказания первой помощи; (ПР-43)

знаниями о правилах оказания первой помощи; (ПР-44)

знаниями правил и способов транспортировки, иммоби­лизации пострадавшего и умениями их выполнять; (ПР-45)

умениями оказывать первую помощь пострадавшим; (ПР-46)

знаниями о средствах, используемых при оказании первой помощи пострадавшим и умениями их использования; (ПР-47)

основами здорового образа жизни, исключающими упот­ребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; (ПР-48)

умениями вести здоровый образ жизни; (ПР-49)

умениями формировать личностные качества, дающие возможность стать активным членом современного общества. (ПР-50)