СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Появление неравенства и знати

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Появление неравенства и знати»

Учитель: С.А.Попов.

Учитель: С.А.Попов.

Проверка знаний Используя рисунок, расскажите, чем занимались древние люди? Учитель: С.А.Попов.

Проверка знаний

Используя рисунок, расскажите, чем занимались древние люди?

Учитель: С.А.Попов.

Проверка знаний Вставьте пропущенные слова: Земледелие и скотоводство возникли в западной … более … лет назад Первые земледельцы рыхлили землю деревянной … Колосья срезали … Растирали зёрна на … Деревья рубили … Из глины научились делать … Женщины научились … Азии 10 тыс. мотыгой серпом зернотёрках топором посуду ткать и прясть Учитель: С.А.Попов.

Проверка знаний

Вставьте пропущенные слова:

  • Земледелие и скотоводство возникли в западной … более … лет назад
  • Первые земледельцы рыхлили землю деревянной …
  • Колосья срезали …
  • Растирали зёрна на …
  • Деревья рубили …
  • Из глины научились делать …
  • Женщины научились …

Азии

10 тыс.

мотыгой

серпом

зернотёрках

топором

посуду

ткать и прясть

Учитель: С.А.Попов.

Проверка знаний  А. Из какого занятия людей возникло скотоводство? Из рыбаловства; 3. Из собирательства; Из бортничества;  Б. Как называется древнее орудие труда из кости или дерева, используемое для срезания (сжатия) растений? Мотыга; Топор; 4. Гарпун.  В. Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? Охотник; Земледелец; 4. Ткач.  Г. Из какого занятия людей возникло земледелие? Из скотоводства; Из бортничества; 4. Из охоты.  Д. Деревянная палка с сучком на конце, используемая для возделывания земли, это  3. Грабли; 2. Серп; 4. Коса. 4. Из охоты. 3. Серп; 3. Ремесленник; 3. Из собирательства; 1. Мотыга; Учитель: С.А.Попов.

Проверка знаний

А. Из какого занятия людей возникло скотоводство?

  • Из рыбаловства; 3. Из собирательства;
  • Из бортничества;

Б. Как называется древнее орудие труда из кости или дерева, используемое для срезания (сжатия) растений?

  • Мотыга;
  • Топор; 4. Гарпун.

В. Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?

  • Охотник;
  • Земледелец; 4. Ткач.

Г. Из какого занятия людей возникло земледелие?

  • Из скотоводства;
  • Из бортничества; 4. Из охоты.

Д. Деревянная палка с сучком на конце, используемая для возделывания земли, это

3. Грабли;

2. Серп; 4. Коса.

4. Из охоты.

3. Серп;

3. Ремесленник;

3. Из собирательства;

1. Мотыга;

Учитель: С.А.Попов.

План: 1. Развитие ремёсел. 2. Изобретение плуга. 3. У каждой семьи – своё хозяйство. 4. Выделение знати. Учитель: С.А.Попов.

План:

1. Развитие ремёсел.

2. Изобретение плуга.

3. У каждой семьи – своё хозяйство.

4. Выделение знати.

Учитель: С.А.Попов.

Цель: Сформировать представление о неравенстве у первобытных людей. Задачи:  Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. Усвоить понятия «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство». Учитель: С.А.Попов.
  • Цель: Сформировать представление о неравенстве у первобытных людей.
  • Задачи:
  • Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
  • Усвоить понятия «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».

Учитель: С.А.Попов.

 Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Учитель: С.А.Попов.

Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством.

Учитель: С.А.Попов.

 Ремесленники – люди, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий. Учитель: С.А.Попов.

Ремесленники – люди, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий.

Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.  Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены Ткацкий станок Гончарный круг Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии – прядение, плетение, шлифовка и сверление. Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.

Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены

Ткацкий станок

Гончарный круг

Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии – прядение, плетение, шлифовка и сверление.

Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел. Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ. Самородок меди Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.

Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ.

Самородок меди

Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.  Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Люди заметили, что под воздействием высокой температуры самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе. Печь для обжига Самородок меди Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.

Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Люди заметили, что под воздействием высокой температуры самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе.

Печь для обжига

Самородок меди

Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.  Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.

Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.  Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди. Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Учитель: С.А.Попов.

Изделия из меди Изготовленные путем ковки из меди Топоры Тёсла Кинжалы Наконечники копий Посуда Наконечники стрел Учитель: С.А.Попов.

Изделия из меди

Изготовленные путем ковки из меди

Топоры

Тёсла

Кинжалы

Наконечники копий

Посуда

Наконечники стрел

Учитель: С.А.Попов.

Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза Олово Медь Бронза сплав меди и олова. Учитель: С.А.Попов.

Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза

Олово

Медь

Бронза

сплав меди и олова.

Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.  Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения. Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.

Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.  Не отвлекаясь на другие виды деятельности, ремесленник занимался либо гончарным делом, либо обработкой металлов, либо каким – то другим.  Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.

Не отвлекаясь на другие виды деятельности, ремесленник занимался либо гончарным делом, либо обработкой металлов, либо каким – то другим.

Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.  Так постепенно ремесло отделилось от земледелия и скотоводства. Ремесленник теперь обменивал свои изделия на продукты питания сельского хозяйства. Ремесленники селились в городах, а земледельцы и скотоводы – в деревнях. Так между городом и деревней, сельскохозяйственными работниками и ремесленниками складывался обмен.  Ремесло - изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.  Ремесленник - человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.  Учитель: С.А.Попов.

Развитие ремёсел.

Так постепенно ремесло отделилось от земледелия и скотоводства. Ремесленник теперь обменивал свои изделия на продукты питания сельского хозяйства. Ремесленники селились в городах, а земледельцы и скотоводы – в деревнях. Так между городом и деревней, сельскохозяйственными работниками и ремесленниками складывался обмен.

Ремесло - изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесленник - человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Учитель: С.А.Попов.

Изобретение плуга.  Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях. Учитель: С.А.Попов.

Изобретение плуга.

Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

Учитель: С.А.Попов.

У каждой семьи своё хозяйство.  Теперь каждая семья могла вести хозяйство самостоятельно, что неизбежно вело к распаду родовых общин. Скот, орудие труда, жилище становятся собственностью отдельной семьи. На смену родственным отношениям пришли соседские. Сложилась соседская община. Учитель: С.А.Попов.

У каждой семьи своё хозяйство.

Теперь каждая семья могла вести хозяйство самостоятельно, что неизбежно вело к распаду родовых общин. Скот, орудие труда, жилище становятся собственностью отдельной семьи. На смену родственным отношениям пришли соседские. Сложилась соседская община.

Учитель: С.А.Попов.

У каждой семьи своё хозяйство. Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.). Учитель: С.А.Попов.

У каждой семьи своё хозяйство.

Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.).

Учитель: С.А.Попов.

У каждой семьи своё хозяйство.  Родовая община Родичи Сообща жили Сообща трудились Общее имущество Земля в общей собственности Равенство   Соседская община Соседи Жили семьями Трудились семьями Имущество принадлежало отдельной семье Семья владеет своим наделом земли Неравенство Совместные работы и защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река. Учитель: С.А.Попов.

У каждой семьи своё хозяйство.

Родовая община

  • Родичи
  • Сообща жили
  • Сообща трудились
  • Общее имущество
  • Земля в общей собственности
  • Равенство

Соседская община

  • Соседи
  • Жили семьями
  • Трудились семьями
  • Имущество принадлежало отдельной семье
  • Семья владеет своим наделом земли
  • Неравенство

Совместные работы и защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река.

Учитель: С.А.Попов.

Выделение знати.  Но все семьи разные: более умелые собирали больше урожая и быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточными. Внутри племён возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни были богаче, а другие беднее. Учитель: С.А.Попов.

Выделение знати.

Но все семьи разные: более умелые собирали больше урожая и быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточными. Внутри племён возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни были богаче, а другие беднее.

Учитель: С.А.Попов.

Выделение знати.  Старейшины и вожди племени назывались знатными людьми Знатность передавалась по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племён и старейшин.  Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни богаче, другие беднее. Учитель: С.А.Попов.

Выделение знати.

Старейшины и вожди племени назывались знатными людьми Знатность передавалась по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племён и старейшин.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни богаче, другие беднее.

Учитель: С.А.Попов.

 Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.  Классы - большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.  Учитель: С.А.Попов.

Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.

Классы - большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют. 

Учитель: С.А.Попов.

 Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению. Вождь –  глава племени, руководитель военных действий племени Учитель: С.А.Попов.

Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Вождь –  глава племени, руководитель военных действий племени

Учитель: С.А.Попов.

 Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные земляными валами и стенами. Учитель: С.А.Попов.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные земляными валами и стенами.

Учитель: С.А.Попов.

Выделение знати.  В городах жила знать  – так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. В городах находились святилища , где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств . Учитель: С.А.Попов.

Выделение знати.

В городах жила знать – так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. В городах находились святилища , где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств .

Учитель: С.А.Попов.

 Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.  Учитель: С.А.Попов.

Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.

Учитель: С.А.Попов.

 Захваченных людей теперь не убивали, а превращали в рабов.  Пользование рабским трудом стало выгодным.  Один человек мог произвести больше продуктов, чем ему было нужно. Учитель: С.А.Попов.

Захваченных людей теперь не убивали, а превращали в рабов.

Пользование рабским трудом стало выгодным.

Один человек мог произвести больше продуктов, чем ему было нужно.

Учитель: С.А.Попов.

 В связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами. Они приобретали известность. Учитель: С.А.Попов.

В связи с войнами повышалось значение военного вождя.

Теперь вожди стали выделяться своими богатствами.

Они приобретали известность.

Учитель: С.А.Попов.

 Вожди и старейшины составляли родовую знать. Они стали передавать своё имущество и должности по наследству. Учитель: С.А.Попов.

Вожди и старейшины составляли родовую знать.

Они стали передавать своё имущество и должности по наследству.

Учитель: С.А.Попов.

 Положение человека в племени стало зависеть от того, из какой семьи он происходил Учитель: С.А.Попов.

Положение человека в племени стало зависеть от того, из какой семьи он происходил

Учитель: С.А.Попов.

Проверь себя: А. Вера в сверхъестественные существа. Б. Глава воинов племени. В. Объединение нескольких родов. Г. Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество. Д. Община, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями. Е. Выделение богатых и бедных людей. 1. Родовая община 2. Соседская община 3. Племя 4. Вождь 5. Неравенство 6. Религия Учитель: С.А.Попов.

Проверь себя:

А. Вера в сверхъестественные существа.

Б. Глава воинов племени.

В. Объединение нескольких родов.

Г. Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество.

Д. Община, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями.

Е. Выделение богатых и бедных людей.

1. Родовая община

2. Соседская община

3. Племя

4. Вождь

5. Неравенство

6. Религия

Учитель: С.А.Попов.

Параграф 5, читать, вопросы устно. Спасибо за работу! Учитель: С.А.Попов.

Параграф 5, читать, вопросы устно.

Спасибо за работу!

Учитель: С.А.Попов.