Учитель: С.А.Попов.
Проверка знаний
Используя рисунок, расскажите, чем занимались древние люди?
Учитель: С.А.Попов.
Проверка знаний
Вставьте пропущенные слова:
- Земледелие и скотоводство возникли в западной … более … лет назад
- Первые земледельцы рыхлили землю деревянной …
- Колосья срезали …
- Растирали зёрна на …
- Деревья рубили …
- Из глины научились делать …
- Женщины научились …
Азии
10 тыс.
мотыгой
серпом
зернотёрках
топором
посуду
ткать и прясть
Учитель: С.А.Попов.
Проверка знаний
А. Из какого занятия людей возникло скотоводство?
- Из рыбаловства; 3. Из собирательства;
- Из бортничества;
Б. Как называется древнее орудие труда из кости или дерева, используемое для срезания (сжатия) растений?
- Мотыга;
- Топор; 4. Гарпун.
В. Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?
- Охотник;
- Земледелец; 4. Ткач.
Г. Из какого занятия людей возникло земледелие?
- Из скотоводства;
- Из бортничества; 4. Из охоты.
Д. Деревянная палка с сучком на конце, используемая для возделывания земли, это
3. Грабли;
2. Серп; 4. Коса.
4. Из охоты.
3. Серп;
3. Ремесленник;
3. Из собирательства;
1. Мотыга;
Учитель: С.А.Попов.
План:
1. Развитие ремёсел.
2. Изобретение плуга.
3. У каждой семьи – своё хозяйство.
4. Выделение знати.
Учитель: С.А.Попов.
- Цель: Сформировать представление о неравенстве у первобытных людей.
- Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
- Усвоить понятия «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
Учитель: С.А.Попов.
Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством.
Учитель: С.А.Попов.
Ремесленники – люди, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий.
Учитель: С.А.Попов.
Развитие ремёсел.
Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены
Ткацкий станок
Гончарный круг
Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии – прядение, плетение, шлифовка и сверление.
Учитель: С.А.Попов.
Развитие ремёсел.
Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ.
Самородок меди
Учитель: С.А.Попов.
Развитие ремёсел.
Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Люди заметили, что под воздействием высокой температуры самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе.
Печь для обжига
Самородок меди
Учитель: С.А.Попов.
Развитие ремёсел.
Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.
Учитель: С.А.Попов.
Развитие ремёсел.
Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
Учитель: С.А.Попов.
Изделия из меди
Изготовленные путем ковки из меди
Топоры
Тёсла
Кинжалы
Наконечники копий
Посуда
Наконечники стрел
Учитель: С.А.Попов.
Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза
Олово
Медь
Бронза
сплав меди и олова.
Учитель: С.А.Попов.
Развитие ремёсел.
Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.
Учитель: С.А.Попов.
Развитие ремёсел.
Не отвлекаясь на другие виды деятельности, ремесленник занимался либо гончарным делом, либо обработкой металлов, либо каким – то другим.
Учитель: С.А.Попов.
Развитие ремёсел.
Так постепенно ремесло отделилось от земледелия и скотоводства. Ремесленник теперь обменивал свои изделия на продукты питания сельского хозяйства. Ремесленники селились в городах, а земледельцы и скотоводы – в деревнях. Так между городом и деревней, сельскохозяйственными работниками и ремесленниками складывался обмен.
Ремесло - изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесленник - человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Учитель: С.А.Попов.
Изобретение плуга.
Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.
Учитель: С.А.Попов.
У каждой семьи своё хозяйство.
Теперь каждая семья могла вести хозяйство самостоятельно, что неизбежно вело к распаду родовых общин. Скот, орудие труда, жилище становятся собственностью отдельной семьи. На смену родственным отношениям пришли соседские. Сложилась соседская община.
Учитель: С.А.Попов.
У каждой семьи своё хозяйство.
Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.).
Учитель: С.А.Попов.
У каждой семьи своё хозяйство.
Родовая община
- Родичи
- Сообща жили
- Сообща трудились
- Общее имущество
- Земля в общей собственности
- Равенство
Соседская община
- Соседи
- Жили семьями
- Трудились семьями
- Имущество принадлежало отдельной семье
- Семья владеет своим наделом земли
- Неравенство
Совместные работы и защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река.
Учитель: С.А.Попов.
Выделение знати.
Но все семьи разные: более умелые собирали больше урожая и быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточными. Внутри племён возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни были богаче, а другие беднее.
Учитель: С.А.Попов.
Выделение знати.
Старейшины и вожди племени назывались знатными людьми Знатность передавалась по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племён и старейшин.
Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни богаче, другие беднее.
Учитель: С.А.Попов.
Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.
Классы - большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.
Учитель: С.А.Попов.
Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.
Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени
Учитель: С.А.Попов.
Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные земляными валами и стенами.
Учитель: С.А.Попов.
Выделение знати.
В городах жила знать – так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. В городах находились святилища , где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств .
Учитель: С.А.Попов.
Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.
Учитель: С.А.Попов.
Захваченных людей теперь не убивали, а превращали в рабов.
Пользование рабским трудом стало выгодным.
Один человек мог произвести больше продуктов, чем ему было нужно.
Учитель: С.А.Попов.
В связи с войнами повышалось значение военного вождя.
Теперь вожди стали выделяться своими богатствами.
Они приобретали известность.
Учитель: С.А.Попов.
Вожди и старейшины составляли родовую знать.
Они стали передавать своё имущество и должности по наследству.
Учитель: С.А.Попов.
Положение человека в племени стало зависеть от того, из какой семьи он происходил
Учитель: С.А.Попов.
Проверь себя:
А. Вера в сверхъестественные существа.
Б. Глава воинов племени.
В. Объединение нескольких родов.
Г. Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество.
Д. Община, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями.
Е. Выделение богатых и бедных людей.
1. Родовая община
2. Соседская община
3. Племя
4. Вождь
5. Неравенство
6. Религия
Учитель: С.А.Попов.
Параграф 5, читать, вопросы устно.
Спасибо за работу!
Учитель: С.А.Попов.