№ п/п | Название раздела (содержание раздела) | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. |
2 | Устное народное творчество | 2 |
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. |
3 | Из древнерусской литературы | 1 |
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений). |
4 | Из русской литературы 18 века | 2 |
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений) |
5 | Из русской литературы 19 века | 33 |
Творчество А. С. Пушкина (15 часов) |
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.) «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). |
Творчество М. Ю. Лермонтова (3 часа) |
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления). |
Творчество И. С. Тургенева (3 часа) |
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе. Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений). |
Творчество Ф.И. Тютчева и А.А.Фета (3 часа) |
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений). |
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа) |
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). |
Творчество Н. С. Лескова (3 часа) |
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). |
Творчество А. П. Чехова (3 часа) |
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий). |
6 | Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века | 2 |
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). |
7 | Из русской литературы 20 века | 14 |
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления). Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Произведения о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления). Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека. |
8 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века | 5 |
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»,Николай Михайлович Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя. Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). |
9 | Из зарубежной литературы | 7 |
Мифы народов мира Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » . Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления). Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Притча (начальные представления). |
10 | Итоговые уроки | 3 |
Итоговый контроль по результатам изучения курса |
ИТОГО 70 ч. |
№ урока | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книг. Литература как вид искусства | 1 | 4.09 | |
Устное народное творчество (2 часа) |
2 | Обрядовый фольклор. Календарно- обрядовые песни и их особенности. | 1 | 6.09 | |
3 | Пословицы и поговорки. | 1 | 11.09 | |
Древнерусская литература (1 час) |
4 | Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 1 | 13.09 | |
Русская басня 18 века (2 часа) |
5 | Русская басня. Аллегория и мораль в басне. И. И. Дмитриев «Муха». | 1 | 18.09 | |
6 | И.А. Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». | 1 | 20.09 | |
| Творчество А.С. Пушкина (15 часов) |
7 | А.С. Пушкин. Лицейские годы. Слово о поэте. Тема дружбы в послании «И. И. Пущину» | 1 | 25.09 | |
8 | А. С. Пушкин «Узник». Свободолюбивая лирика. | 1 | 27.09 | |
9 | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и идея стихотворения. | 1 | 4.10 | |
10 | Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Двусложные размеры стиха. | 1 | 5.10 | |
11 | Внеклассное чтение. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои повести. Повесть «Выстрел»: мастерство композиции повести. | 1 | 11.10 | |
12 | История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский». Картины жизни русского барства (глава 1) | 1 | 12.10 | |
13 | Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (главы 2,3) | 1 | 18.10 | |
14 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости (главы 4,5). | 1 | 19.10 | |
15 | Что заставило Владимира Дубровского стать разбойником (главы 6,7). Р.Р. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» | 1 | 25.10 | |
16 | Владимир Дубровский в доме Троекурова (главы 8-10). | 1 | 26.10 | |
17 | История любви Владимира и Маши (главы 11-17). | 1 | 8.11 | |
18 | Два мальчика (глава 17). | 1 | 9.11 | |
19 | Развязка романа «Дубровский» (главы 18, 19). | 1 | 15.11 | |
20 | Р.Р. Подготовка к сочинению «Моё понимание романа Пушкина» | 1 | 16.11 | |
21 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. | 1 | 22.11 | |
Творчество М.Ю. Лермонтова (3 часа) |
22 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворения «Тучи» и «Три пальмы». | 1 | 23.11 | |
23 | Прием антитезы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок» и «Утёс». | 1 | 29.11 | |
24 | Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Обучение анализу стихотворения | 1 | 30.11 | |
| Творчество И.С. Тургенева (3 часа) |
25 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» | 1 | 6.12 | |
26 | Рассказ «Бежин луг»: образы автора и рассказчика, образы крестьянских детей | 1 | 7.12 | |
27 | Природа и её роль в рассказе Тургенева «Бежин луг». | 1 | 13.12 | |
Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (3 часа) |
28 | Переходные состояния природы в лирике Ф.И. Тютчева. Человек и природа в творчестве поэта. | 1 | 14.12 | |
29 | Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. | 1 | 20.12 | |
30 | Р.р. Сопоставление пейзажной лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | 1 | 21.12 | |
Творчество Н.А. Некрасова (3 часа) |
31 | Н.А. Некрасов. Главная тема творчества. Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога». | 1 | 27.12 | |
32 | Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога». | 1 | 10.01 | |
33 | Особенности поэтических интонаций в стихотворении «Железная дорога». Трёхсложные размеры стиха. | 1 | 11.01 | |
Творчество Н.С. Лескова (3 часа) |
34 | Н. С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра, особенности языка. | 1 | 17.01 | |
35 | Характеристика персонажей сказа Лескова «Левша». Секрет тульских мастеров. Судьба Левши. | 1 | 18.01 | |
36 | Внеклассное чтение Н. С. Лесков «Человек на часах». | 1 | 24.01 | |
Творчество А.П. Чехова (3 часа) |
37 | А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». | 1 | 25.01 | |
38 | Особенности юмора в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | 31.01 | |
39 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А. П. Чехова. | 1 | 1.02 | |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (2 часа) |
40 | Р.Р. Анализ стихотворения по выбору. Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. | 1 | 7.02 | |
41 | Контрольная работа по литературе 19 века. | 1 | 8.02 |
Русская литература 20 века (14 часов) |
42 | А.И. Куприн. Рождественский рассказ. Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор». | 1 | 14.02 | |
43 | А.С. Грин «Алые паруса». Автор и его герои. «Алые паруса» как символ воплощения мечты. | 1 | 15.02 | |
44 | А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Образы-символы в сказке. | 1 | 21.02 | |
45 | Внеклассное чтение. А. Платонов «Корова» | 1 | 22.02 | |
46 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне: К. Симонов и Д. Самойлов. Патриотические чувства авторов. | 1 | 28.02 | |
47 | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни. | 1 | 1.03 | |
48 | Самобытность героев, особенности народной речи, нравственные проблемы в рассказе Астафьева. | 1 | 7.03 | |
49 | Р.Р. Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | 8.03 | |
50 | В. Г. Распутин «Уроки французского». «Уроки французского»: роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | 14.03 | |
51 | Нравственные проблемы рассказа Распутина «Уроки французского» | 1 | 15.03 | |
52 | Р.Р. Смысл названия рассказа Распутина «Уроки французского». | 1 | 21.03 | |
53 | В.М.Шукшин и его герои. Рассказ «Критики»: образ «странного» героя. | 1 | 4.04 | |
54 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе. | 1 | 5.04 | |
55 | Контрольное тестирование по произведениям 20 века. | 1 | 11.04 | |
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века (5 часов) |
56 | Н. М. Рубцов. Человек и природа в лирике поэта. | 1 | 12.04 | |
57 | А. А. Блок. Поэтизация родной природы. | 1 | 18.04 | |
58 | С. А. Есенин. Чувство любви к природе и к Родине. | 1 | 19.04 | |
59 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения. | 1 | 25.04 | |
60 | Поэзия народов России. Родина в стихотворениях Г.Тукая и К.Кулиева. | 1 | 26.04 | |
Из зарубежной литературы (7 часов) |
61 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Скотный двор царя Авгия. Яблоки Гесперид. | 1 | 2.05 | |
62 | Легенда об Арионе. | 1 | 3.05 | |
63 | Эпические поэмы Гомера. | 1 | 9.05 | |
64 | М. де Сервантес. «Дон Кихот» как вечный образ мировой литературы. | 1 | 10.05 | |
65 | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести. | 1 | 16.05 | |
66 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 1 | 17.05 | |
67 | А. де Сент-Экзюпери. Друзья и враги Маленького принца. Вечные истины в сказке-притче «Маленький принц». | 1 | 23.05 | |
| Итоговые уроки (3 часа) |
68 | Летнее чтение. | | 24.05 | |
69-70 | Резервные уроки. | 2 часа | 30.05 31.05 | |
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа | Программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), с учетом требований к результатам освоения ООП ООО, программы формирования УУД, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Дятьковская городская гимназия». При составлении программы использовалась авторская программа основного общего образования по литературе В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляев. Рабочая программа по литературе для 5-9 классов. Москва «Просвещение» 2016, 3-е издание, переработанное. |
УМК, используемый в учебном процессе | Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.П.Полухина, В.Я. Коровина., В.П. Журавлёв, В.И. Коровин В. И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. – М.: Просвещение,2016. |
Цель учебного предмета | - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
|
Задачи | - освоение текстов художественных произведений; - формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека; - формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства; - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; - формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; - усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений; - освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения. |
Количество часов на изучение предмета | 2 часа в неделю (за год 70 часов) |
Основное содержание предмета | Введение 1 Устное народное творчество 2 Древнерусская литература 1 Русская литература 18 века2 Русская литература 19 века 33 Родная природа в стихах поэтов 19 в. 2 Русская литература 20 века 14 Русские поэты 20 в. о родной природе 5 Зарубежная литература 7 Итоговые уроки 3 |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации | Фронтальный опрос Пересказ Тестирование Чтение наизусть сочинение |