Правовая Игра «Подросток и закон»
Цель: повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Задачи:
формировать правовую культуру;
оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;
формировать навыки безопасного поведения в обществе;
закреплять правовые знания у подростков;
оказывать помощь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование:
Ход занятия
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья. Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности. И незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное его нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Ведущий 2. Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем.
Сначала предоставим слово социальному педагогу Гагариной Наталье Федоровне.
Ведущий 1. Как вы считаете, о чем будет идти речь на нашей игре? Давайте сформулируем тему нашей игры. СЛАЙД (игра «Подросток и закон»)
Ведущий 1. В нашей игре будут участвовать две команды: «Знатоки» и «Защитники».
Ведущий 2. Видим, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах. Для начала разрешите представить жюри, которое будет судить нашу игру. (Представление жюри)
Ведущий 2. Итак, начнем игру и первый конкурс «Разминка». СЛАЙД
Ведущий 2. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Конкурс 1 «Разминка»
Что такое право? (Норма, правило).
Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
Защитник на суде? (Адвокат)
С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
Обвинитель на суде? (Прокурор)
Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).
Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).
Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).
Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).
Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).
Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).
Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).
Конкурс 2 «Ответственность несовершеннолетних» СЛАЙД
Ведущий 1. Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ и с 16 лет. Первой команде, определить за какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 14 лет, а второй команде – с 16 лет.
Названия на СЛАЙДЕ
1. Побои
2. Убийство
3. Кража
4. Грабеж
5. Клевета
6. Мошенничество
7. Терроризм
8. Неправомерное завладение автомобилем
9. Умышленное причинение вреда здоровью
10. Контрабанда
(Подчёркнутые с 16 лет, остальные – с 14 лет).
Конкурс 3 «Права человека» СЛАЙД
Наши команды размялись, и мы переходим к следующему конкурсу «Права человека».
В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникает конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем.
У вас на столах лежат листы с вопросами, на которые нужно ответить, выбрав вариант ответа из предложенных.
ответы будут появляться на СЛАЙДЕ в процессе проверки
( Тест по 3 вопроса каждой команде)
1 команда
1 вопрос - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
2 вопрос: – Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители
б) родственники
в) никто*
г) сверстники
3 вопрос: – Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*
2 команда
1 вопрос: – С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
2 вопрос: – Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*
3 вопрос: – За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;
Конкурс 4 «Знаете ли вы закон» СЛАЙД
Существует 4 вида ответственности. Назовите.
(уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая) СЛАЙД
Перед вами ситуации. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации. СЛАЙД
Команды сначала обсуждают, потом по очереди отвечают
Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения (Административная)
Ребята избили одноклассника (Уголовная)
Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы (Уголовная)
Ученик прогулял занятия в школе (Дисциплинарная)
Девочка перешла дорогу в неположенном месте (Административная)
Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
Мальчики нецензурно выражались в автобусе (Административная)
Конкурс 5 «Квалифицируйте преступление» СЛАЙД
На СЛАЙДЕ названия преступлений, у каждой команды на столе карточки с юридическим названием каждого. Команды коллективно обсуждают каждое преступление. Затем по очереди выходят к доске со своим словом.
№ | Преступления | Юридическое название |
| | |
1. | Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Кража |
2. | Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» | Вандализм |
2. | Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон |
3. | Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
4. | Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство |
5. | Женя приставал к пассажирам в автобусе, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство |
6. | Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление |
7. | Витя отобрал у Кости CD-плейер | Грабеж |
Конкурс 7 «Детские песни о правах » СЛАЙД
А теперь еще раз поговорим о правах. Какие права человека вы знаете? Давайте в нашем музыкальном конкурсе попытаемся их определить.
Каждая команда по очереди будет прослушивать песню. В текстах песен звучат некоторые права человека. Ваша задача - назвать их. Если одна команда затрудняется ответить, другая, может ей помочь.
1. «Ничего на свете лучше нету…» (музыка - Г.Гладкова, слова - Ю.Энтина) - песня из мультфильма «Бременские музыканты» (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)
2. «А я все лежу и на солнышко гляжу…» (слова: C. Козлов, музыка: Г. Гладков) - песня из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню». (Право на жизнь, право на отдых и досуг.)
3. «Чему учат в школе» (музыка - В.Шаинского, слова - М.Пляцковского) (право на образование)
4. «На крутом бережку» (музыка - В.Шаинского, слова - А.Хайта) - песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
Заключительная часть.
И давайте подведем итого нашей правовой игры. Но сначала расшифруйте главную мысль нашего занятия. Это можно сделать, прочитав каждую вторую букву.
б з к а | за |
у п в о т с и т з у ю п я к б и | поступки |
д н т а и д т о | надо |
г о в т о в а е д ч и а г т р ь | отвечать |
Всегда надо помнить о том, что за совершённые поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Жюри?
Вот и подошли к концу наши испытания. Просим наше многоуважаемое жюри подвести итоги.
Ведущий 2. Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами проведем игру «Угадай, о чем говорят дети».
Ведущий 1. По указанным предложениям определите о ком или о чем это говорится?
Милиционер
Это может быть мужчина, а может и женщина. Одеваются по-другому, не как мы. Их боятся и дети и взрослые. Но без них жить нельзя. Их ругают и говорят спасибо. Мы с ними встречаемся везде, куда идем и едем.
Законы
Их много. Они могут быть разные в разных странах. Поедет иностранец в другую страну и ему очень трудно жить там, так как он не знает, какие они. Но их надо знать, они помогают нам жить друг с другом.
Свобода
Это бывает тогда, когда выпустят человека их тюрьмы. Из садика ребенок придет, из школы и делает, что хочет. А если ребенок расшалится, его накажут.
Ребята, мне очень хочется верить, что после игры, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.
А поможет вам в этом ПАМЯТКА, с которой вы можете ознакомиться и ознакомить своих друзей.
Рефлексия.
Вам понравилась сегодняшняя игра? (Ответы детей).
Почему? (Ответы детей)