Преимущества внеклассной работы по иностранному языку
Формирование учебной мотивации учащихся можно назвать одной из основных проблем современной школы. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Поиск путей повышения мотивации к изучению иностранного языка неизбежно приводит к пониманию необходимости подключения к учебной (урочной) деятельности внеклассной деятельности по предмету. Внеклассная работа - отличное средство мотивации к изучению иностранного языка.
Как показывает практика, внеклассная работа важна как при работе с одарёнными детьми, так и с слабоуспевающими.
Именно во внеклассной работе становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды. Преимущества внеклассной работы я вижу в том, что у учащегося формируется интерес к иностранному языку в целом, развиваются творческие способности, и, как следствие, возрастает мотивация. Во внеклассной работе учитель использует дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке.
Основная задача - создать ситуацию успеха, дать возможность раскрыться личностным качествам учащихся, чтобы они имели живой интерес, были мотивированы. Участники мероприятия не всегда имеют дело непосредственно с языком, ведь кто-то рисует декорации, а кто-то отвечает за реквизит, но все равно каждый в той или иной мере соприкасается с изучаемым предметом.
Целесообразно выделить такую форму работы как Неделя иностранного языка в школе. Неделя иностранного языка дает школьникам возможность применить на практике свои знания, независимо от уровня их обученности. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
На неделях иностранного языка в нашей школе проходят литературные гостиные, различные викторины, квесты, постановки.
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала.
Олимпиады и конкурсы подобного рода дают практически любому школьнику, в каком бы городе или поселке он не находился, возможность проследить развитие своих творческих способностей и уровня владения английским языком, а также получить объективную оценку знаний и сравнить работы учащихся разных регионов с собственными. Учащихся привлекает такая форма творческой деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.
Можно и дальше продолжить список внеклассных мероприятий: конкурс на лучшего переводчика, иностранные праздники, школьная газета на иностранном языке и т.д. Сюда же относится кружковая работа и подготовка к олимпиадам.
Принципы организации внеклассной работы:
· внеклассная работа должна быть тесно связана с учебной работой;
· внеклассная работа должна строиться на основе учёта возрастных особенностей, а так же знаний и навыков учащихся;
· внеклассная работа должна строиться на основе сочетания индивидуальной, кружковой и массовой форм;
· успех внеклассной работы находится в зависимости от того, насколько умело учитель сочетает активность и самостоятельность учащихся со своей руководящей ролью.
В своей деятельности использую индивидуальные, групповые и массовые формы внеклассной работы. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
Индивидуальная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Это такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера.