СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преобразование уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по теме: Преобразование уравнений

Просмотр содержимого документа
«Преобразование уравнений»

Тема: Преобразование уравнений


Рассмотрим наиболее часто встречаемые преобразования уравнений.

а) разложение на множители (или расщепление уравнений):

1. х3 – 4х2 – 16х + 64 = 0
3 – 4х2) – (16х – 64) = 0
х2(х – 4) – 16(х – 4) = 0
(х – 4)(х2 – 16) = 0
(х – 4)2(х + 4) = 0
х1 = 4 или х2 = – 4

Ответ: + 4.

2. х3 + х – 10 = 0
х3 + х – 8 – 2 = 0
3– 8) + (х – 2) = 0
(х – 2)(х2 + 2х + 4) + (х – 2) = 0
(х – 2)( х2 + 2х + 5) = 0
(х – 2) = 0 или х2 + 2х + 5= 0
х1 = 2 D = –16

Ответ: 2.

б) замена переменной в уравнении (или метод введения нового неизвестного):

– Какова суть метода? (Разбить уравнение на подуравнения).

Решите уравнение:

1.2 + х + 1)(х2 + х + 2) = 12 

Решение:

Пусть x2 + x + 1 = t
Тогда t (t + 1) = 12
t2 + t – 12 = 0, получаем t1 = – 4; t2 = 3.
Отсюда: х2 + х + 1 = – 4 или х2 + х + 1 = 3
х2 + х + 5 = 0 х2 + х – 2 = 0
D = –19 D = 9

корней нет х1 = 1, х2 = – 2

Ответ: – 2; 1

2. Используйте этот приём для решения следующего уравнения:

ОДЗ: х 0, х – 4, х – 2.
Запишем уравнение иначе: 
Пусть x2 + 4x = t, тогда  
Получим: 1 . 5(t + 4) – 1 .   t . 5 = 4 . t . (t + 4)
5t + 20 – 5t = 4t2 + 16t
4t2 + 16t – 20 = 0
t2 + 4t – 5 = 0

D = 36 0  

t1 = 1; t2 = – 5.

Оба корня принадлежат ОДЗ уравнения с переменной t.
Отсюда: x2 + 4x = 1 или x2 + 4x = – 5
x2 + 4x – 1 = 0 x2 + 4x + 5 = 0
D = 20 0  D = – 4
Оба корня принадлежат ОДЗ

Ответ: 

Решите самостоятельно

Решите уравнения:

  1. х3 – 6х2 + 11х – 6 = 0;

  2. 3x6−7x3​​+2=0.

  3. (2x2 – 3x + 1)2 = 11(2x2 – 3x) + 1.