СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА УРОКА "Пресноводный полип Гидра"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пресноводный полип гидра

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности гидры как низшего многоклеточного животного.

Задачи:

  • способствовать воспитанию положительного отношения к процессу учения, целеустремленности и самостоятельности;
  • содействовать развитию познавательной активности учащихся;

Планируемый результат обучения:

  • знать особенности строения, жизнедеятельности и распространения пресноводного полипа гидры;
  • понимать смысл биологических терминов.

оборудование: рисунки, фотографии

Новые термины и понятия: Диффузная нервная система, Ганглии, Планула, Воротничковые клетки, Мезоглея,  Амебовидные клетки,  Резервные клетки,  Почкование.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

-частично-поисковый;

-иллюстративный;

-словесный (беседа, объяснения).

Приемы обучения:

-разъяснение;

-рассуждения;

-общая характеристика;

-самостоятельная работа с учебником;

-работа в тетрадях;

Используемая методическая литература:

  • Догель В.А. Зоология беспозвоночных. - М.: Высш. школа, 1981. - 606 с.
  • Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 592 с.
  • дополнительная

Оформление классной доски:

-на доске записана тема урока, дата

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА УРОКА "Пресноводный полип Гидра"»

8 класс

биология

Дата проведения______________


ТЕМА УРОКА:

Пресноводный полип гидра

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности гидры как низшего многоклеточного животного.

Задачи:

  • способствовать воспитанию положительного отношения к процессу учения, целеустремленности и самостоятельности;

  • содействовать развитию познавательной активности учащихся;

Планируемый результат обучения:

  • знать особенности строения, жизнедеятельности и распространения пресноводного полипа гидры;

  • понимать смысл биологических терминов.

оборудование: рисунки, фотографии

Новые термины и понятия: Диффузная нервная система, Ганглии, Планула, Воротничковые клетки, Мезоглея, Амебовидные клетки, Резервные клетки, Почкование.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

-частично-поисковый;

-иллюстративный;

-словесный (беседа, объяснения).

Приемы обучения:

-разъяснение;

-рассуждения;

-общая характеристика;

-самостоятельная работа с учебником;

-работа в тетрадях;

Используемая методическая литература:

  • Догель В.А. Зоология беспозвоночных. - М.: Высш. школа, 1981. - 606 с.

  • Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 592 с.

  • дополнительная

Оформление классной доски:

-на доске записана тема урока, дата


Содержание урока

Эпиграф к уроку.

«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом».

Сократ.

  • Организация начала занятия. Приветствие. Подготовка учащихся к уроку.

  • Проверка д/з

Опрос

  • Роль животных в природе и жизни человека

  • Основные признаки животных

  • Типы симметрии

Актуализация опорных знаний.

ответить на следующие вопросы.

– Почему гидра относится к типу Кишечнополостные?

– Какие преимущества имеет гидра перед животными, относящимися к типу Простейшие?

– Что такое регенерация?

Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя

Тип Кишечнополостные – это низшие многоклеточные животные, тело которых состоит из двух слоев клеток и имеет лучевую симметрию. Этот тип объединяет около 9 тыс. видов. В основном это морские животные: медузы, актинии, кораллы. В пресных водах гидра – единственный представитель кишечнополостных животных. Среди представителей типа кишечнополостных, живущих в морях, встречаются сидячие формы – полипы и свободноплавающие – медузы. Гидра пресноводная также является полипом.

Кишечнополостные — радиально-симметричные, водные, в подавляющем большинстве морские, свободноживущие либо прикрепленные животные. В простейшем случае тело у них мешковидное, напоминающее гаструлу, обращенную одним полюсом к субстрату. На противоположном полюсе располагается рот, ведущий в полость кишки — гастральную полость. Вокруг рта развивается венчик щупалец, при помо­щи которых захватывается пища. Через рот осуществляется и удаление непереваренных остатков пищи и продуктов обмена. Такая схема строения характерна для сидячих форм, получив­ших общее название полипов. Одиночные полипы (гидры и актинии) немногочисленны. Чаще в результате бесполого размножения образуются колонии полипов, в которых гастральные полости отдельных особей (гидрантов) сообщаются при помощи каналов стебельков. Часто особи в колониях неодинаковы. При наличии двух типов особей колонии на­зываются диморфными, при большем разнообразии — по­лиморфными (сифонофоры), колонии с однотипными гидран­тами — мономорфными.

Радиальная симметрия кишечнополостных — резуль­тат сидячего (прикрепленного) образа жизни в водной среде. Кишечнополостные — двуслойные животные. Снаружи их тело покрыто однослойным (эктодермальным) эпители­ем, гастральная полость выстлана энтодермальным эпите­лием, а между ними имеется опорная бесструктурная про­слойка — мезоглея. Сравнительная простота организации компенсируется значительной дифференциацией клеток. При характеристике клеток эктодермы следует обратить внимание на следующие особенности. Эпителиально-мускульные клет­ки у большинства кишечнополостных выполняют две функ­ции — покровно-защитную и двигательную. У сцифоидных медуз есть поперечнополосатые мускульные волокна, а у коралловых полипов идет разделение эпителиально-мускуль­ных клеток на эпителиальные и обособившиеся кольцевые и продольные мышечные клетки, т. е. происходит дифференцировка мышечной ткани.

У основания эпителиально-мускульных клеток распо­ложены промежуточные (интерстициальные, резервные) клетки, из которых формируются половые и стрекательные клетки, обеспечивается регенерация. Характеризуя разно­образные стрекательные клетки, следует обратить внимание на связь чувствительных клеток эктодермы, стрекательных и нервных клеток диффузной нервной системы. В настоя­щее время для нервной системы такого типа принят термин плексус — диффузное субэпителиальное сплетение нервных звездчатых клеток, соединенных своими отростками.

Стрекательные клетки — мощная система защиты и нападения. Некоторые из них имеют на конце нити стилет. Это — пенетранты. Раздражение чувствительного волоска на их поверхности (книдоциля) вызывает выстреливание нити капсулы. В процессе выстреливания, длящегося всего 3—5 мс, стрекательная нить вонзается стилетом в тело жертвы, пробивая даже панцирь мелких рачков. При этом в ранку изливается парализующий жертву ядовитый секрет. В отличие от пенетрантов стрекательные клетки, нити ко­торых опутывают добычу (вольвенты) или прилипают к ней (глютинанты), ядовитого секрета не имеют.

В энтодерме кишечнополостных дифференцировались эпителиально-пищеварительные и железистые клетки, обес­печивающие полостное и внутриклеточное пищеварение. Под действием ферментов, выделяемых железистым клет­ками, в кишечной полости происходит переваривание пищи. Полупереваренные пищевые частицы захватываются с по­мощью жгутиков и псевдоподий клетками энтодермы, где и завершается пищеварение, подобно тому, как это происходит у простейших и губок.

При изучении пищеварительной системы кишечнополост­ных необходимо обратить внимание на отличие мешковидной гастральной полости полипов от таковой у медуз. Дело в том, что разрастание опорной студенистой, на 98 % пропитанной водой, мезоглеи медуз привело к сужению гастральной полости и превращению ее в систему сообщающихся между собой радиальных и кольцевого каналов (гастроваскулярную, или кишечнососудистую систему), тем сильнее развитую, чем крупнее размеры медуз. Следует также отметить выделение у медуз глотки и желудка, который у сцифоидных медуз имеет хорошо развитые желудочные валики, скопления железистых клеток, активизирующих пищеварение. Такую же роль у ко­ралловых полипов выполняют мезентериальные нити пере­городок гастральной полости.

Гидра – многоклеточное существо, но устроена она на первый взгляд весьма примитивно. Представьте себе крошечную, длиной около 1 см, сильно вытянутую перчатку с отверстием-ртом между длинными пальцами-щупальцами (Демонстрируется гидра на примере резиновой перчатки).

Тело гидры образовано, в основном, двумя разновидностями клеток. Одни покрывают тело гидры снаружи, а другие выстилают ее изнутри. Между ними рассеяны нервные клетки. Своими отростками они образуют сплетение, напоминающее сетку железной кровати. Концы щупалец вооружены стрекательными клетками нескольких типов, убивающими добычу. Вот, собственно, почти и всё. По сути, гидра – живой желудок, засовывающий в себя пойманную добычу. Никаких костей, хрящей, печени, почек, кишок, жабр, органов чувств, кровеносных сосудов, нервов у нее нет.

«Гидра пресноводная»

I. Систематика

Царство Животные

Тип Кишечнополостные

Класс Гидроидные

Отряд Гидры

Гидра пресноводная

II. Среда обитания. Внешний вид

Пресноводную гидру нетрудно найти среди подводных зарослей в прудах, речных заводях, небольших озерках. Чтобы рассмотреть гидру получше, надо вооружиться лупой. Ее розовато-бурое тельце в виде тонкого продолговатого мешочка длиной всего от 2–3 мм до 1 см прикрепляется к растению или другому субстрату нижним концом – подошвой. На другом конце тела гидры – венчик из 6–8 щупалец, которые окружают рот этого животного.

  • Особенности внутреннего строения, жизнедеятельности

Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Между ними имеются слабо дифференцированные клетки. Полость, образованная этим мешком, называется кишечной. Отсюда и название типа – Кишечнополостные.

Эктодерма. Основную массу эктодермы составляют кожно-мускульные клетки. В основании каждой такой клетки есть сократительное мускульное волоконце. При сокращении волоконец тело гидры сжимается в комочек. Сокращение клеток на одной стороне вызывает изгибание тела гидры в эту же сторону.

На теле, особенно на щупальцах, расположены стрекательные, или крапивные, клетки, имеющие помимо цитоплазмы и ядра пузыревидную стрекательную капсулу со стрекательной нитью. Наружу из клетки выступает чувствительный волосок. Если к волоску прикасается тело мелкого животного, в него вонзается стрекательная нить. Стекающий по нити яд вызывает гибель добычи. Стрекательные клетки выполняют и защитную функцию.

В основании кожно-мускульных клеток лежат нервные клетки звездчатой формы с длинными отростками, которые, соприкасаясь между собой, образуют нервную сеть. Прикосновение, изменение температуры и другие воздействия вызывают возбуждение в нервных клетках, распространяющееся по нервной системе и приводящее к сокращению тела гидры. Ответ на действие раздражителя, обусловленный нервной системой, называется рефлексом.

Вопрос: каково значение рефлексов в жизни животного?

Энтодерма. Если гидра голодна, ее тело вытягивается во всю длину и щупальца свисают вниз. Проглоченная гидрой пища раздражает чувствительные клетки энтодермы. В ответ на раздражение они выделяют в кишечную полость пищеварительный сок. Под его влиянием происходит частичное переваривание пищи. Часть клеток энтодермы снабжена жгутиками, которые подгребают частицы пищи к клеткам. В кишечной полости клетки энтодермы, выпуская ложноножки, захватывают пищу. Ее переваривание заканчивается в пищеварительных вакуолях клеток энтодермы. Непереваренные остатки выбрасываются через рот. У гидры наряду с внутриполостным пищеварением существует и внутриклеточное пищеварение. Дыхание и выделение продуктов обмена происходит через поверхность тела.

Размножается гидра половым и бесполым (почкование) путями. Почкуется она обычно летом. К осени в теле гидры образуются мужские и женские половые клетки, и происходит оплодотворение. К зиме все гидры в водоеме умирают, и новое их поколение развивается уже не из почек, а из перезимовавших оплодотворенных яиц.

Регенерация – способность восстанавливать утраченные или поврежденные части тела.

Гидра легко восстанавливает утраченные части тела. Даже сильно израненная, превращенная в лохмотья, она выживает. Уцелеет хоть кусочек туловища – и гидра восстановится.

Закрепление знаний

I. Как отличить верхний отдел тела гидры от нижнего?

II. Выберите правильные утверждения.

1. Среди кишечнополостных животных есть представители с лучевой и двусторонней симметрией тела.

2. Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки.

3. Все кишечнополостные – пресноводные животные.

4. Наружный слой тела гидры образован кожно-мускульными, стрекательными, нервными и промежуточными клетками.

5. Передвижение гидры происходит благодаря сокращению стрекательных нитей.

6. Все кишечнополостные – хищники.

7. У гидры два типа пищеварения – внутриклеточное и внеклеточное.

8. Гидры не способны реагировать на раздражения.

III. Закончите фразы.

1. Способ бесполого размножения у кишечнополостных называется ... .

2. Слияние яйцеклетки со сперматозоидом называется ... .

3. При половом размножении молодые гидры развиваются из ... .

Рефлексия:

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Что мы для этого делали?

  • о чём бы мне сегодня хотелось рассказать дома после этого урока?

Задание на дом

§ учебника. Ответить на вопросы

I. Биологические задачи

1. Медузы обладают несколько большей плотностью, чем вода, однако они не тонут. Что помогает им держаться в тех слоях воды, где обитает их постоянная добыча?

2. Если сосуд, в котором живет гидра, слегка качнуть, то тело животного быстро сожмется, а щупальца укоротятся. Так же быстро сократится тело гидры, если дотронуться до нее препаровальной иглой. Объясните это явление.

3. Большой барьерный риф в Австралии – самая большая постройка, возведенная животными: его длина – около 2000 км, ширина достигает 150 км, а в глубину он уходит местами до 2 км. Какие животные и как его построили?

4. При благоприятных условиях гидры, как розовый бархат, покрывают все подводные предметы. Как отражается многочисленность гидр на всех остальных обитателях водоема?

II. Творческие задания

1. Сделать макет гидры пресноводной из любого материала.

2. Сочинить рассказ о гидре.




4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!