Просмотр содержимого документа
«Презентация "Интегрированное обучение на уроках математики"»
Интегрированное обучение на уроках математики
Выполнила: учитель математики
МОУ СОШ №94
Дзюбенко Е. А.
«Мир един, но человек в своем неведении дробит его на части. Стремление представить единый мир, звучащий множеством голосов, объясняющий свои тайны на разных языках довольно часто подталкивает педагогов прибегать к такому типу урока как интегрированный.»
- Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.
- Другой важнейшей проблемой является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла , что во многом обусловлено объективной сложностью предмета математики.
- Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Сама специфика математики на современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету.
Задачи:
- создавать оптимальные условия для развития мышления обучающихся в процессе обучения математике на основе интеграции школьных предметов: информатики, географии, иностранного языка, истории и др.;
- повышать и развивать интерес обучающихся к предмету математики;
- углублять межпредметные связи;
- обеспечивать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Технология опыта
Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.
Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных обучающихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, математика – сама по себе, тоже происходит и с другими предметами.
Интегрированное обучение является одним из важнейших способов формирования оптимальных условий для развития мышления.
информатика
математика
Русский
язык
Оптимальные условия для развития мышления
- Изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора обучающихся).
- Развитие в комплексе элементов научного стиля мышления определяется следующими качествами: (гибкостью), глубиной, целенаправленностью, широтой, активностью, критичностью, доказательностью, организованностью памяти.
- Возможность в комплексе использовать элементы естественнонаучного метода познания.
Это специально-организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока
Специально
Организованный
урок
Интегрированный
урок
Цель
специфическая
Углубленное
Осуществление
Межпредметных связей
Принципы интегрированного обучения
- Синтезированность знаний.
- Углублённость изучения.
- Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
- Альтернативность решения.
- Доказательность решения.
Урок формирования новых знаний
- организационный
- постановки цели
- актуализации знаний
- введения знаний
- обобщения первичного закрепления и систематизации знаний
- подведения итогов обучения
- определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Урок обучения умениям и навыкам
- Организационный
- постановка цели
- проверка домашнего задания
- актуализация знаний
- выполнение задач стандартного типа
- Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа
- Выполнение задач творческого типа
- контроль сформированности умений и навыков
- определение домашнего задания.
Урок применения знаний на практике
- Организационный
- постановки цели
- проверки домашнего задания
- актуализации знаний
- оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач
- составление отчета о выполнении работы
- определение домашнего задания
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урок контроля и проверки знаний и умений
- Урок устного контроля знаний
- Урок письменного контроля знаний
- Уроки комплексного контроля знаний
Результативность опыта
Интегрированное обучение:
- создается психологический комфорт для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;
- развиваются коммуникативные качества и общеучебные умения, повышается интерес к знаниям;
- развивается самостоятельность пользования научно-популярной литературой, умение выбирать главное из текста, делать небольшие сообщения по выбранной теме;
- увеличивается творческий потенциал учащихся, развивается логическое мышление, коммуникативные способности;
- использование различных видов работы в течении урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость им перенапряжение;
- интегрированный урок вовлекает учителей – предметников в совместную работу;
- нестандартная форма проведения уроков дает возможность для самовыражения, самореализации и творчества учителя, способствует более полному раскрытию его способностей.
- Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
- Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль.
- Наиболее оптимальный интегрированный межпредметный урок, это урок получения новых знаний и умений , так как на нем можно дать большой объем материала и сформировать наиболее общую картину изучаемого материала
- Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.