Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А.Герасимова
Информационный проект
«Школа юнкоров. Я журналист школьной газеты»
Ученица 6 «в» класса МОУ СОШ № 17 имени А.А.Герасимова….
Руководитель: учитель русского языка и литературы Измайлов А.Н.
Рыбинск
2018-2019
Цели:
- Познакомиться с жанрами журналистики.
- Узнать, что такое репортаж, его особенности.
Задачи:
Найти материал в библиотеке и интернете по выбранной теме.
Изучить детально работу по написанию статьи.
Систематизировать подготовленный материал.
Подготовить практический материал по теме.
Презентовать продукт по теме проекта
Жанры публицистического стиля
заметка
репортаж
интервью
Репортаж
как жанр публицистики.
Репортаж – сообщение о событиях дня, оперативная информация.
(Словарь иностранных слов)
Репортаж – сообщение о событиях дня, информация.
(Толковый словарь)
Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.
(Советский энциклопедический словарь)
Репортаж ( от фр. reportage – сообщать)
Это информационный жанр, который достоверно и динамично воспроизводит картину событий через восприятие автора, обязательно находящегося на месте действия и создающего для читателя (зрителя, слушателя) «эффект присутствия».
К жанрам информационной публицистики относится событийный репортаж.
Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами».
РЕПОРТЕР - это своеобразный гид, глаза и уши читателя (зрителя, слушателя).
Его девиз: « Событие неприкосновенно ».
Репортер объективен, правдив и точен, у него есть своя позиция, но он не навязывает своего мнения
Репортер должен продумать:
- для кого предназначен репортаж
- во имя чего создается(цель)
- свою внутреннюю установку, позицию.
Если репортаж правильно написан, то он может стать украшением любого номера школьной газеты. Репортаж пишется так, чтобы человек, который его читатет, почувствовал, что он видит все то, что видел корреспондент, слышит восторженные крики болельщиков, видит радостные лица игроков, чувствует живую атмосферу школьного стадиона, где проходит матч на кубок известного чемпиона.
Различают несколько видов репортажа: а) репортаж, носящий информационный характер; б) оперативный, где авторы сообщают читателю о том, что они видели и слышали; в) фоторепортажи.
Репортаж
Репортаж – «король жанров». Репортаж — прежде всего рассказ очевидца событии.
Репортаж
В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. Репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.
Если репортаж правильно написан, то он может стать украшением любого номера школьной газеты. Репортаж пишется так, чтобы человек, который его читает, почувствовал, что он видит все то, что видел корреспондент, слышит восторженные крики болельщиков, видит радостные лица игроков, чувствует живую атмосферу школьного стадиона, где проходит матч на кубок известного чемпиона.
Памятка «Основные приметы жанра репортажа»
1. Ведение изложения от первого лица. 2. Открытое присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценка. 3. Документальность, объективная точность. 4. Эскизность речи, включение описаний и диалогов. 5. Проявление индивидуальной, авторской манеры письма.
Требования к репортажу
1. Репортаж пишется с места события. 2. Не каждое событие можно отразить в форме репортажа, для репортажа характерна динамика. 3. Репортаж должен содержать элемент новизны. 4. Репортаж от начала до конца проникнут авторским «я». Репортер- очевидец события. 5. Для репортажа избираются темы яркие, героические, имеющие познавательное значение. 6. Репортер приводит такие подробности, которые невозможно взять из документов. 7. Интересный репортаж содержит не только повествование, но и диалог, картинное описание эпизодов, характеристику героев. 8. Особенность репортажа: показ хода события в той последовательности, как оно происходило, с авторской оценкой.
Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать). Таким образом, репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.
Репортаж
Репортаж — это рассказ с места события. В нем должно быть много глаголов, чтобы показать действие. Чтобы у читателя возник эффект присутствия на этом событии, журналист все описывает в настоящем времени
Интересный репортаж, как правило, содержит в себе не только повествование, но и прямую речь, красочное отступление, картинное описание какого-либо эпизода, характеристику персонажей, т. е. в репортаже могут сочетаться элементы всех информационных миров.
Если информация называется только событием, то репортаж его показывает, воссоздав картину происходящего, информация отвечает на вопрос что произошло? Репортаж — как произошло? Представляется возможность как бы самому, своими глазами увидеть то, о чём сообщает «репортер».
Автор репортажа как бы берет читателя за руку и ведет его за собой по горячим следам событий. Он наглядно описывает обстановку, в которой происходило событие, с живыми деталями, картинками, разговорами, виденными и слышанными им самим в момент совершения события.
Репортер широко использует сравнение, диалог, эпитет, делится личными наблюдениями, впечатлениями. Это нужно репортёру для воссоздания картины события.
Элемент композиции
Особенности строения
Зачин
Описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. должен быть динамичным
Центральная часть
Языковые особенности
Повествование о событии
Концовка
Различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Может начинаться с прямого обращения к читателю
Оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и подводит читателя
Глаголы в форме настоящего времени, а также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени
Восклицательные или цепь вопросительных предложений, обращения, вводные слова и предложения
Жанры публицистики
Особенности жанра
Репортаж
Общее в содержании
Сообщает о каком-либо общественно важном событии
Различие в содержании
Заметка
Изображает событие как совершающийся процесс
Позиция автора
Сообщает о событии как совершившемся факте
Личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.
«Эффект присутствия»
Автор сознательно остается «в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию
Мой репортаж
РЕФЛЕКСИЯ
Ресурсы интернет:
- Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474
- Что такое журналистика? http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
3. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Юный
журналист». http://festival.1september.ru/articles/511439/
4. Электронная библиотека. http://www.journ-lessons.com/litra.html