Товарищество и дружба
10 занятие
"Что такое дружба?"
"Что такое дружба?"
-Спросила я у птицы.
- Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
"Что такое дружба?"
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
"Дружба что такое?"
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить
должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
-О чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Тема: «Дружба и товарищество».
-Что такое дружба?
-Что такое товарищество?
Дружба – это близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
- Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товарищество».
Дружба – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много.
Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более, если они вместе делают общее дело. Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами.
О. Высотская «Ёжик».
Сережа очень нелюдим, Ох, как бы подружиться с ним? А, может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: «Ежик!» Дай перочинный ножик. А Коля крикнет всех смеша. — Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем, Сидит, не говорит ни с кем! — Сережа, взять билет в кино? А он сердито буркнет: «Нет! — А на коньках пойдешь кататься? — Нет, мама будет волноваться!
А вот уже под Новый год Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет В подвальном этаже. Что нет отца, а мать больна, Давно уж не встает она.
И Ежик ходит за обедом, И топит печь вдвоем с соседом. И должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному Приходится Сереже.
Решил Алеша: мы ему Все вместе-ка поможем. Друзья стучатся у дверей — Открой, Сережа, поскорей! Мы в нашем переулке Тебе купили булки. И сахар взяли заодно А здесь в пакетиках – пшено! Давай готовить ужин. Сережа был сконфужен.
Уж не казался он Ежом, Он стал совсем не колкий. Скорей за чайником пошел, Достал посуду с полки. Теперь хотел бы он дружить Пожалуй, с целым светом. Когда кому-то трудно жить — Должны вы знать об этом!
Вопросы:
- Почему ребята называли Серёжу «Ёжиком»?
- Почему Серёжа был безучастным к делам и просьбам своих одноклассников?
- Как вы думаете, почему Алёша и ребята решили помочь Серёже?
- Какое чувство возникло между ребятами?
- По каким признакам вы определили, что это товарищество?
Чувство товарищества – это прекрасное чувство. Только тот, кому оно знакомо, может стать настоящим другом. Другими словами, тот кто не испытал товарищества, не узнает подлинной дружбы, потому что дружба двух-трёх человек не может существовать в атмосфере безразличия и равнодушия к остальным.
Иметь настоящего друга - это великое счастье в жизни. А чтобы друга настоящего сберечь, надо прислушаться к народной мудрости - пословицам.
Пословицы:
1. Друга ищи, а найдёшь – береги.
2. Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
3. Друзья познаются в беде.
4. Без друга в жизни туго.
5. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
6. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
7. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
8. Недруг поддакивает, а друг спорит.
В. Осеева «Навестила».
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
Вопросы:
- Как должна была поступить Муся? Почему?
- О дружбе или о товариществе рассказ? Почему так считаете?
В. Осеева «Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Вопросы:
1. Прочитайте, что случилось с Витей.
2. Какой совет дал Коля?
3. Какой совет дал Миша?
4. А как поступил Володя?
5. Кто оказался настоящим другом?
6. С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?
В. Осеева «Синие листья».
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
Вопросы:
-Что вы можете сказать о каждой из девочек?
- Как вы к ним относитесь?
-Поняла ли Катя, что она причинила боль Лене?
-Исправится ли Катя?
-Можно ли назвать девочек подругами?
-Что им делать, если они хотят сохранить дружбу?
А. Барто «Требуется друг».
Все живут не тужат, а со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной». Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь я с Ильиной - стану знаменита. Все пятёрки до одной у Светловой Нади, Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать». А девчонка – на дыбы! Говорит: «Молчала бы!» Не вставать же на колени Уговаривать подруг. Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!» -Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Итог занятия.
-Какими чертами характера должен отличаться друг, товарищ?
Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится все труднее и труднее подружиться. Помните это!
Академик Д. С. Лихачев