СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Художественные средства и приемы изображения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Художественные средства и приемы изображения"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 6 классе "Художественные средства и приемы изображения"»

Художественные средства и приёмы изображения 6 класс

Художественные средства и приёмы изображения

6 класс

Перечень рассматриваемых вопросов 1. Изобразительно-выразительные средства языка. 2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.
  • Перечень рассматриваемых вопросов
  • 1. Изобразительно-выразительные средства языка.
  • 2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.
Изобразительно-выразительные средства языка  – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Гипербола  – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления. Литота  – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления. Метафора  – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Олицетворение  – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. Сравнение  – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Эпитет  – образное определение предмета или действия.
  • Изобразительно-выразительные средства языка  – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.
  • Гипербола  – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.
  • Литота  – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления.
  • Метафора  – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).
  • Олицетворение  – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.
  • Сравнение  – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.
  • Эпитет  – образное определение предмета или действия.
Отгадайте загадку Бориса Заходера:   Нахмурилось небо (Наверно, не в духе!). Летают, летают Белые мухи!.. И носятся слухи, Что белые мухи, Не только летают, Но даже – не тают! Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе. Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами. К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.

Отгадайте загадку Бориса Заходера:

  • Нахмурилось небо
  • (Наверно, не в духе!).
  • Летают, летают
  • Белые мухи!..
  • И носятся слухи,
  • Что белые мухи,
  • Не только летают,
  • Но даже – не тают!
  • Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.
  • Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.
  • К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Например, рыжие волосы иногда называют огненными, потому что они похожи на цвет огня. Когда человека переполняют разные чувства, говорят: палитра чувств, радуга чувств. Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо. У слова  барабанить  прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь: Барабанят капли по крыше, Ходит ветер серой волной. Барабанщик из дому вышел Под весенний дождь проливной.  (Владислав Крапивин) В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.
  • Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Например, рыжие волосы иногда называют огненными, потому что они похожи на цвет огня. Когда человека переполняют разные чувства, говорят: палитра чувств, радуга чувств.
  • Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо.
  • У слова  барабанить  прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь:
  • Барабанят капли по крыше,
  • Ходит ветер серой волной.
  • Барабанщик из дому вышел
  • Под весенний дождь проливной.  (Владислав Крапивин)
  • В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.
Эпитет – это образное определение предмета или действия. Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер. Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах. Например, Виктор Балашов в качестве эпитетов использует и прилагательное, и существительное:  «Прокалывая ржавые прошлогодние листья, потянулась на свет нетерпеливая травка, и красавец подснежник, укутанный в бархатистую шубку, выглянул из-под слежавшейся хвои».
  • Эпитет – это образное определение предмета или действия.
  • Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер.
  • Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах.
  • Например, Виктор Балашов в качестве эпитетов использует и прилагательное, и существительное:  «Прокалывая ржавые прошлогодние листья, потянулась на свет нетерпеливая травка, и красавец подснежник, укутанный в бархатистую шубку, выглянул из-под слежавшейся хвои».
Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления. Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола: В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла – на даче было это.
  • Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.
  • Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола:
  • В сто сорок солнц закат пылал,
  • в июль катилось лето,
  • была жара,
  • жара плыла –
  • на даче было это.
Выразительным средством языка является сравнение . Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам. Вот пример стихотворения Николая Заболоцкого «Голос в телефоне»: Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши.
  • Выразительным средством языка является сравнение . Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.
  • Вот пример стихотворения Николая Заболоцкого «Голос в телефоне»:
  • Раньше был он звонкий, точно птица,
  • Как родник, струился и звенел,
  • Точно весь в сиянии излиться
  • По стальному проводу хотел.
  • А потом, как дальнее рыданье,
  • Как прощанье с радостью души,
  • Стал звучать он, полный покаянья,
  • И пропал в неведомой глуши.
Как отличить сравнение и метафору? Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры:  бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник  – это подсвечник, сделанный из бронзы. Слово  бронзовый  употреблено в прямом значении.  Бронза загара  – это загар, похожий по цвету на бронзу. Это метафора.   Загар как бронза  – это сравнение. В сравнении есть элемент, указывающий на сравнение, – это слово как. На сравнение могут указывать слова похож, подобен, словно, будто, точно. У метафоры таких слов нет.
  • Как отличить сравнение и метафору?
  • Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры:  бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник  – это подсвечник, сделанный из бронзы. Слово  бронзовый  употреблено в прямом значении.  Бронза загара  – это загар, похожий по цвету на бронзу. Это метафора.  
  • Загар как бронза  – это сравнение. В сравнении есть элемент, указывающий на сравнение, – это слово как. На сравнение могут указывать слова похож, подобен, словно, будто, точно. У метафоры таких слов нет.
В одном тексте могут использоваться различные средства выразительности. Рассмотрим пример – отрывок из текста Бориса Васильева:  «Мы испуганно заспешили домой. Но не успели сделать и сотни шагов, как из взорванного громом неба на нас обрушились потоки воды. Упругие струи, будто резиновые шланги, хлестали нас по голове и по спине, возле самых ног змеились молнии, что-то лопалось в траве, и ежесекундно, бушуя в неистовой злобе, ревел гром».  В этом тексте есть и метафоры, и олицетворения, и сравнение. Вместе они создают картину грозы, которую каждый читатель представляет очень ярко, как будто сам был её свидетелем.
  • В одном тексте могут использоваться различные средства выразительности. Рассмотрим пример – отрывок из текста Бориса Васильева: 
  • «Мы испуганно заспешили домой. Но не успели сделать и сотни шагов, как из взорванного громом неба на нас обрушились потоки воды. Упругие струи, будто резиновые шланги, хлестали нас по голове и по спине, возле самых ног змеились молнии, что-то лопалось в траве, и ежесекундно, бушуя в неистовой злобе, ревел гром». 
  • В этом тексте есть и метафоры, и олицетворения, и сравнение. Вместе они создают картину грозы, которую каждый читатель представляет очень ярко, как будто сам был её свидетелем.
Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь. А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов:  Неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь. Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях. Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский) Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)
  • Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь.
  • А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов:  Неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь.
  • Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях.
  • Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)
  • Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)
  • Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)
Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении. 1. Забормотал спросонок гром…  Грому приписаны действия человека. Это олицетворение. 2. Вошёл   мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка.  Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово  похожим.  Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола. 3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака . Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово  чем . Это сравнение.
  • Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении.
  • 1. Забормотал спросонок гром…  Грому приписаны действия человека. Это олицетворение.
  • 2. Вошёл   мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка.  Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово  похожим.  Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола.
  • 3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака . Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово  чем . Это сравнение.
Правильный ответ Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский) олицетворение Вошёл   мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь) гипербола, сравнение Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов) сравнение

Правильный ответ

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

олицетворение

Вошёл   мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

гипербола, сравнение

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

сравнение

Тренировочные упражнения https://resh.edu.ru/subject/lesson/6942/train/325468/
  • Тренировочные упражнения
  • https://resh.edu.ru/subject/lesson/6942/train/325468/