Теоретические основы здоровьесберегающих технологий
Подготовила:
воспитатель ГПД
Садреева Алина Касимовна
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Причины резкого снижения здоровья детей:
Ухудшение состояния здоровья матерей
Неблагоприятная экологическая обстановка
Стрессы
Малоподвижный образ жизни
Неполноценное питание
Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей
Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях (вредные привычки)
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Методы:
Специфические
Общепедагогические
Здоровьесберегающие технологии:
Физкультминутки
Арттерапия
Дыхательная гимнастика
Игротерапия
Пальчиковая гимнастика
Психогимнастика
Самомассаж
Гимнастика для глаз
Логоритмика
Артикуляционная гимнастика
Су - джок терапия
Ритмопластика
Релаксация
Подгруппы здоровьесберегающих технологий:
Организационно - педагогические технологии
Учебно -воспитательные технологии
Психолого - педагогические технологии
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессов в учебно - воспитательном процессе
Развитие двигательной активности
Обеспечение адекватного восстановления сил
Организационно - педагогические мероприятия:
- Гигиенические условия в классе;
- Плотность урока не должна превышать 80%;
- Чередование видов учебной деятельности от 4-7;
- Продолжительность видов деятельности не более 10 минут;
- Проведение физкультминуток на 20 и 35 минуте;
- Режим смены динамических поз;
- Использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики, элементов самомассажа;
- Личностно - ориентированный подход в обучении, мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу»)
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.
Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Дыхательная гимнастика -это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Гимнастика для глаз - это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятие усталости.
Цель: формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Физкультминутки - это комплекс физических упражнений для различных групп мышц, направленный на то, что бы снять утомление, повысить умственную работоспособность детей.
Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности.
Релаксация - это расслабление или снижение тонуса после напряжённой умственной или физической деятельности.
Цель: достижение полного расслабления организма, благодаря которому достигается повышение работоспособности и снижение психического и физического напряжения, что имеет положительное влияние на психику.
Необходимо найти оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий -
такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.