Формирование универсальных учебных действий
на занятиях русского языка и литературы
Е.В. Горожанкина,
преподаватель русского языка
и литературы
Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты Ж.- Ж. Руссо (французский
философ, писатель, композитор)
- новые формы, методы обучения
- формирование универсальных учебных действий
УУД – универсальные учебные действия – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Русский язык как учебный предмет – основа образования.
Литература – базовая учебная дисциплина , формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Личностные универсальные учебные действия:
- ценностно-смысловую ориентацию обучающихся
- ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
3 вида личностных действий:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
5
К личностным УУД относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания; (составление деловой документации; составление словаря «Термины в моей профессии»);
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия. (написание репортажа с места событий)
5
Приёмы:
- Театрализация.
- Вопрос к тексту.
- Диалог с автором.
- Комментированное чтение (когда происходит чтение по ролям, зачитывание и анализ определенных сцен и эпизодов).
Регулятивные УУД :
- целеполагание ;
- планирование ;
- прогнозирование ;
- контроль ;
- коррекция ;
- оценка ;
- саморегуляция .
Регулятивные
универсальные учебные действия
Регулятивные
универсальные учебные действия
Виды заданий:
- поиск информации в предложенных источниках; (при конспектировании и составление хронологической таблицы по биографии и творчеству автора; составление понятийного словаря по поэтам и писателям)
- взаимоконтроль; (при составлении словаря, который ведет каждый студент, когда они ищут сами термины, сами потом проверяют друг у друга, при написании тестов взаимоконтроль, иногда с выставлением самим себе оценок)
- диктант;
- заучивание материала наизусть;
- «ищу ошибки»; (это словарные диктанты по русскому языку и литературоведческие диктанты по литературе)
- контрольный опрос на определенную проблему.
СТАНОВЛЕНИЕ А.П. ЧЕХОВА КАК ПИСАТЕЛЯ
ГОД
СОБЫТИЕ
17(29).01.1860
Родился в Таганроге в купеческой семье. У отца была своя лавка. В семье было 5 детей.
Отец- Павел Егорович. Мать – Евгения Яковлевна.
1876 - 1879
1876
Отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать долговой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить в Москве, куда переехал вместе с семьей, но Антон остается, чтобы закончить гимназию
Самостоятельная жизнь в Таганроге после отъезда родителей. Заканчивает Таганрогскую гимназию. Учеба, работа, начало творчества.
1879
Заканчивает гимназию и переезжает к семье в Москву, поступает в Московский университет на медицинский факультет.
1879-1884
Еще будучи студентом I курса университета, начал печататься в журналах: «Стрекоза»,
«Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами:
Антоша Чехонте, Антоша, Антонсон,Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и
Др. 5лет работы в юмористических журналах явились для Чехова школой мастерства.
Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературы:
- З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали).
- Вопрос к тексту (при изучении художественного произведения ребята после прочтения текста сами составляют вопросы к нему, составляют кроссворд по данной теме, составляют вопросы викторины).
- Задания-ловушки.
- Создание «помощника» для проверки работы.
Познавательные
универсальные учебные действия
К познавательным УУД относятся:
общеучебные, логические учебные действия, а также постановка и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- - формулирование проблемы;
- - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
.
Виды заданий:
- сравни; (при составлении сравнительного анализа («Сравнительный анализ лирики Маяковского и Есенина», «Россия в творчестве А.Блока и А.Ахматовой», сравнительный анализ героев в поизведении).
- «найди отличия» ;
- поиск лишнего;
- составление схем-опор ; ( при изучении художественных произведений мы составляем такие схемы, например, при группировке главного героя и остальных, которые раскрывают его образ)
- работа с разного вида таблицами; (при изучении художественных произведений составляет такие таблицы при деление героев на социальные группы, при составление портретных характеристик героев или их черт характера, отношения к жизни)
- работа со словарями.
Методические приемы формирования познавательных действий
- Пересечение тем.
- Повторяем с контролем.
- Опрос «по цепочке».
- Опрос-итог.
АДАПТАЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Коммуникативные
универсальные учебные действия
работа
в группе
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Р
Виды заданий:
- составь задание партнеру; (при самопроверке и самоконтроле мы используем этот прием, когда ребята сами составляют и задают дополнительные вопросы по конкретной теме)
- представь себя в роли преподавателя и составь задание для группы;
- составь рассказ от имени героя;
- представь себя в роли экскурсовода и проведи заочную экскурсию; (при изучении тем А.Н. Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др.писателей и поэтов ребята сами составляют материал и проводят заочные экскурсии, где выступают в роли экскурсоводов и корреспондентов)
- групповая работа по составлению кроссворда; (при обобщении и закреплении материала ребята сами составляют по группам кроссворды на различные блоки тем, например, «Поэты серебряного века», «От классицизма до реализма», «Писатели и произведения ВОВ и др.)
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание;
- «подготовь рассказ...»;
- «опиши устно...»;
- «объясни...».
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками»:
- составление таблицы;
- дискуссия;
- групповая форма работы;
- проектная и исследовательская деятельности;
- театрализация;
- создание учащимися литературных произведений (ребята пишут свои собственные стихотворные рекламы о техникуме, о литературных героях, о своих любимых поэтах, писателях, так же выполняют рисунки литературных героев и литературные газеты)
успешный, уверенный в себе носитель базовых знаний, способный развиваться, самосовершенствоваться