СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка наглядно показывает и демонстрирует те методы, приемы и действия, которые я использую в своей работе как в урочной, так и внеурочной деятельности со студентами.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме Формирование УУД на уроках русского языка и литературы»

 Формирование универсальных учебных действий на занятиях русского языка и литературы   Е.В. Горожанкина, преподаватель русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий

на занятиях русского языка и литературы

Е.В. Горожанкина,

преподаватель русского языка

и литературы

Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты   Ж.- Ж. Руссо (французский философ, писатель, композитор)

Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты Ж.- Ж. Руссо (французский

философ, писатель, композитор)

  новые формы, методы обучения   формирование универсальных учебных действий

  • новые формы, методы обучения

  • формирование универсальных учебных действий
УУД – универсальные учебные действия – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД – универсальные учебные действия – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Русский язык как учебный предмет – основа образования.  Литература – базовая учебная дисциплина , формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Русский язык как учебный предмет основа образования.

Литература – базовая учебная дисциплина , формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

 Личностные универсальные учебные действия:  ценностно-смысловую ориентацию обучающихся ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 3 вида личностных действий: самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.  5

Личностные универсальные учебные действия:

  • ценностно-смысловую ориентацию обучающихся
  • ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

3 вида личностных действий:

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственно-этическая ориентация.

5

К личностным УУД  относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

К личностным УУД  относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Виды заданий: участие в проектах; творческие задания; (составление деловой документации; составление словаря «Термины в моей профессии»); зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия. (написание репортажа с места событий)  5

Виды заданий:

  • участие в проектах;
  • творческие задания; (составление деловой документации; составление словаря «Термины в моей профессии»);
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия. (написание репортажа с места событий)

5

Приёмы: Театрализация. Вопрос к тексту. Диалог с автором. Комментированное чтение (когда происходит чтение по ролям, зачитывание и анализ определенных сцен и эпизодов).

Приёмы:

  • Театрализация.
  • Вопрос к тексту.
  • Диалог с автором.
  • Комментированное чтение (когда происходит чтение по ролям, зачитывание и анализ определенных сцен и эпизодов).

Регулятивные УУД  : целеполагание ; планирование ; прогнозирование ; контроль ; коррекция ; оценка ; саморегуляция .

Регулятивные УУД  :

  • целеполагание ;
  • планирование ;
  • прогнозирование ;
  • контроль ;
  • коррекция ;
  • оценка ;
  • саморегуляция .

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные

универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные

универсальные учебные действия

Виды заданий:   поиск информации в предложенных источниках; (при конспектировании и составление хронологической таблицы по биографии и творчеству автора; составление понятийного словаря по поэтам и писателям)  взаимоконтроль;  (при составлении словаря, который ведет каждый студент, когда они ищут сами термины, сами потом проверяют друг у друга, при написании тестов взаимоконтроль, иногда с выставлением самим себе оценок)  диктант;  заучивание материала наизусть;  «ищу ошибки»; (это словарные диктанты по русскому языку и литературоведческие диктанты по литературе)  контрольный опрос на определенную проблему.

Виды заданий:

  • поиск информации в предложенных источниках; (при конспектировании и составление хронологической таблицы по биографии и творчеству автора; составление понятийного словаря по поэтам и писателям)
  • взаимоконтроль; (при составлении словаря, который ведет каждый студент, когда они ищут сами термины, сами потом проверяют друг у друга, при написании тестов взаимоконтроль, иногда с выставлением самим себе оценок)
  • диктант;
  • заучивание материала наизусть;
  • «ищу ошибки»; (это словарные диктанты по русскому языку и литературоведческие диктанты по литературе)
  • контрольный опрос на определенную проблему.

СТАНОВЛЕНИЕ А.П. ЧЕХОВА КАК ПИСАТЕЛЯ ГОД СОБЫТИЕ 17(29).01.1860   Родился в Таганроге в купеческой семье. У отца была своя лавка. В семье было 5 детей. Отец- Павел Егорович. Мать – Евгения Яковлевна.  1876 - 1879 1876 Отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать долговой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить в Москве, куда переехал вместе с семьей, но Антон остается, чтобы закончить гимназию Самостоятельная жизнь в Таганроге после отъезда родителей. Заканчивает Таганрогскую гимназию. Учеба, работа, начало творчества. 1879 Заканчивает гимназию и переезжает к семье в Москву, поступает в Московский университет на медицинский факультет. 1879-1884 Еще будучи студентом I курса университета, начал печататься в журналах: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами: Антоша Чехонте, Антоша, Антонсон,Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и Др. 5лет работы в юмористических журналах явились для Чехова школой мастерства.

СТАНОВЛЕНИЕ А.П. ЧЕХОВА КАК ПИСАТЕЛЯ

ГОД

СОБЫТИЕ

17(29).01.1860  

Родился в Таганроге в купеческой семье. У отца была своя лавка. В семье было 5 детей.

Отец- Павел Егорович. Мать – Евгения Яковлевна.

1876 - 1879

1876

Отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать долговой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить в Москве, куда переехал вместе с семьей, но Антон остается, чтобы закончить гимназию

Самостоятельная жизнь в Таганроге после отъезда родителей. Заканчивает Таганрогскую гимназию. Учеба, работа, начало творчества.

1879

Заканчивает гимназию и переезжает к семье в Москву, поступает в Московский университет на медицинский факультет.

1879-1884

Еще будучи студентом I курса университета, начал печататься в журналах: «Стрекоза»,

«Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами:

Антоша Чехонте, Антоша, Антонсон,Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и

Др. 5лет работы в юмористических журналах явились для Чехова школой мастерства.

Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературы: З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали). Вопрос к тексту (при изучении художественного произведения ребята после прочтения текста сами составляют вопросы к нему, составляют кроссворд по данной теме, составляют вопросы викторины). Задания-ловушки. Создание «помощника» для проверки работы.

Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературы:

  • З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали).
  • Вопрос к тексту (при изучении художественного произведения ребята после прочтения текста сами составляют вопросы к нему, составляют кроссворд по данной теме, составляют вопросы викторины).
  • Задания-ловушки.
  • Создание «помощника» для проверки работы.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные

универсальные учебные действия

К познавательным УУД  относятся:

  общеучебные, логические  учебные действия, а также постановка и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

.

Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.  Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.   .

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • - формулирование проблемы;
  • - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

.

Виды заданий: сравни;  (при составлении сравнительного анализа («Сравнительный анализ лирики Маяковского и Есенина», «Россия в творчестве А.Блока и А.Ахматовой», сравнительный анализ героев в поизведении). «найди отличия» ; поиск лишнего; составление схем-опор ; ( при изучении художественных произведений мы составляем такие схемы, например, при группировке главного героя и остальных, которые раскрывают его образ) работа с разного вида таблицами;  (при изучении художественных произведений составляет такие таблицы при деление героев на социальные группы, при составление портретных характеристик героев или их черт характера, отношения к жизни) работа со словарями.

Виды заданий:

  • сравни; (при составлении сравнительного анализа («Сравнительный анализ лирики Маяковского и Есенина», «Россия в творчестве А.Блока и А.Ахматовой», сравнительный анализ героев в поизведении).
  • «найди отличия» ;
  • поиск лишнего;
  • составление схем-опор ; ( при изучении художественных произведений мы составляем такие схемы, например, при группировке главного героя и остальных, которые раскрывают его образ)
  • работа с разного вида таблицами; (при изучении художественных произведений составляет такие таблицы при деление героев на социальные группы, при составление портретных характеристик героев или их черт характера, отношения к жизни)
  • работа со словарями.

Методические приемы формирования познавательных действий Пересечение тем. Повторяем с контролем. Опрос «по цепочке». Опрос-итог.

Методические приемы формирования познавательных действий

  • Пересечение тем.
  • Повторяем с контролем.
  • Опрос «по цепочке».
  • Опрос-итог.

АДАПТАЦИЯ  СОЦИАЛИЗАЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные

универсальные учебные действия

    Коммуникативные универсальные учебные действия  работа в группе

Коммуникативные

универсальные учебные действия

работа

в группе

Коммуникативные универсальные учебные действия Р

Коммуникативные

универсальные учебные действия

Р

Виды заданий: составь задание партнеру; (при самопроверке и самоконтроле мы используем этот прием, когда ребята сами составляют и задают дополнительные вопросы по конкретной теме) представь себя в роли преподавателя и составь задание для группы; составь рассказ от имени героя; представь себя в роли экскурсовода и проведи заочную экскурсию; (при изучении тем А.Н. Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др.писателей и поэтов ребята сами составляют материал и проводят заочные экскурсии, где выступают в роли экскурсоводов и корреспондентов) групповая работа по составлению кроссворда; (при обобщении и закреплении материала ребята сами составляют по группам кроссворды на различные блоки тем, например, «Поэты серебряного века», «От классицизма до реализма», «Писатели и произведения ВОВ и др.) «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание; «подготовь рассказ...»; «опиши устно...»; «объясни...».

Виды заданий:

  • составь задание партнеру; (при самопроверке и самоконтроле мы используем этот прием, когда ребята сами составляют и задают дополнительные вопросы по конкретной теме)
  • представь себя в роли преподавателя и составь задание для группы;
  • составь рассказ от имени героя;
  • представь себя в роли экскурсовода и проведи заочную экскурсию; (при изучении тем А.Н. Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др.писателей и поэтов ребята сами составляют материал и проводят заочные экскурсии, где выступают в роли экскурсоводов и корреспондентов)
  • групповая работа по составлению кроссворда; (при обобщении и закреплении материала ребята сами составляют по группам кроссворды на различные блоки тем, например, «Поэты серебряного века», «От классицизма до реализма», «Писатели и произведения ВОВ и др.)
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание;
  • «подготовь рассказ...»;
  • «опиши устно...»;
  • «объясни...».

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками»: составление таблицы; дискуссия; групповая форма работы; проектная и исследовательская деятельности; театрализация; создание учащимися литературных произведений (ребята пишут свои собственные стихотворные рекламы о техникуме, о литературных героях, о своих любимых поэтах, писателях, так же выполняют рисунки литературных героев и литературные газеты)

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками»:

  • составление таблицы;
  • дискуссия;
  • групповая форма работы;
  • проектная и исследовательская деятельности;
  • театрализация;
  • создание учащимися литературных произведений (ребята пишут свои собственные стихотворные рекламы о техникуме, о литературных героях, о своих любимых поэтах, писателях, так же выполняют рисунки литературных героев и литературные газеты)

 успешный, уверенный в себе носитель базовых знаний, способный развиваться, самосовершенствоваться

успешный, уверенный в себе носитель базовых знаний, способный развиваться, самосовершенствоваться