« Роль дидактических игр в формирования элементарных математических представлений у дошкольников».
Воспитатель Никитченко Елена Петровна
I квалификационной категории
Филиал МБДОУ « Детский сад п. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области» в с. Большая Тарасовка
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.» В.А. Сухомлинский
Роль дидактической игры в ФЭМП В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в жизни детей. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Актуальность
Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием .
Цель:
- повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность;
- повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр
Задачи:
- изучить современные методические ресурсы по проблеме «Развитие ФЭМП детей дошкольного возраста через дидактические игры»;
- внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса;
- обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;
- формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей;
- формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации);
Формы работы с родителями и детьми
Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания, мастер-класс,
- беседы,
Дети:
- занятия по формированию элементарных математических представлений,
- дидактические игры на запоминание цифр;
- дидактические игры на соотношение цифры и количества предметов;
- дидактические игры на закрепление геометрических фигур;
- дидактические игры на закрепление количественного и порядкового счета;
- дидактические игры на закрепление состава числа.
Этапы работа
1 этап. Организационно-диагностический
- Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие».
- Анкетирование родителей воспитанников.
- Изучение литературы.
Мониторинг по познавательному развитию на начало года
Анализ анкетирования родителей
Изучение литературы
2 этап. Практический
- обогащение предметной среды;
- изготовление и применение дидактических игр в режимных моментах;
- работа с родителями.
Математический уголок
Пособия к занятиям
д/игры
По дидактическому материалу игры делятся на:
- Игры с предметами
- Настольно – печатные игры
- Словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествия во времени
- Игры на ориентирование в пространстве
- Игры геометрическими фигурами
- Игры на развитие логического мышления
Игры с цифрами и числами
Д / игра «Посчитай-ка»
Цель : Расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете .
игра с 4х лет
Игры – путешествия во времени
Д / игра «День и ночь»
Цель: Закреплять представления о частях суток ( день,ночь).
Развивать мелкую моторику .
(для детей от 3х лет)
Ориентирование в пространстве
Д/и «Лево- право»,
Цель: Закрепить понятие лево- право, вверх- вниз.
с 3х лет
Игры с геометрическими фигурами
Д / игра "Подбери по форме»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
с 2х лет
Игры для развития логического мышления
Д/и «Карандаши», «Краски» Цель: развивать внимание, логическое мышление
Д/и с прищепками «Посади божью коровку на цветок» Цель: развивать внимание, память, цветоощущения, мелкую моторику
Консультации для родителей
Выставка дидактических игр
Родительское собрание
3 этап. Обобщающий
- итоговый мониторинг по познавательному развитию;
-обобщение опыта.
Мониторинг на конец года
Методическое объединение, педагогический совет
Обобщение опыта
Использование дидактических игр благотворно влияет на усвоение и ФЭМП у детей и способствует повышению уровня математического развития детей, необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком .
Обучая детей в процессе игры, будем стремиться к тому, чтобы радость игр перешла в радость учения! Учение должно быть радостным!!!
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!