СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по теме "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока по теме "Антонимы" при изучении раздела "Лексика" в пятом классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по теме "Антонимы"»

 Итоговый проект    « Представление урока»   Федотюк Е.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№6»,  Дальнереченск 2019г.

Итоговый проект « Представление урока» Федотюк Е.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№6», Дальнереченск 2019г.

тема урока: «Антонимы» УМК Т.А. Ладыженской и др. Класс 5 Планируемые предметные результаты: Научить подбирать к слову антонимы, использовать антонимы как средства выразительности в своей речи. Планируемые метапредметные УУД: Коммуникативные: Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с антонимами

тема урока: «Антонимы»

УМК Т.А. Ладыженской и др.

Класс 5

Планируемые предметные результаты:

  • Научить подбирать к слову антонимы, использовать антонимы как средства выразительности в своей речи.

Планируемые метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные:

  • Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

  • Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с антонимами
Описание урока Мотивация Актуализация знаний Объяснение нового материала Закрепление Самостоятельная работа с взаимопроверкой Работа над ошибками Закрепление Рефлексия

Описание урока

  • Мотивация
  • Актуализация знаний
  • Объяснение нового материала
  • Закрепление
  • Самостоятельная работа с взаимопроверкой
  • Работа над ошибками
  • Закрепление
  • Рефлексия
Актуализация  знаний Тест с самопроверкой. Какой раздел науки о языке изучает словарный состав? Синтаксис Лексика Морфология Орфоэпия Слова, имеющие несколько лексических значений, называются: синонимы Омонимы Многозначные Однозначные Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются: Синонимы Омонимы Многозначные Однозначные Укажите строчку, в которой все выделенные слова употреблены в переносном значении: Ледяной взгляд, ледяная глыба Железный характер, железный воля Горячее блюдо, горячее сердце Золотое кольцо, золотые руки Какие ошибки вы допустили?

Актуализация знаний

Тест с самопроверкой.

Какой раздел науки о языке изучает словарный состав?

  • Синтаксис
  • Лексика
  • Морфология
  • Орфоэпия

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются:

  • синонимы
  • Омонимы
  • Многозначные
  • Однозначные

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

  • Синонимы
  • Омонимы
  • Многозначные
  • Однозначные

Укажите строчку, в которой все выделенные слова употреблены в переносном значении:

  • Ледяной взгляд, ледяная глыба
  • Железный характер, железный воля
  • Горячее блюдо, горячее сердце
  • Золотое кольцо, золотые руки

Какие ошибки вы допустили?

Создание проблемной ситуации Найти четвертое «лишнее» в каждой строчке: Большой, огромный, великий, маленький. Бежать, нестись, лететь, стоять. Правда, истина, ложь, реальность. Почему эти слова оказались лишними? Какие слова мы будем сегодня изучать? Что нам нужно научиться находить в тексте?

Создание проблемной ситуации

Найти четвертое «лишнее» в каждой строчке:

  • Большой, огромный, великий, маленький.
  • Бежать, нестись, лететь, стоять.
  • Правда, истина, ложь, реальность.

Почему эти слова оказались лишними?

Какие слова мы будем сегодня изучать?

Что нам нужно научиться находить в тексте?

Изучение  теоретического  материала Работа с учебником, изучение параграфа «Антонимы». Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения: Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратятся ….. Петя поднимается в гору, а Коля….. Петя идет тяжело, а Коля ….. Петя большой, а Коля ….. У Пети темные волосы, а у Коли ….. Подчеркните слова с противоположным значением. Определите, какой частью речи они являются.

Изучение теоретического материала

Работа с учебником, изучение параграфа «Антонимы».

Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения:

  • Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратятся …..
  • Петя поднимается в гору, а Коля…..
  • Петя идет тяжело, а Коля …..
  • Петя большой, а Коля …..
  • У Пети темные волосы, а у Коли …..

Подчеркните слова с противоположным значением. Определите, какой частью речи они являются.

Алгоритм определения антонимов

Алгоритм определения антонимов

Закрпление изученного материала

Закрпление изученного материала

Работа с упражнениями учебника: Выписать антонимы по группам из упр.369. Работа по вариантам с упр.370 с взаимопроверкой.

Работа с упражнениями учебника:

  • Выписать антонимы по группам из упр.369.
  • Работа по вариантам с упр.370 с взаимопроверкой.
Дописать пословицы и поговорки. Подчеркнуть антонимы. Доброе слово дом построит, а …… Ученье - свет, а….. Труд человека кормит, а ….. Человек от лени болеет, а ….. Корень ученья горек, а …..

Дописать пословицы и поговорки. Подчеркнуть антонимы.

  • Доброе слово дом построит, а ……
  • Ученье - свет, а…..
  • Труд человека кормит, а …..
  • Человек от лени болеет, а …..
  • Корень ученья горек, а …..
Озаглавить текст, разделить на части, выписать предложения с антонимами. Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое. Увидишь и глазам не поверишь. А подойдешь, пощупаешь, так и есть, мохнатое! Ствол сверху обыкновенный, а снизу звериной шерстью оброс! Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдёт к дереву и начнёт тереться! Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору счёсывает. Одна коза почешется, вторая потрётся, третья поскребётся, вот дерево шерстью и обрастает. Стоит волосатое дерево всем на удивление. С какой целью автор употребил их в тексте?

Озаглавить текст, разделить на части, выписать предложения с антонимами.

Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое. Увидишь и глазам не поверишь. А подойдешь, пощупаешь, так и есть, мохнатое! Ствол сверху обыкновенный, а снизу звериной шерстью оброс! Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдёт к дереву и начнёт тереться! Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору счёсывает. Одна коза почешется, вторая потрётся, третья поскребётся, вот дерево шерстью и обрастает. Стоит волосатое дерево всем на удивление.

С какой целью автор употребил их в тексте?

Замените 1-е, 3-е, 4-е, 6-е и 7-е слова антонимами и получите название известного вам произведения. Быль о старящихся грушах и мертвом огне. Замените каждое из слов антонимом и получите название известного вам литературного произведения. Быль о безбожнике и начальнике своем Умнике.

Замените 1-е, 3-е, 4-е, 6-е и 7-е слова антонимами и получите название известного вам произведения.

Быль о старящихся грушах и мертвом огне.

Замените каждое из слов антонимом и получите название известного вам литературного произведения.

Быль о безбожнике и начальнике своем Умнике.

Рефлексия

Рефлексия

Домашнее задание Упр.371 параграф 69.

Домашнее задание

  • Упр.371 параграф 69.