Итоговый проект « Представление урока» Федотюк Е.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№6», Дальнереченск 2019г.
тема урока: «Антонимы»
УМК Т.А. Ладыженской и др.
Класс 5
Планируемые предметные результаты:
- Научить подбирать к слову антонимы, использовать антонимы как средства выразительности в своей речи.
Планируемые метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные:
- Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные:
- Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с антонимами
Описание урока
- Мотивация
- Актуализация знаний
- Объяснение нового материала
- Закрепление
- Самостоятельная работа с взаимопроверкой
- Работа над ошибками
- Закрепление
- Рефлексия
Актуализация знаний
Тест с самопроверкой.
Какой раздел науки о языке изучает словарный состав?
- Синтаксис
- Лексика
- Морфология
- Орфоэпия
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются:
- синонимы
- Омонимы
- Многозначные
- Однозначные
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:
- Синонимы
- Омонимы
- Многозначные
- Однозначные
Укажите строчку, в которой все выделенные слова употреблены в переносном значении:
- Ледяной взгляд, ледяная глыба
- Железный характер, железный воля
- Горячее блюдо, горячее сердце
- Золотое кольцо, золотые руки
Какие ошибки вы допустили?
Создание проблемной ситуации
Найти четвертое «лишнее» в каждой строчке:
- Большой, огромный, великий, маленький.
- Бежать, нестись, лететь, стоять.
- Правда, истина, ложь, реальность.
Почему эти слова оказались лишними?
Какие слова мы будем сегодня изучать?
Что нам нужно научиться находить в тексте?
Изучение теоретического материала
Работа с учебником, изучение параграфа «Антонимы».
Рассмотрите рисунок и закончите начатые предложения:
- Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратятся …..
- Петя поднимается в гору, а Коля…..
- Петя идет тяжело, а Коля …..
- Петя большой, а Коля …..
- У Пети темные волосы, а у Коли …..
Подчеркните слова с противоположным значением. Определите, какой частью речи они являются.
Алгоритм определения антонимов
Закрпление изученного материала
Работа с упражнениями учебника:
- Выписать антонимы по группам из упр.369.
- Работа по вариантам с упр.370 с взаимопроверкой.
Дописать пословицы и поговорки. Подчеркнуть антонимы.
- Доброе слово дом построит, а ……
- Ученье - свет, а…..
- Труд человека кормит, а …..
- Человек от лени болеет, а …..
- Корень ученья горек, а …..
Озаглавить текст, разделить на части, выписать предложения с антонимами.
Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое. Увидишь и глазам не поверишь. А подойдешь, пощупаешь, так и есть, мохнатое! Ствол сверху обыкновенный, а снизу звериной шерстью оброс! Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдёт к дереву и начнёт тереться! Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору счёсывает. Одна коза почешется, вторая потрётся, третья поскребётся, вот дерево шерстью и обрастает. Стоит волосатое дерево всем на удивление.
С какой целью автор употребил их в тексте?
Замените 1-е, 3-е, 4-е, 6-е и 7-е слова антонимами и получите название известного вам произведения.
Быль о старящихся грушах и мертвом огне.
Замените каждое из слов антонимом и получите название известного вам литературного произведения.
Быль о безбожнике и начальнике своем Умнике.
Рефлексия
Домашнее задание