СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для воспитателей "Готовность к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для воспитателей "Готовность к школе".

Просмотр содержимого документа
«Презентация для воспитателей "Готовность к школе"»

Психологическая готовность  детей  к  школе Мяликова Елена Анатольевна педагог-психолог

Психологическая готовность детей к школе

Мяликова Елена Анатольевна

педагог-психолог

 В чем проявляется неподготовленность  к школьному обучению?   Неподготовленный к школе ребенок не  может сосредоточиться на уроке, часто  отвлекается, не может включиться в общий режим работы  класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к  шаблонным действиям и решениям, у него возникают  затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по  по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в  этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать  и считать, не говоря уже о 6-летках.  «Быть готовым к школе – не значит  уметь читать, писать и считать.  Быть готовым к школе – значит  быть готовым всему этому  научиться.»   ( Венгер Л.А.)

В чем проявляется неподготовленность

к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребенок не

может сосредоточиться на уроке, часто

отвлекается, не может включиться в общий режим работы

класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к

шаблонным действиям и решениям, у него возникают

затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по

по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в

этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать

и считать, не говоря уже о 6-летках.

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому

научиться.»

( Венгер Л.А.)

  Что же означает психологическая  готовность ребенка к школе?   От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ), писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать ( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе. Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.  Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще  делать домашние задания – задача  непривычная для дошкольника – это  физическая готовность к школе.  Но, конечно, этого недостаточно .

Что же означает психологическая

готовность ребенка к школе?

От того, как ребенок подготовлен к

школе, будет зависеть успешность его адаптации,

вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи

и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок

должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ),

писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать

( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.

Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще

делать домашние задания – задача

непривычная для дошкольника – это

физическая готовность к школе.

Но, конечно, этого недостаточно .

Социальная готовность  У ребенка, поступающего  в школу, должен быть  определенный уровень  познавательных интересов,  готовность к изменению социальной  позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее  важность и социальную значимость. Но  помните, что желание пойти в школу и желание учиться  существенно отличаются друг от друга. Многие родители  понимают, насколько важно у ребенка желание учиться,  поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях  и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает  желание учиться, создает положительное отношение  к школе.

Социальная готовность

У ребенка, поступающего

в школу, должен быть

определенный уровень

познавательных интересов,

готовность к изменению социальной

позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым

и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности,

ребенок осознает необходимость учения, понимает ее

важность и социальную значимость. Но

помните, что желание пойти в школу и желание учиться

существенно отличаются друг от друга. Многие родители

понимают, насколько важно у ребенка желание учиться,

поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях

и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает

желание учиться, создает положительное отношение

к школе.

Личностная готовность  Чтобы успешно обучаться  в школе, ребенок должен  уметь строить адекватные  системе обучения отношения со  взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность.  На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».  Если же уровень произвольности остается низким, то дети  не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя  Таня».  Также ребенок должен уметь строить  отношения со сверстниками. Общение  ребенка с детьми не должно отличаться  особой конфликтностью, к  школьному возрасту он должен легко  устанавливать деловые контакты,  относиться к сверстникам как к  партнерам.

Личностная готовность

Чтобы успешно обучаться

в школе, ребенок должен

уметь строить адекватные

системе обучения отношения со

взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность.

На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».

Если же уровень произвольности остается низким, то дети

не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения.

Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку,

Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя

Таня».

Также ребенок должен уметь строить

отношения со сверстниками. Общение

ребенка с детьми не должно отличаться

особой конфликтностью, к

школьному возрасту он должен легко

устанавливать деловые контакты,

относиться к сверстникам как к

партнерам.

  В противном случае, ребенку  будет сложно выслушать ответ  одноклассника, продолжить  рассказ, начатый другим, адекватно  отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к умению встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны. Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

В противном случае, ребенку

будет сложно выслушать ответ

одноклассника, продолжить

рассказ, начатый другим, адекватно

отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Общение с другими детьми важно для формирования способности к умению встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

 Но у некоторых дошкольников  наблюдается неустойчивая,  а иногда даже заниженная  самооценка. Это говорит о  том, что дети  испытывают дефицит  внимания, любви, поддержки, эмоциональной  защищенности со стороны взрослых.  Низкая самооценка,  сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем  неуспешным в учебе.

Но у некоторых дошкольников

наблюдается неустойчивая,

а иногда даже заниженная

самооценка. Это говорит о

том, что дети

испытывают дефицит

внимания, любви, поддержки, эмоциональной

защищенности со стороны взрослых.

Низкая самооценка,

сформированная на протяжении

дошкольного детства, может стать причиной

неуспеваемости в школе. Она порождает страх

неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ

от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать

у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем

неуспешным в учебе.

Интеллектуальная готовность  Интеллектуальный  аспект готовности к  школе – это уровень  развития познавательной сферы  психики. Он затрагивает такие психические  функции, как восприятие, внимание, память,  мышление, речь.  Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности  хотя бы 5-10 минут.   Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание  - запомнить 10 слов, не связанных по  смыслу. В первый раз он повторит от 2 до  5 слов. Можно называть слова еще раз и  после 3 – 4 предъявлений ребенок

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальный

аспект готовности к

школе это уровень

развития познавательной сферы

психики. Он затрагивает такие психические

функции, как восприятие, внимание, память,

мышление, речь.

Внимание: важным показателем развития внимания является

то, что в деятельности ребенка появляется действие по

правилу – первый необходимый элемент произвольного

внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в

состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности

хотя бы 5-10 минут.

Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание

- запомнить 10 слов, не связанных по

смыслу. В первый раз он повторит от 2 до

5 слов. Можно называть слова еще раз и

после 3 – 4 предъявлений ребенок

 обычно запоминает более половины слов.  Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить  более 3-х слов с 4-го предъявления,  возможно, ему необходима консультативная помощь специалиста. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.  Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление  (манипулирование предметами), улучшается наглядно-  образное мышление (манипулирование образами и  представлениями). Например, дети  этого возраста уже могут понять, что  такое план комнаты. С помощью  схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться  предпосылки логического мышления.

обычно запоминает более половины слов.

Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить

более 3-х слов с 4-го предъявления,

возможно, ему необходима консультативная

помощь специалиста. К 7 годам процесс формирования

произвольного запоминания можно считать завершенным.

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление

(манипулирование предметами), улучшается наглядно-

образное мышление (манипулирование образами и

представлениями). Например, дети

этого возраста уже могут понять, что

такое план комнаты. С помощью

схематичного изображения групповой

комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры

«Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться

предпосылки логического мышления.

 Воображение:  становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Воображение:

становится активным – произвольным.

А также воображение выполняет еще

одну роль – аффективно-защитную.

Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно

тяжелых переживаний и травм.

Игра как подготовка к школе Полезны игры разные. Даже  Полезны также игры с «несерьезные» игры: в  пластилином, карандашами и  т.д. То есть почетное место «больницу», «Дочки-матери»,  занимает лепка, «школу». Особенно ценно, когда в таких играх  аппликация,  рисование, участвуют сразу  конструирование. несколько детей.  В этих занятиях Это развивает коллективизм,  развивается представление о ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать  мире, предметах, животных,  людях. Также развивается возникающие конфликты. умение мысленно представлять Дети осваивают взрослую жизнь, систему  предметы, поведения,  «рассмотреть» их в уме.  Позднее это окажется обязанности. И главное – все  важным при изучении  физики, геометрии и др. происходит без принуждения, легко и охотно.

Игра как подготовка к школе

Полезны игры разные. Даже

Полезны также игры с

«несерьезные» игры: в

пластилином, карандашами и

т.д. То есть почетное место

«больницу», «Дочки-матери»,

занимает лепка,

«школу». Особенно ценно,

когда в таких играх

аппликация,

рисование,

участвуют сразу

конструирование.

несколько детей.

В этих занятиях

Это развивает коллективизм,

развивается представление о

ребенок учится строить

взаимоотношения, разрешать

мире, предметах, животных,

людях. Также развивается

возникающие конфликты.

умение мысленно представлять

Дети осваивают взрослую

жизнь, систему

предметы,

поведения,

«рассмотреть» их в уме.

Позднее это окажется

обязанности.

И главное – все

важным при изучении

физики, геометрии и др.

происходит без принуждения,

легко и охотно.

Лучше сделать заранее :  1. Познакомьте ребенка с его  учителем еще до официального начала занятий. 2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. 3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. 4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки. 5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности  завести новых друзей.  6. Скажите ребенку, что чувствовать  волнение несколько первых дней –  абсолютно нормально, и что это  испытывают все дети без исключения.

Лучше сделать заранее :

1. Познакомьте ребенка с его

учителем еще до официального начала занятий.

2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.

4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.

5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности

завести новых друзей.

6. Скажите ребенку, что чувствовать

волнение несколько первых дней –

абсолютно нормально, и что это

испытывают все дети без исключения.