СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "А. С. пушкин "Зимнее утро."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "А.С.Пушкин Зимнее утро"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "А. С. пушкин "Зимнее утро."»

Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина» Цели урока: Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта; Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина,
  • Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;
  • Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
Представьте, что сейчас зима.  Попробуйте в нескольких предложениях описать это время года, а поможет вам в этом следующий слайд.

Представьте, что сейчас зима. Попробуйте в нескольких предложениях описать это время года, а поможет вам в этом следующий слайд.

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Работа со словом:  Подберите синонимы. Нега Взор Вечор Нынче Озарена Велеть Запречь Предадимся Наслаждение Взгляд Вчера Сейчас Освещена Приказать Запрячь Отдадимся

Работа со словом: Подберите синонимы.

Нега

Взор

Вечор

Нынче

Озарена

Велеть

Запречь

Предадимся

Наслаждение

Взгляд

Вчера

Сейчас

Освещена

Приказать

Запрячь

Отдадимся

Беседа по вопросам: Что описывает поэт?  (утро, лес, небо, снег) С какой целью он использует контрастное описание природы?  ( он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей)

Беседа по вопросам:

Что описывает поэт?

(утро, лес, небо, снег)

С какой целью он использует контрастное описание природы?

( он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей)

Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения  Мороз и солнце; день чудесный!  Еще ты дремлешь, друг прелестный -  Пора, красавица, проснись:  Открой сомкнуты негой взоры  Навстречу северной Авроры,  Звездою севера явись!   К.А.Саврасов «Зима»

Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

К.А.Саврасов «Зима»

Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. С.Ю.Жуковский «Зима»

Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств?

Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.

С.Ю.Жуковский «Зима»

Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения.  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,  На мутном небе мгла носилась;  Луна, как бледное пятно,  Сквозь тучи мрачные желтела,  И ты печальная сидела -  А нынче... погляди в окно:

Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:

Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.

Как и почему меняется настроение во второй строфе?

Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи».

Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.

Антитеза - противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи.

Антитеза -

противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи.

Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения.  Под голубыми небесами  Великолепными коврами,  Блестя на солнце, снег лежит;  Прозрачный лес один чернеет,  И ель сквозь иней зеленеет,  И речка подо льдом блестит.   С.Ю.Жуковский «Иней»

Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения.

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

С.Ю.Жуковский «Иней»

Какими красками нарисована природа в третьей строфе? В.Д.Поленов «Ранний снег» Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.

Какими красками нарисована природа в третьей строфе?

В.Д.Поленов «Ранний снег»

Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.

Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения  Вся комната янтарным блеском  Озарена. Веселым треском  Трещит затопленная печь.  Приятно думать у лежанки.  Но знаешь, не велеть ли в санки  Кобылку бурую запречь?

Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Можно ли услышать, что происходит в доме? … Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [ р ] , [ т ] , [ с ] , [ щ ] помогают передать треск дров в печи

Можно ли услышать, что происходит в доме?

… Веселым треском

Трещит затопленная печь

Согласные звуки [ р ] , [ т ] , [ с ] , [ щ ] помогают передать треск дров в печи

Аллитерация - повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи.

Аллитерация -

повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи.

Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения  Скользя по утреннему снегу,  Друг милый, предадимся бегу  Нетерпеливого коня  И навестим поля пустые,  Леса, недавно столь густые,  И берег, милый для меня. Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»

Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»

Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. И.И.Шишкин «Зима»

Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты?

Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни.

И.И.Шишкин «Зима»

Что изображает поэт в стихотворении?  А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.

Что изображает поэт в стихотворении?

А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.

Домашнее задание Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть; Нарисовать иллюстрации к стихотворению; Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике.

Домашнее задание

  • Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть;
  • Нарисовать иллюстрации к стихотворению;
  • Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике.
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!