Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Моделирование как метод познания"»
Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень маленькие или очень большие объекты, очень медленные или очень быстрые процессы и др.)
Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д.
Макеты и схемы в строительстве
Электрические схемы в электродинамике
Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов.
Гелиоцентрическая система мира Коперника, модель атома Резерфорда - Бора, модель расширяющейся Вселенной, модель генома человека и др.
Все художественное творчество является процессом создания моделей. (Басня и пр.)
А также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и пр.
- это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Например, человек, в разных науках он исследуется в рамках различных моделей.
В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии – как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее.
- это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса .
(Цвет модели самолета, геометрическое расположение элементов цепи относительно друг друга и т. д.)
С одной стороны , различные типы географических карт (политические, физические и пр.) представляют информационные модели, отражающие различные особенности земной поверхности.
С другой стороны , в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки.
Один и тот же объект может иметь множество моделей ,
а разные объекты могут описываться одной моделью .
Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования.
- Может ли объект иметь несколько моделей? Приведите примеры.
- Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Если да, то приведите примеры.