Думы нездешней полна,
Чуть загрустив отчего-то,
Молча стоит у окна
В мыслях – расчеты,
расчеты…
Да математике надо
Мир постигать наш –
и вот
Страсть отстраненного взгляда
В прорву пространства ведет.
Пусть ей взгрустнется немножко
Жалобы не услыхать…
Строгая смотрит в окошко
Сущее хочет позвать.
Фалес Милетский
Математик Греции
Родился в середине седьмого века до н.э., он прожил долгую, яркую жизнь. Фалес Милетский считается родоначальником математики, физики и философии. Одну из теорем Фалеса мы изучаем в школьном курсе геометрии
Дату появления математики как науки можно определить довольно точно – шестой век до н.э. На протяжении 20-30-ти предыдущих веков народы Древнего Востока сделали немало открытий в арифметике, геометрии, астрономии, но не единой математической науки они не создали. Грекам же это удалось в течение одного столетия, что до сих пор кажется чудом
Самые ранние математические тексты известные в наши дни, оставили две великие цивилизации древности – Египет и Месопотамия (или Междуречье)
В 1858 году был найден папирус Райнда, названный так по имени своего первого владельца. Рукопись представляет собой узкую (33 см) и длинную (5,25 м) полосу папируса, содержащую 84 задачи.
Теперь одна часть папируса хранится в Британском музее в Лондоне, а другая находится в Нью-Йорке. Папирус Райнда переписал писец Ахмес около 1650 года до н.э.
Автор оригинала неизвестен, установлено лишь, что текст создавался во второй половине XIX века до н.э.
Примерно с IV века до н.э. древние греки стали на путь самостоятельных изысканий по математике и достигли в этом направлении значительных успехов, особенно по геометрии
Творчество Эвклида, Архимеда и Аполония было вершиной греческой математики. В III веке до н.э. древнегреческая геометрия достигла апогея в работах Эвклида, написавшего 13 книг по геометрии, объединенных общим названием «Начала»
Значительных успехов в теории чисел достигли Пифагор и его ученики
Самое значительное сочинение Диофанта – это его «Арифметика», которая дошла до нас в шести книгах (полагают, что их было 13). По содержанию «Арифметики» Диофанта можно судить о состоянии алгебры у древних греков
На родном языке
Путник: Здесь прах погребен Диофанта. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни.
Часть шестую его представляло прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни – покрылся пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетье: он был осчастливлен рождением прекрасного первенца – сына,
Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравнению с отцом.
И в печали глубокой старец земного удала конец воспринял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился
Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?
Пусть Диофант прожил х лет, тогда получим уравнение:
х/6+х/12+х/7+х/2+5+4=х
корень которого
х=84
Древнегреческая задача о статуе Минервы (Минерва – в греческой мифологии, богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел)
Я – изваяние из злата. Поэты, то злато в дар принесли:
Харизий принес половину всей жертвы,
Феспия часть восьмую дала; десятую Солон
Часть двадцатая – жертва певца Фемисона,
А девять все завершивших талантов обет,
Аристоником данный.
Сколько же злата поэты все вместе
в дар принесли?
Пусть поэтами в дар
принесены Х талантов
х/2+х/8+х/10+х/20+9=Х
х=40
Задача Пифагора
Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями: сколько учеников веду я к рождению вечной истины»
Сколько учеников у Пифагора?
Пусть у Пифагора Х учеников, составим уравнение
х/2+х/4+х/7+3=х
х=28
Наибольших успехов индийские ученые достигли в области математики. Они являлись основоположниками арифметики и алгебры, в разработке которых пошли дальше греков.
Величайшим достижением древнеиндийской математики является прежде всего открытие позиционной системы счисления, состоящей из десяти индийских цифр, включая и знак 0, называемый по-индийски «сунья», что дословно означает «ничто »
Ариабхат (конец I века)
Брамагупта ( VII века)
Бхаскара ( XII века)
«Подобно тому, как солнце затмевает своим блеском звезды, так мудрец затмевает славу других людей, предлагая и особенно решая на народных собраниях математические задачи»
Задача Бхаскара II (1114 – 1185 гг.)
Одна треть, одна пятая и одна шестая цветков лотоса в венке посвящена богам Шиве, Вишну и Сурье, одна четвертая – Бхавани. Остальные 6 цветков предназначены почитаемому праведнику.
Сколько цветков лотоса сплетено в венок?
Х цветков в венчике
х/3+х/5+х/6+х/4+6=х
Х=120
Древнеиндийская задача
Есть кадамба цветок.
На один лепесток пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди, трижды их ты сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед
И везде ароматов цветов наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?
Х всего пчел
х/5+х/3+3*(х/3-х/5)+1=х
х=15
Первые сведения о развитии математики на Руси относятся к IX – XII векам. Сохранившиеся математические документы (рукописи раннего периода относятся к XV – XVII векам)
Старинная русская арифметическая рукопись XVII века состоит из следующих статей:
- «Статья торговая»
- «Статья о нечестии во всяких овощах и товарах»
- «Статья меновая в торгу»
- «Складная статья торговая»
Задача Л.Н.Толстого
Пять братьев, делили наследство – три дома. Чтобы все получили поровну в денежном выражении, браться поступили так: три старших брата взяли себе по дому, а младшим они заплатили деньги. Каждый из трех братьев заплатил 800 рублей.
Много ли стоит один дом?
1200рублей
Задача из «курса алгебры» А.Н.Страннолюбского
Два работника прожили у хозяина равное время; один из них получал по 15, а другой по 10 рублей в неделю. При окончательном расчете оказалось, что первый работник должен получить более второго именно на ту сумму, которую он забрал в течении работы, а забрал он сперва 4,5 рублей, а второй 3,5 рублей, и наконец 7 рублей.
Сколько недель продолжалась работа?
Х – число недель работы
(15-10)*х=4,5+3,5+7
5х=15
х=3