Литературные направления:
РЕАЛИЗМ
«Реализм – от слова «realis» (лат.) – вещественный ».
«…реализм предполагает, помимо правдивости деталей, изображение типических характеров в типических обстоятельствах»
Фридрих ЭНГЕЛЬС
Реализм как осмысленный художественный метод появился именно в 19 веке. В России – приблизительно в 20-е годы, в Европе позже. Литературное направление, которое тогда оформилось, принято называть «критическим реализмом» – критическим по отношению к современному обществу.
Реализм объясняет характер теми обстоятельствами, которые оказали влияние на его становление.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
1
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В РЕАЛИЗМЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРОЯ
2
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
3
ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРОЯ
4
5
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ
Реалисты стараются учесть как можно больше факторов, но интересуют их в первую очередь именно типические (общие для этой страны или конкретного сословия в определенную эпоху) обстоятельства – и порождаемые ими типические характеры. Увидеть тип считалось у реалистов заслугой.
Характеры, которые изображают реалисты, обычно не делятся «до конца» на положительные и отрицательные. Они сложны, и чем сложнее, тем правдивей и ближе к жизни. А правда жизни для реалиста – главный критерий художественной удачи.
Внешнее правдоподобие – отнюдь не главный признак реализма. Впрочем, оно представляет для реалистов эстетическую ценность: они умеют видеть важное и интересное в любых, самых ничтожных и приземленных мелочах жизни.
В реализме не может быть и речи о высоком и низком стиле. Герой говорит тем языком, который соответствует его «обстоятельствам».
Кроме самих характеров реалистам обязательно нужно показать те типические обстоятельства, которые их сформировали.
Приложение
РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ
У живописи отношения с термином
«реализм» не совсем такие, как у литературы. Задачу «изобразить похоже» художники ставили перед собой с древнейших времен. Поэтому о реализме говорят по отношению к живописи разных эпох и направлений.
В Голландии 17 века художники часто рисовали натюрморты, в которых был зашифрован аллегорический смысл. Все части натюрморта выглядели при этом весьма реалистично.
Франц СНЕЙДЕРС. Натюрморт с лебедем
Рубенс любил изображать в своих картинах на мифологические сюжеты не идеальных красавцев и красавиц, а крепкие и довольно упитанные тела реальных людей.
П.П. РУБЕНС. Вакх
Василий Тропинин писал очень похожие портреты, но люди на них существуют в некой идеальной среде, их социальная принадлежность размыта и не ясна.
Василий ТРОПИНИН. Портрет Арсения Васильевича Тропинина,
сына художника
Реализм как художественное направление возник в живописи в XIX веке. Его появление связано с Гюставом Курбе, открывшим в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».
Гюстав КУРБЕ. Дробильщики камней
В России реализм как художественное направление провозгласили и воплотили в жизнь художники-передвижники.
И.Е. РЕПИН. Бурлаки на Волге. Фрагмент
Художники-импрессионисты тоже
стремились к тому, чтобы их картины
выглядели «как в жизни», только критерием жизненности для них была уже не объективная реальность, а мгновенное впечатление от неё человека.
Клод МОНЕ. Впечатление. Восход солнца