Повторяемость деятельности педагога (предоставление необходимой информации, организация познавательной деятельности учащихся, установление коммуникации в учебном процессе) приводит к формированию стереотипов в ней. В разработке представлен анализ продуктивных и непродуктивных приемов деятельности педагога по предоставлению информации на занятиях, а также даются рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на занятии, использованию приемов познавательной деятельности, использованию способов создания проблемной ситуации.
Просмотр содержимого документа
«Приемы деятельности педагога по предоставлению информации на занятиях в творческом объединении»
«Приемы деятельности педагога
по предоставлению информации на занятиях
в творческом объединении»
Введение
Повторяемость деятельности педагога (предоставление необходимой информации, организация познавательной деятельности учащихся, установление коммуникации в учебном процессе) приводит к формированию стереотипов в ней. Основными отрицательными стереотипами, препятствующими продуктивному решению педагогических задач, являются следующие:
стремление строить учебный процесс по схеме: изложение- восприятие- воспроизведение- закрепление (характерно для всех категорий преподавателей);
ориентация в преподавательской работе на содержательную сторону: «Знай свой предмет и излагай его ясно», ориентация на объем материала, а не на структуру и способы деятельности;
стремление сохранить привычный (иногда со времени собственного учения) подход к изложению материала и преподаванию в целом;
гипертрофия функции контроля в обучении;
превалирование на практических и лабораторных занятиях собственной активности преподавателя – стремление все еще раз рассказать, разъяснить, повторить, «дать», прочитать;
связь оценки личности обучаемого с его успеваемостью
стремление к излишней детализации, упрощению материала, «приспособлению» его в надежде, что он будет лучше усвоен;
организация поведения учащихся в ущерб их деятельности.
Эти и другие стереотипы являются очень устойчивыми
Педагогический прием.
Прием – Это способ педагогических действий в определенных условиях (= понятию операция). Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и т.д.) – методический прием, который может быть подчинен разным задачам : научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности и т. д. Взаимосвязи методов и приемов подвижны, одни и те же приемы могут использоваться в разных методах.
Предоставление информации и создание ориентировочной основы – обязательный блок в деятельности преподавателя на занятии. В этой части необходимо отметить два момента, которыми преподаватели зачастую пренебрегают в своей работе. Часто для обучаемых остаются неясными цели изучения того или иного материала, и у них может создаться впечатление, что изучаемое им не пригодится. Второе – недостаточно уделяется внимания свертыванию (уплотнению) информации. На практических занятиях преподаватели часто увлекаются монологом, тем самым превращая его в лекцию, вместо создания ориентировочной основы, выдают готовую инструкцию к деятельности, не обсуждая ее целесообразность, не привлекая к этому учащихся. Тем не менее, представление информации – лучшее, что умеют делать современные преподаватели. К сожалению, для получения современного образования этого недостаточно. По результатам исследований, приводимых в книге «Как проанализировать собственную педагогическую деятельность» Г.Б. Скок, стремление сохранить привычную позицию в этом вопросе у педагогов является очень сильным. Некоторые рекомендации по представлению информации и созданию ориентировочной основы деятельности представлены в таблице.
Приемы деятельности преподавателя по предоставлению информации на занятиях
Непродуктивные приемы | Продуктивные приемы |
Сообщается только тема занятия, цель и задачи ставятся нечетко или не ставятся | Четко ставятся цель и задачи |
Выдача готовой инструкции | Обсуждение плана деятельности |
План лекции не сообщается | Сообщается тема и план лекции |
План сообщается, но лектор ему не следует | Количество узловых вопросов, обсуждаемых на лекции, не более трех |
Полученные результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех | Подробный анализ результатов |
В конце выводы не делаются или делаются после звонка | Обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного |
Частое повторение сказанного одними и теми же словами | Использование материалов из других областей |
Непрерывный монолог | Материал не повторяет учебник |
Ответы на вопросы нечеткие, вопросы остаются без ответа | Наличие четкой позиции преподавателя |
Однообразие способов предоставления информации | Свободное владение материалом (ответы на вопросы, отсутствие привязанности к конспекту) |
Неиспользование или однообразие средств наглядности | Информация предоставляется на языке слов, формул, образов |
Чрезмерная детализация информации | Разнообразие средств наглядности |
| Свертывание, уплотнение информации |
Главной задачей преподавателя на занятиях является организация познавательной деятельности учащихся. Рекомендации представлены в таблице:
Деятельность преподавателя по активизации
познавательной деятельности учащихся на занятии
Непродуктивно | Продуктивно |
Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем | Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися |
Преподаватель мгновенно сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос | Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии |
Приемы познавательной деятельности не подчеркиваются и не осознаются преподавателем | Подчеркиваются приемы познавательной деятельности |
Даются только самые общие рекомендации («работать», «быть внимательными») | Анализ конкретных ситуаций, игровые ситуации, соревнование |
Отсутствие приемов активизации деятельности или неумелое их использование | Подчеркивание важности информации для жизни, профессии, развития |
Частые паузы в ожидании тишины | Организация группорой и парной работы |
Активность преподавателя превышает активность учащихся | Целенаправленная ошибка |
Однообразие способов активизации познавательной деятельности | Размышление вслух |
Деятельность носит репродуктивный характер | Выступления учащихся с докладами |
Активно работает один у доски или сам преподаватель | Удачная пауза, дающая время на обдумывание |
| Активность учащихся превышает активность преподавателя |
| Разнообразие методов активизации деятельности |
| Использование обучающих и контролирующих программ, работа с ЭВМ |
| Стимулирование задания вопросов учащимися |
| Активно работает большинство |
Приемы познавательной деятельности
Подчеркивание приемов познавательной деятельности обычно осуществляется словами: «заметьте», «следите», «обратите внимание», «будьте внимательны – это очень важно». Можно привести примеры следующих приемов:
переводим с языка слов на язык образов;
устанавливая имеющееся существенное сходство, рассуждаем по аналогии;
выбираем признак как основу для классификации;
пробуем предсказать результаты эксперимента;
представляем экспериментальные данные графически так, чтобы зависимость оказалась линейной – это часто можно сделать, сообразив, что нужно откладывать по осям координат;
рассуждаем от общего в частному и наоборот;
подчеркиваем ключевые слова;
используем разные цвета при ведении конспекта.
Способы создания проблемной ситуации
Способы создания проблемной ситуации.
Необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации.
Противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации).
Побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению.
Предъявление парадоксов (противоречия между жизненными и научными представлениями).
Задание ситуаций практического характера, требующих оценки (самостоятельной, совместной с преподавателем, групповой, коллективной).
Постановка эксперимента, результаты которого нужно понять, обобщить.
Заключение
Полезно проанализировать деятельность коллег, а так же решить, насколько продуктивна собственная деятельность.
Таким образом, продумывая каждую составную часть занятия, оптимально выбирая методы и приемы педагогического процесса, опираясь на свои личностные особенности, индивидуальные и возрастные особенности детей, педагог должен постепенно овладевать мастерством и занятие должно становиться радостным для учеников и преподавателя