СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы активизации творческой мыслительной деятельности на уроках в начальных классах.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ученик – это не сосуд,  который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.» Мудрость обитателей степи гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?

Просмотр содержимого документа
«Приёмы активизации творческой мыслительной деятельности на уроках в начальных классах.»

Тема моего выступления «Приёмы активизации творческой мыслительной деятельности на уроках в начальных классах. Начать свое выступление я хочу с 2 фраз, которые вы с легкостью закончите вместо меня: «Ученик – это не сосуд,  который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.» Мудрость обитателей степи гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?

Объм школьных знаний велик, а быть пассивным объектом обучения ребенку неинтересно.Китайская пословица гласит: «Расскажи  - и я забуду.Покажи – и я запомню.Дай попробовать – и я пойму.»

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Активизация мыслительной деятельности учащихся - наиболее актуальная проблема современной педагогической науки и практики. Она занимает важное место в комплексе задач обучения. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесьотводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий ,в основу которых положено умение детей креативно мыслить, стали неотъемлемой частью современного образования. Использование в работе современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной, активной, творческой, мыслительной деятельности.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Галина Ивановна считает, что интересный курс можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый хорошим учителем, легко усваивается);

  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

  • методов и приемов обучения.

Последнее условие – это широкое поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Сегодня я предлагаю некоторые приёмы активизации творческой мыслительной деятельности на уроках.

Начну с приема, который использую на уроках русского языка, литературного чтения. У детей он имеет большой успех, так как позволяет самим создавать новые слова, по времени он малозатратен.

Суть его в том, что учащимся необходимо убрать лишний слог, при этом образуется новое слово.Следующий приём «Из двух третье».При сложении двух слов образуется новое слово.Успешно, на различных этапах урока, работает приём «Ребусы». На уроках русского языка, математики, окружающего мира детям нравится создавать слова зашифрованные в них, а так же часто они и сами придумывают ребусы. Восторг у детей вызывает приём «Ералаш» по созданию шуточных стихов из фраз .

«Программированный опрос» используется для устного счёта.

Дети очень любят работать с этим приёмом. Суть в следующем: на доске пишутся несколько заданий, к ним таблица. Каждый ученик получает карточку с обозначением № заданий и букв. Решая первое задание, выбираем из таблицы правильный результат, зачёркиваем клеточку в пересечении № задания и буквы.

Преимущество приёма в том, что заданий можно взять хоть сколько, либо по теме, либо разноплановых, работы проверяются моментально.

Следующий приём основан на диагностической методике «Прогрессивные матрицы Равена». Детям предлагается дорисовать недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Наблюдения последних лет показали, что дети, поступающие в 1 класс, часто имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, присутствует сужение значения слов. Именно как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, я использую на уроках технологию критического мышления синквейн.

Хотя, процесс написания синквейна позволяет учителю и в начальной школе гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. К тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, помогает синтезировать сложную информацию, расширяет понятийный и словарный багаж учащихся.

При работе с данным приёмом учитель решает сразу несколько задач:

1) изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

2) отрабатываются знания по предметам, причём работа идёт в творческом ключе,

3) значительно активизируется словарный запас ребёнка,

4) совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов,

5) активизируется и развивается мыслительная деятельность,

6) совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо,

7) развивается память.

Синквейн пишется по определенным правилам.

Он состоит из 5 строк, а его форма напоминает ёлочку.



Структура синквейна такова:



  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка - одно слово, обычно существительное, может быть синоним, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Этот приём даёт возможность каждому ребёнку попробовать творческие силы. С его помощью легко составить пирамиду успеха, потому что синквейн получается у всех, это ведёт к состоянию успеха, а значит каждый может почувствовать себя талантливым творцом.



Разумная занимательность на уроках имеет большую педагогическую ценность. При этом, говоря о занимательности, следует иметь в виду не развлечение школьников пустыми забавами, а занимательность содержания учебных заданий либо формы, в которой они представлены