СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение икт в работе учителя начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ  В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Просмотр содержимого документа
«Применение икт в работе учителя начальных классов.»

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. (педагогические чтения)


В.В Терентьева, И.А.Филиппова учителя начальных классов

СОШ №35 им. Ю.Н.Павлова, г. Караганды


В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050» говорится: «Качественное образование от детского сада до университета будет доступно по всей стране каждой семье». Для решения задач предстоящего десятилетия, говорится в Послании - необходимо мобилизовать всё общество. И поэтому задача каждого учителя отнестись с особой ответственностью и внести свой вклад для решения этих важных задач. Сегодня одной из таких задач является грамотное использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в обучении младших школьников.

С каждым годом растет количество учащихся, имеющих свой персональный компьютер. Приходя в первый класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. При дальнейшей беседе выясняется, что вся “работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. Особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией научить ребёнка работать с информацией, научить учиться.

Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным. Позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного к деятельностному подходу в обучении, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Целью нашей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках  с использованием компьютерных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;

  • развивать познавательные процессы;

  • содействовать творческому развитию каждого ученика;

  • способствовать воспитанию социально – активной личности.


 При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  1. мультимедийные курсы

  2. презентации к урокам

  3. логические игры

  4. тестовые оболочки

  5. ресурсы Интернет

  6. электронные энциклопедии.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

  1. подготовка учащихся к усвоению новых знаний

  2. усвоение новых знаний

  3. закрепление новых знаний

  4. подведение итогов урока

  5. домашнее задание.

Для подготовки к урокам мы используем программу POWER POIN на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Программа позволяет представить материал в текстовом, видео, аудио формате, использовать флипчарт и презентации. Нами разработан цикл уроков по таким предметам, как математика, русский язык, познание мира, трудовое обучение, изобразительное искусство. Создана и постоянно пополняется методическая папка электронных наглядных пособий. Она состоит из работ, выполненных с помощью программ Office Excel, PowerPoint и Movie Maker. Это и презентации, и слайд-шоу, и небольшие видеоролики, а так же схемы и диаграммы.

В данной методической папке мы сохраняем наиболее интересные работы, которые используем в дальнейшем как наглядный материал на других уроках. Активное участие в создании электонных работ принимают и учащиеся четвертых классов, создание презентаций в программе Power Point, что позволяет им проявить дизайнерские способности и продемонстрировать свои умения владением программой. При этом мы курируем работу, не позволяя "спецэффектам" вытеснить материал на второй план. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха; формирует новый взгляд учителя на личность ребенка, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей, поскольку такая работа предполагает активное проникновение в процесс восприятия и усвоения знаний учащимися.

Уроки с применением компьютерных технологий особенно актуальны в привлечении к обучению слабомотивированных учащихся. Такие ученики требуют особого внимания со стороны педагога, и компьютерные технологии помогают приобщить их к учебе и поощряют желание человека реализовать свои таланты. У младших школьников наиболее развито наглядно-образное мышление. Программы MS POWER POINT обладают большим потенциалом наглядно-образного представления. Мы предлагаем на уроке русского языка  заранее напечатанный текст вывести на экран и предложить ученикам у доски исправлять ошибки или вставить пропущенные буквы. На уроках литературы дети знакомятся с портретами писателей, репродукциями картин, слышат музыку и художественное чтение, это активизирует и визуальные, и слуховые каналы восприятия учебной информации. На уроках математики с помощью обычных приложений WINDOWS учащийся может производить вычисления, строить графики с помощью компьютера и обрабатывать результат наравне с опытным учителем. Интерактивные игровые упражнения-тренажеры увеличивают продуктивность уроков на 30-40%. Они фиксируют, подсчитывают и выводят результаты на экран. Это позволяет учащемуся увидеть полученный результат, что развивает умение критически оценивать свою деятельность.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить и о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени,  снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом. Как и в любой работе - работа с компьютером имеет свои «риски», поэтому, необходимо взять за правило девизом в работе слова «Не навреди!» Нельзя использовать компьютер на уроке постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно, лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Просто необходимо знать нормы СанПиНа и проводить зарядку для глаз на уроках, а также научить учащихся делать её и дома. Максимальная длительность работы во время учебных занятий в соответствии с СанПиНом составляет: 

  1. в 5 классах -15минут;

  2. в 6-7 классах – 20 минут;

  3. в 8-9 классах -25 минут;

  4. в 10-11 классах -30 минут (на первом уроке),20мин (на втором)

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

 Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний

  • продвигает ребенка в общем развитии

  • помогает преодолеть трудности

  • вносит радость в жизнь ребенка

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

 Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

  1. Владеть основами работы на компьютере.

  2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

  3. Владеть основами работы в Интернет.

С целью получения информации по проводимой нами работе, был проведен анкетный опрос среди учащихся. Ученикам 2-го класса было предложено продолжить предложение: «Компьютер на уроке - это…». Варианты ответов: «компьютер - это друг, твердый учебник, книга, учитель, помощник».

В 3-ем классе проведен анкетный опрос: 1. Интересно ли тебе на уроке с компьютером? 2. Используешь ли ты домашний компьютер в учебных целях?

Результаты данного опроса демонстрируют следующее: на первый вопрос положительно ответили 100% учащихся, на второй- 95% положительных ответов.

Учащимся 4-го класса предложили составить синквейн по теме: «Компьютер на уроке». В итоге получили следующие работы, отдельные ответы учащихся: «Компьютер - это источник мудрости, бесконечный океан знаний, система, выполняющая задачи, электронный друг, часть моей учебы». «Умный, честный, познавательный, веселый, классный». «Учит, помогает, думает, рассказывает, занимается, играет, не обманывает». «Робот, партнер, учитель».

В заключении хотелось бы сказать, что каждый современный учитель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Активное использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя и позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Так же применение ИКТ в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность. Кроме того, дает возможность широкой самореализации личности младшего школьника. Можно отметить, что использование информационных компьютерных технологий в обучении младших школьников заложит хорошую основу знаний, и в целом будет способствовать повышению качества образования.